Презентация по медицине на тему «Алиментарнозависимые заболевания у детей и подростков» скачать бесплатно

< >
Презентация по слайдам
Слайд №1

Текст слайда: Алиментарнозависимые заболевания у детей и подростков Швецова В.Н., к.м.н., Доцент кафедры ППТО и УЗ


Слайд №2

Текст слайда: Питание – один из основных факторов, определяющих состояние здоровья и работоспособности. Функция питания: построение и непрерывное обновление клеток и тканей; поступление энергии для восполнения энергетических затрат организма, построение биологически активных веществ (ферментов и гормонов); повышение сопротивляемости организма к различным инфекциям; выработка общего иммунитета.


Слайд №3

Текст слайда: Рациональное питание – питание, удовлетворяющее потребности человека в пищевых веществах и энергии, обеспечивающее поддержку здоровья, хорошего самочувствия и работоспособности. Основные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода.


Слайд №4

Текст слайда: К незаменимым пищевым веществам относятся :белки, некоторые жирные кислоты, витамины, минеральные вещества, вода. Углеводы и жиры до известной степени могут быть взаимозаменяемыми или образовываться из белков. Длительная замена или взаимопреобразование приводит к нарушению обменных процессов в организме и поэтому введение их с пищей обязательно.


Слайд №5

Текст слайда: Пищевые вещества и их роль в питании и сохранении здоровья Белки –основной строительный материал организма. Они выполняют жизненно важные функции: Пластическая. Б. составляют 15-20% сырой массы различных тканей (липиды и углеводы – 1-5%).Являются основным строительным материалом клетки, ее органоидов и межклеточного вещества; входят в состав всех биологических мембран, играющих важную роль в их построении и функционировании . Каталитическая. Являются основным компонентом всех ферментов – катализаторов и регуляторов обменных процессов в организме. Гормональная. Большая часть гормонов человеческого организма имеют белковую природу (гормоны гипофиза, надпочечников, тиреоидный, инсулин и др.) Защитная (функция специфичности), Б. обеспечивают тканевую, индивидуальную, видовую специфичность (лежит в основе проявлений иммунитета и аллергии). Взаимодействие антигенов (чужеродных белков) с антителами (собственными иммуноглобулинами, образующимися в организме ) является основой защитных реакций от чужеродных агентов.


Слайд №6

Текст слайда: Транспортная. Б. Участвуют в транспорте кислорода кровью (гемоглобин), липидов, углеводов, некоторых витаминов, гормонов и лекарственных веществ. Энергетическая.Часть Б.,окисляясь в организме ,снабжает его энергией. Использование белков в качестве источника энергии усиливается при относительном дефиците углеводов и жиров. При расщеплении белков в пищеварительном тракте человека образуется 20 различных аминокислот 8 из которых (для детей до 1-го года жизни – 9 –аргинин, гистидин) не синтезируются в организме, т.е. являются незаменимыми ( валин, изолейцин, лизин, лейцин, метионин, триптофан, треонин, фенилаланин). Остальные 11 аминокислот могут взаимопревращаться (содержатся преимущественно в белках животного происхождения). Наиболее благоприятным аминокислотным составом являются белки животного происхождения(молока, молочных продуктов, мяса, рыбы, бобовых).


Слайд №7

Текст слайда: Рацион. Белковый рацион человека должен на 2/3 состоять из белков животного происхождения и на 1/3 - растительного. Ребенку 1-го года жизни необходимо 4-5 г белка на 1 кг массы тела. Младшему школьнику -80-90 г белка в сутки. Среднему школьнику – 90-100 г. Старшекласснику -100-110 г в сутки. Дефицит белка : -задержка роста, -снижение устойчивости к инфекциям, - действие неблагоприятных внешних факторов, -малокровие, -нарушению полового развития. Чрезмерное потребление : перенапряжение пищеварительного аппарата; образование в ЖКТ продуктов гниения и неполного расщепления белков, вызывающих интоксикацию организма; увеличение нагрузки на почки , что может привести их к функциональному истощению. Ежедневный рацион школьника:100-200 г мяса, 30-50 г рыбы, 400-500 мл молока или кисломолочных продуктов, 30-40 г. творога, 5-10 г сыра.


Слайд №8

Текст слайда: Жиры – состоят из глицерина и жирных кислот, являются незаменимыми компонентами пищевого рациона. Пищевая ценность жиров определяется их жирнокислотным составом и наличием в них других факторов липидной природы (фосфатидов, стеринов, и жирорастворимых витаминов ). Функции жиров: Энергетическая - обеспечивает организм депонированной (запасной) энергией. Депонируется в жировой ткани, мобилизуется при энергетических и пластических потребностях. Строительная - все клеточные мембраны состоят из белково-жировых комплексов. Защитная – подкожно-жировая клетчатка обеспечивает оптимальную терморегуляцию. Амортизационная-жировая ткань, выстилающая внутренние органы, защищает их от сотрясения. Витаминнообменная – без жиров невозможно усвоение жирорастворимых витаминов.


Слайд №9

Текст слайда: Эссенциальные (незаменимые) компоненты жирового рациона – полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) – линолевая и линоленовая. Их функция в организме: Строительный материал : клеточных мембран, соединительной ткани, миелиновых оболочек нервных волокон, Входят в состав нуклеиновых кислот. Повышают выведение из организма холестерина. Повышают эластичность сосудов. Защищают от радиации. Поддерживают определенный уровень иммунитета. Образуют простагландины (регуляторы различных процессов жизнедеятельности). Недостаток ПНЖК: - отложение холестерина в стенках сосудов, -повышенное тромбообразование, -развитие злокачественных опухолей. В состав животных жиров входит холестерин, а в растительные масла – смесь растительных стеринов (фитостерины). Фитостерины связывают холестерин и лишают его способности откладываться на стенках сосудов. Фосфолипиды - оптимизируют расщепление и всасывание триглицеридов в пищеватрительном тракте ,


Слайд №10

Текст слайда: Рацион. Суточная потребность в жирах детей : младшего школьного возраста – 80-90 г, среднего школьного возраста - 90-100 г. старшего школьного возраста - 100-110 г. Суточная потребность для взрослых : 1-1.5г/кг массы тела. Суточная потребность для пожилых людей: 0.7-0.8 г/кг массы тела. Примерно 1/3 этого количества должна быть представлена жирами растительного происхождения. Рафинирование значительно снижает пищевую ценность растительных масел. Большое количество ненасыщенных жиров содержится в подсолнечном, кукурузном, оливковом и других маслах.


Слайд №11

Текст слайда: Углеводы –органические соединения, имеющие в своем составе альдегидную (кетоновую ) и спиртовую группы. Различают: простые (моносахариды) и сложные (олиго- и полисахариды) углеводы. Наиболее важные для человека : моносахариды: глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза и др. олигосахариды: дисахариды (сахароза, лактоза, мальтоза), полисахариды: крахмал и гликоген ( перевариваемые); целлюлоза и пектиновые вещества (неперевариваемые). Моно- и дисахариды имеют сладкий вкус и называются сахарами. Структурной единицей полисахаридов и дисахаридов является глюкоза. Глюкоза быстро всасывается в ЖКТ, поступает в кровь, а затем в клетки различных органов и тканей, где участвует в процессах биологического окисления. Также быстро утилизируется фруктоза.


Слайд №12

Текст слайда: Функция углеводов: энергетическая, жирообменная, строительная. Перевариваемые полисахариды - крахмал (хлеб, картофель) и гликоген (мясо, рыба) – играют значительную роль в питании (энергетическая функция). Крахмал – основной источник углеводов. Гликоген – регулирует сахар в крови. Избыток углеводов превращается в гликоген, который откладывается в тканях и образует депо углеводов, из которого организм черпает глюкозу. Гликоген откладывается в печени и скелетных мышцах. Если углеводы с пищей не поступают, то запасы гликогена оказываются полностью использованными уже через 12-18 часов и резко усиливают окисление жиров (жирообменная функция) Неперевариваемые полисахариды - целлюлоза (клетчатка), гемицеллюлозы и пектиновые вещества (растительные волокна) - распространены в растительных продуктах и входят в состав оболочек клеток растений. Их функция: стимулируют перистальтику желчевыводящих путей и кишечника; адсорбируют на своей поверхности и выводят из организма вредные вещества и яды (токсины, соли тяжелых металлов, свинец, радиоактивные вещества, канцерогены, холестерин); являются хорошей питательной средой для полезных микроорганизмов, присутствующих в толстом кишечнике; препятствуют росту болезнетворных микроорганизмов.


Слайд №13

Текст слайда: Строительная функция углеводов - У входят в состав гликопротеидов и гликолипидов клеточных мембран. К гликопротеидам относятся большинство белков плазмы крови, .включая иммуноглобулины (антитела). Гликопротеиды входят в состав гормонов и ферментов. При недостаточном потреблении углеводов они синтезируются в организме из аминокислот и глицерина. Минимальное суточное количество количество углеводов – 50 -60 г. При дальнейшем снижении их количества , наступает резкое нарушение метаболизма: усиленное окисление жиров, накопление недоокисленных продуктов жирового обмена, усиленное расщепление тканевых, в первую очередь мышечных белков. Избыточное потребление углеводов – усиливает липогенез и может привести к ожирению. Рацион. Оптимальное потребление углеводов -50-65% суточной энергетической ценности рациона: для взрослых – 6-8 г/кг массы тела в зависимости от пола и характера интенсивности труда; для школьников начальных классов - 320-360 г.4 для школьников средних классов – 360-400 г; для старшеклассников - 400-440 г.


Скачать презентацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *