Внеклассное занятие в 1 классе на тему: «Всё это называется Природа»
Икрянова Галина Александровна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №12» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская обл.
Задачи: обобщить понятия о живой и неживой природе, воспитывать потребность в бережном отношении к окружающему миру, чувство коллектива.
Оборудование: предметные картинки с изображением предметов живой и неживой природы, чистый лист (половина альбомного листа) с цветными карандашами, лист ватмана, на котором нарисовано дерево без листьев.
Оформление доски: записаны тема занятия «Всё это называется «Природа» и девиз занятия «С природой будем мы дружить, природой будем дорожить!», предметные картинки 1 ряд – радуга, озеро, солнце, заяц; 2 ряд – птица, зверь, насекомое, звёзды;
3 ряд – человек, зверь, зонтик, рыба; дерево на листе ватмана.
Ход занятия.
1. Организация занятия. Учитель читает название темы внеклассного занятия.
Чтение хором девиза, записанного на доске: «С природой будем мы дружить, природой будем дорожить!»
Вопрос учителя:
— Как можете объяснить девиз нашего занятия?
(дети комментируют своё мнение)
2. Игра «Хитрые вопросы».
Учитель просит детей послушать стихотворение очень внимательно.
( стихотворение наизусть читают подготовленные дети)
1 ученик. Нас в любое время года учит мудрая Природа!
2 ученик. Птицы учат пению. Паучок — терпению.
Пчёлы в поле и пруду обучают нас труду!
3 ученик. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте.
И при всей огромности обучает скромности!
Отражение в воде учит нас правдивости.
1 ученик. У природы круглый год обучаться нужно.
Нас деревья всех пород – весь большой лесной народ
Все Учит крепкой дружбе!
Учитель задаёт «Хитрые» вопросы.
— Почему в стихотворении о природе говорится как о живом существе?
— Как и чему природа может учить человека?
— Какие предметы живой и неживой природы названы в стихотворении?
— Какой «лишний» предмет в каждом ряду? Объяснить своё решение.
1 ряд – радуга, озеро, солнце, заяц;
2 ряд – птица, зверь, насекомое, звёзды;
3 ряд – человек, зверь, зонтик, рыба.
— Верно ли утверждение, что человек является частью природы?
3.Учитель обобщает, человек – это часть живой природы.
4. Проводится игра «Водяной». Знакомство с условиями игры.
Водящий – водяной стоит в кругу с завязанными глазами.
Играющие идут по кругу со словами:
«Дедушка, водяной, что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку, на одну минуточку!»
Играющие останавливаются. Водяной, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Тот называет любой объект живой природы, а водяной угадывает, кто это сказал. Если водяной угадал, меняются местами. Игра повторяется несколько раз по усмотрению учителя.
5. Работа в группе.
Учитель предлагает детям вспомнить правила работы в группе.
— Человек – это часть живой природы. Окружающий нас мир – наш дом. Какие правила поведения в «своём доме» мы должны соблюдать, чтобы сохранить его чистым, уютным, зелёным? Обсудите эти правила в группе и попробуйте их нарисовать!
(дети обсуждают и рисуют экологические знаки в группе)
6.Итог занятия.
Каждая группа по очереди выходит к доске и показывают свой знак, остальные пытаются этот знак объяснить.
7. Рефлексия. У каждого ребёнка на парте листочек. Учитель просит нарисовать на нём
своё настроение
и прикрепить к дереву, нарисованному на листе ватмана!
Учитель просит встать тех детей, кому понравилось дерево настроений и поблагодарить себя за интересное занятие аплодисментами!
Используемая литература.
-
Г.В.Буковская Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников Москва «Владос» 2002
-
О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселёва Классные часы по этическому воспитанию.