Урок по ОРКСЭ «Россия- наша Родина»

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Россия- наша Родина

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Голованова Людмила Юрьевна

ГБОУ СОШ №1286 с углубленным изучением французского языка, СЗАО

Москва 2013

Тема: « Россия — наша Родина» (1 урок)

Цели урока: 

Образовательная

  1. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.

Развивающая

  1. Формирование информационной компетентности (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативной компетентности (самостоятельно составлять рассказ, делать выводы, развитие речи, внимания, памяти , логического мышления, познавательных способностей);

Воспитательная

1.Формирование у учащихся интереса к изучению

вопросов духовного наследия наших предков.

2. Формирование чувства гордости за свою Родину.

I.Организационный момент.

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

Слова М. Матусовского

Музыка М. Пляцковского

-Какое настроение у вас появилось, когда вы услышали эту песню?

На доске задание:

Расшифруй слово. НИРАДО (РОДИНА)

Р1А (РОДИНА)

-Что такое Родина? )Это место, где мы родились и живем)

-Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?(Россия-Родина моя)

-Какие цели поставим перед собой? (Целеполагание)

II. Систематизация опорных знаний

Чтение стихотворения на карточках:

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

Вопросы по стихотворению:

— О чём спрашивает себя герой стихотворения?

— К какому ответу приходит герой?

— А вы согласны с его мнением? Почему?

-Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?

-Что для нас является Родиной?

Определение слову Родина

Родина:

1. Отечество, родная страна.  

2. Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь.

«Родина» потому что мы родились и живем здесь.

Учитель дает краткую характеристику

Предыдущие поколения накопили и сохранили для нас огромные богатства.

Природа России разнообразна и сказочно богата.

Наша страна является крупнейшей по территории страной мира.

Основное общественное сокровище России – её народы. Российская Федерация – самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей.

Этимология Общеславянское слово, образовано от слова «род» — происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити. Россия впервые у Ивана Грозного. Раньше – Русь, откуда Русия. Отчизна, Отечество (с Державина).

 Родственные слова: Родной, родимая (сторона), родители.

 Синонимы:Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.

«Отечество» потому что:

  1. Здесь жили наши отцы, деды, прадеды

  2. Здесь они учились, работали

  3. Они защищали землю , сохраняя её для нас

  4. Мы и наши дети будут здесь жить и работать

Рубрика «Это интересно»:

Слово Отечество, как известно, происходит от слова отец. У этого слова много значений. В Священном Писании этим словом обозначается Бог, Бог Отец. В христианской традиции Бог еще называется Отцом небесным, у которого мы просим благословления на всякое дело. Родителя своего мы тоже называем отцом— это наш земной отец, и, как у Небесного отца, мы просим у него позволения на то или другое дело. Еще отцом христиане называют священника, к которому они обращаются при встрече. Например, «Отец Владимир…»

III. Работа над темой урока. 

1. Беседа с учащимися.

 Как называется страна в которой мы живём?

 Кто является главой нашего государства?

 Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы — флаг, герб    и гимн. Что вы знаете про них?

Государственный флаг Российской Федерации

Цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий — небо, верность и правду, красный — огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи — нарядные сарафаны и другую одежду.

  Государственный герб Российской Федерации

 Сочетает знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно уметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе — держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это — Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогал ему победить змея. Чёрный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Эти цвета красивы в картинах природы и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет — символ чистоты, красный — символ жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит символизирует высокое и чистое. Именно поэтому эти цвета использовали крестьяне для своей одежды и украшения домов. Эти цвета присутствуют и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском селе под Санкт-Петербургом.

               Государственный гимн Российской Федерации

 Гимн — торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают,  мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Олимпийские игры тому пример: когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио. В тексте стихов гимна выражается любовь к Родине, гордость её историей, любование красотой природы.

 2. Работа с картой

Покажите на карте Россию. Назовите столицу России. Покажите.

Какие города вам известны? Какие реки? Моря? Озёра?

3. Работа с пословицами. «Собери пословицы»:

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Родной край

одна у него и родина.

Нет в мире краше

что соловей без песни.

Человек без Родины,

Родины нашей.

Одна у человека мать,

сердцу рай.

4. Комментированное чтение статьи  «Россия – наша – Родина»» из учебника стр. 6-10

5. Слово учителя.

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

Вывод: Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

IV. Закрепление изученного. Работа в группах.

Сопоставить термин и определение, используя материал учебника. (Родина, Россия, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы, культурные традиции)

V. Творческое задание. Работа в группах.

Конструирование герба или флага из готовых элементов.

VI. Задание на дом.

Подготовить сообщение с презентацией об известной личности России.

Провести интервью с родственниками по вопросам:

1)Каких русских деятелей культуры они знают и любят? Чем они знамениты?

2) Какие о нашей Родине посоветуют тебе прочитать?

3)Есть ли среди ваших родственников, внесших большой вклад в развитие России? Кто это? В чем их заслуги?

VII. Итог урока.

Что же нас объединяет? Единая Родина. Общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего духовные традиции, общие ценности. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Родины.

Включается запись песни «Славься …»

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *