Урок окружающего мира 1 класс «Общественные насекомые»

Газизова Любовь Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1» г.Горнозаводска

(Использованы материалы с сайта Viki.rdf.ru)

Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

Класс: 1 «а» класс

Урок: № 47

Тема: «Общественные насекомые»

Цели.

— Образовательные цели: формирование у учащихся понятия об общественных насекомых; знаний о видах общественных насекомых, особенностях их жизни; знаний о пользе и вреде общественных насекомых для человека.

— Развивающие цели: развитие коммуникативных навыков и способностей учащихся посредством групповой и коллективной форм работы на уроке; развитие мышления; интеллектуальное развитие; развитие творческих способностей; развитие умения применять изученный материал в повседневной жизни.

-Воспитывающие цели: воспитание любознательности, эстетических чувств, воспитание бережного и экологически правильного отношения к насекомым.

Задачи урока:

— познакомить с понятием «общественные насекомые»;

— расширить и систематизировать знания детей об общественных насекомых;

— сформировать некоторые исследовательские умения:

1) работа с литературой (энциклопедии, учебник);

2) развитие умения выделять главное, делать выводы;

3)развитие умения представлять результаты исследовательской работы.

Тип урока : изучение нового материала.

Методы обучения: беседа, диалог, эвристический метод, исследовательский метод.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Используемые учебники, учебные пособия, ЦОР:

1. Учебник « Окружающий мир», автор О.Т. Поглазова, 1 класс.

2. Энциклопедии :

— « Кто есть кто в мире животных: Большая иллюстрированная энциклопедия/ Том Джексон.- М.: Эксмо, 2006.;

— « Тайны живой природы»/ Рик Морис.- М.: Росмэн, 2001.;

3. Раздаточные индивидуальные карточки, индивидуальные карточки по рефлексии.

4. Видеозаписи ( пчела.wmv, osy, wmv).

5. Презентация ( muravey.ppt).

Последовательность этапов урока:

1. Организационный момент (1 мин)

2 Знакомство с новым материалом (22 мин)

3. Коллективная работа (4 мин)

4. Проектная деятельность (15 мин)

5. Итог урока (3 мин)

Ход урока

1. Организационный момент.

У. Прозвенел звонок знакомый,

Собрались мы с вами в класс.

Тихо встали, подровнялись

И начнём урок сейчас.

У. Сегодня мы будем говорить об удивительном творении природы. А кто это, вы скажите мне сами. Отгадайте загадку:

-Три части тела: голова, брюшко, грудь; три пары ног. Кто это?

Д. Насекомые.

2.  Знакомство с новым материалом

У. Сегодня мы продолжим знакомство с насекомыми. А знакомиться мы будем с общественными насекомыми.

( На доску вывешивается табличка – «общественные насекомые»)

У. Как вы понимаете слово общественные?

Д.( ответы детей)

У. Общество — круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов. ( Словарь С.И. Ожегова) В нашем случае речь идёт о насекомых.
 Чтобы узнать, о каких насекомых мы поговорим на уроке, надо отгадать загадки.

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
Д. Пчела.

У. Родственница пчелы?

Д. Оса.

У. Дом в лесу многоэтажный,
На тропе жилец отважный
Тащит ветку на спине,
Самого не видно мне.
Д. Муравей.
У. Сегодня мы подробнее будем знакомиться с пчёлами, осами и муравьями. Именно этих насекомых чаще других вы наблюдали, но об их удивительной жизни не все знаете. Удивиться мудрости этих насекомых, проникнуться уважением к нашим маленьким помощникам, научиться беречь этих полезных насекомых — вот несколько задач этого урока.
( Класс делится на три группы. У каждой группы на столе лежат фломастеры, клей, лист ватмана, на котором изображён домик насекомого)

У. Посмотрите на лист ватмана. По форме домика я предлагаю определить: какое насекомое в нём живёт.

Д: (Ответы детей)

( На доску, под табличкой «общественные насекомые», вывешиваются картинки с изображением пчелы, осы, муравья)

У. Задача каждой группы во время урока как можно больше запомнить об общественных насекомых, создать проект и защитить его.

У.Отгадай загадку.

Что за домик, мне скажите,

В нём летает каждый житель.

Кто в том домике живёт,

Запасая сладкий мёд?

Д. Пчёлы, улей.

У.Итак, поговорим о пчёлах.

Ребята нашего класса побывали в детской библиотеке и приготовили для нас интересную информацию о пчёлах.

Д. (Читают приготовленные тексты)

    1. Ученые, изучавшие жизнь пчел, сделали потрясающее открытие. Они доказали, что пчелы сообщают друг другу, в какой стороне и на каком расстоянии они нашли медоносные цветы. Только сообщают не жужжанием, а танцем. Они приглашают других пчел лететь туда же. Нашедшая медоносы пчела танцует на сотах. То покружится на одном месте, то пробежится прямо, то выделывает восьмерки и вихляет брюшком.

А другие пчелы смотрят и все понимают.
2) От укуса пчелы погибают многие насекомые, даже крупные птицы и звери. Интересно, что еж совершенно не реагирует на пчелиный яд. Пчела, которая не смогла вынуть из жертвы своего жала, погибает. Серьезно страдают от пчелиного яда и люди. Но тот же пчелиный яд используется для исцеления от некоторых болезней. Из пчелиного яда готовят лекарства.

У . Спасибо.

У. А сейчас мы с вами попадём в летний день.
(Фильм о пчёлах (02:00). В фильме говорится о приспособлениях пчёл, о их питании, о строении , о роли пчёл в опылении растений, о высокой организации пчёл, об их различных функциях в улье. Фильм скачен с сайта Viki.rdf.ru Автор: Антонова Олеся)

У. Что вас удивило?

Д. (Ответы детей)

У. Обратимся к карточке. Она поможет узнать о значении пчёл.

РАБОТА с карточкой из тетради на печатной основе.


Ученики комментируют каждый рисунок и поясняют, чем полезна пчела.
У. Пчелиный мед и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами.
Пчела полезна не только человеку, но и цветам, которые она опыляет. Медом пчел питаются некоторые животные. Но существует и опасность — пчела может укусить.

— Ребята, как нужно вести себя, если рядом оказалась пчела?

Д. (Ответы детей) 

У. А сейчас, я предлагаю вам превратиться ненадолго в добрых пчёлок и полетать.

 Физкультминутка

У. Раз-два полетела,
Три-четыре на цветок присела,
Пять-шесть нектар здесь есть,
Семь-восемь пыльцу в карманчик сбросим,
Девять-десять в улей летим вместе. ( Дети выполняют движения)


( Все дети сели, а один ученик в шапочке пчелы летает и жужжит. К нему выходит мальчик. У них происходит диалог)

(М. — мальчик, П. – пчела)

М. Пчела, откуда у тебя штанишки желтые?

П. Это не штанишки, Это корзиночки. Я туда корм складываю – цветочную пыльцу.

Улетает пчела с одуванчика тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но все — таки тащит свои полные корзиночки, старается.

М. Я пчел всегда боялся, вдруг ужалят? А теперь не боюсь. Если пчелу не трогать, то и она тебя не тронет.

— Правда ведь, пчела?

П. Правда. Ты только руками не размахивай. Мы, пчёлы, этого не любим.

( Мальчик берёт пчёлку за руку и ведёт на место)

У. А ещё на поляне можно встретить родственницу пчелы. Кто это?

Д. Оса.

У. Это дикое насекомое. Осы, как и пчёлы, питаются нектаром цветков и собирают пыльцу. Они строят свои жилища все вместе и живут большими семьями. В их семьях , как и в семьях пчёл, есть матки и рабочие осы. А вот чем они похожи, определите сами.
(Фильм про ос (03.33). В фильме рассказывается об отличиях ос от пчёл, о правилах поведения при встрече с осой, о строении её гнезда, из чего оно сделано, о том, как осы оберегают свои гнёзда, о развитии личинок ос, об их питании. Фильм скачен с сайта Viki.rdf.ru Автор: Рочёва А.К.)

У. Так чем же похожи пчела и оса?

Д. (ответы детей)
У.Пчела может ужалить один раз и умирает, а оса может несколько раз ужалить и улететь, жало не оставляет. Для человека оса более опасна. И поэтому встречи с осами лучше избегать. Но если это случилось, то укус надо смазать соком одуванчика или обратиться к врачу.

У. Посмотрите на доску. О каком насекомом мы ещё не говорили?

Д. О муравьях.
У.Отгадай загадку

Сделан дом без топоров.
Ни подпорок, ни углов.
От него во все концы
Промышлять спешат жильцы.
Д. Муравейник и муравьи.
 У. А что вы знаете о муравьях?

Д. ( ответы детей)

У. Оказывается, муравьи строят свой муравейник из хвоинок, которые спасают их от холода и дождя. 

Самые любознательные ученики нашего класса нашли интересную информацию о муравьях в энциклопедиях. Давайте их послушаем.

Д. ( Выступления детей)

1)Муравьи живут семьями. Высота муравейника до 1 метра. Куча хвоинок — это еще не весь муравейник, часть помещений находится в земле, а хвоинки защищают их от холода. Муравейник – это многоэтажное сооружение, в котором много ходов и камер, где хранятся яйца, личинки и куколки. Муравьи полезны. Их называют лесными санитарами, потому что они уничтожают много вредных насекомых , а полезных они не трогают. Своими усиками — антеннами они не только воспринимают всякие звуки и запахи, но и передают друг другу сведения.

2) Муравейник имеет куполообразную форму. В почве находятся подземные этажи муравейника с множеством ходов и камер. В большом муравейнике живут тысячи и десятки тысяч муравьев. Муравейник проветривается, внутри поддерживается определенная температура.
У. О муравьях сложено много сказок и стихотворений. Вот послушайте одно из них.

Д. ( Мальчик читает наизусть стихотворение С. Михалкова )

В лесу мурашки –муравьи

Живут своим трудом.

У них обычаи свои

И муравейник –дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки – в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой.

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

У.А как это происходит, мы увидим в небольшом фильме.

(Презентация о муравьях (02.56). В презентации рассказывается о строении домика муравьёв, о яйцах, о муравьиной царице, о питании муравьёв, о защите от врагов и других способностях, о кладовых, о муравьях-солдатах, о распределении обязанностей в муравейнике. Презентация скачена с сайта Viki.rdf.ru)

У. А помещал ли кто-нибудь из вас в муравейник прутик? Что делают муравьи?

Д.(ответы детей)

У. Муравьи сразу выделяют муравьиную кислоту, спасая своё жилище. Нарушать покой муравьёв нельзя. Одни гибнут, другие уходят искать новое место для муравейника.

— Что бы ты посоветовал ребятам, которые нарушают покой муравьёв?

Д. (ответы детей)

 

3. Коллективная работа.

У. Никто не заметил, а у нас сегодня гость. Это медвежонок. А почему именно медвежонок?

Д. Он любит мёд.

У. Правильно. Ведь слово медведь означает мёд ведающий. Медвежонок внимательно смотрел, как вы работаете на уроке. Он шёл к вам и нёс интересные пословицы. Но, к сожалению, они рассыпались. Давайте поможем их собрать.

( На доске : как Работает пчела

невелик а Муравей копает горы)

Д. (составляют пословицы) Работает, как пчела. Муравей невелик, а горы копает.

У. Как вы понимаете эти пословицы?

Д. (ответы детей)

У. Какие качества пчел и муравьев стоит перенять многим школьникам?

( На доске вывешены слова: трусость, лень, трудолюбие, терпение, выносливость)
Д . Выслушиваются ответы детей ( дети выбирают слова)

У. А давайте покажем медвежонку, как мы с вами умеем трудиться.


4. Проектная деятельность:
1 этап: Погружение в проект.

У. У вас на столах лежит лист ватмана с изображением домика насекомого. Посмотрите, чей домик изображён?

Д.(ответы детей)

У. Сегодня мы будем создавать проекты. Первая группа будет создавать проект о муравьях, вторая – о пчёлах, а третья – об осах.

2 этап: Организация деятельности:

У. Но для этого вы должны:

1) дать название своему проекту;

2) выбрать слова и картинки, которые вам помогут в создании проекта. Их вы можете взять у мишки ( картинки перемешанные лежат на парте около игрушки);

3)оформить проект;

4)составить рассказ по теме проекта;

5)выбрать двух учеников, которые будут защищать проект.
3 этап: Осуществление деятельности.

Учитель включает музыку 03-Coming HomeSunrise Over Eden
Учащиеся работают самостоятельно: каждый в соответствии со своим заданием. По необходимости консультируются с учителем.

В каждой группе дети распределяют роли сами: кто выбирает картинки и слова, кто приклеивает, кто выступает. Учитель контролирует процесс. По необходимости помогает.

4 этап: Продукт проектной деятельности.
Продуктом в данной работе являются проекты, созданные детьми.

У. Итак, мы начинаем защиту наших проектов.

(Учитель вызывает по два человека от группы к доске. Они вывешивают свой проект на доску и защищают его. Дети из других групп могут дополнить рассказ выступающих.)

5. Итог урока

У. Спасибо. Вы, ребята, проделали большую работу. Нам было интересно выслушать каждую группу. Ваши проекты получились яркими и познавательными. Сегодня на уроке мы смогли прикоснуться к таинственному, красивому, но такому ранимому миру природы.

А как ты оценишь свою работу на уроке?

У каждого из вас есть два треугольника: красный и синий. Если вы считаете, что вы работали сегодня хорошо и урок вам понравился, поднимите красный треугольник. А если вам было не интересно на уроке – поднимите синий треугольник.

Д. (поднимают треугольники)

У. Спасибо.

Медвежонок говорит вам тоже спасибо и хочет угостить вас медовыми конфетами из своего волшебного горшочка. Он верит, что они помогут вам стать умными, сильными и здоровыми. ( Учитель угощает детей конфетами)

У. Всем спасибо за урок. Урок окончен.

Литература:

1.Джексон Т. Кто есть кто в мире животных: Большая иллюстрированная энциклопедия/.- М.: Эксмо, 2006.;

2. Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. – 2-4 классы: олимпиадные задания/.-Волгоград: Учитель, 2007.;

3. Казакова О.В. Универсальные поурочные разработки по курсу « Окружающий мир»: 1 класс.- Изд. 3-е, перераб. И доп.- М.: ВАКО, 2007.;

4. Морис Р. Тайны живой природы/.- М.: Росмэн, 2001.;

5. Ожегов С.И. словарь русского языка: Ок. 57000 слов. – Екатеринбург, « Урал-Советы» ( «Весть»), 1994.

6. Поглазова О.Т. Учебник-тетрадь «2 для 1-го класса четырёхлетней начальной школы. Смоленск, Издательство « Ассоциация XXI век», 2002.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *