Урок для 5 класса по теме: «Среда обитания организмов. Наземно – воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней»

1001 идея интересного занятия с детьми

Конспект урока по природоведению

Тема: «Среда обитания организмов. Наземно – воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней.

Боржова Светлана Владимировна, МБОУ Филинская СОШ, Вачский район, учитель биологии и географии, Нижегородская область

Предмет (направленность): биология ( по программе Н.И.Сонина)

Возраст детей:5 класс.

Место проведения: класс, урок природоведения

Данная методическая разработка может быть использована учителями на уроках природоведения в 5 классе по программе Н.И.Сонина. В конспекте приводятся задания из учебника природоведения, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Дрофа, 2010г. Можно использовать дополнительный материал с диска к данному учебнику. На уроке применяется технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма». Использованы приемы данной технологии: утверждения «Верно-неверно», составление синквейна,

Цель урока: Формирование знаний о средах жизни

Задачи: 1) учащиеся должны знать многообразие сред обитания организмов, их роль в жизни организмов

2) познакомить учащихся с особенностями наземно – воздушной среды и приспособленность растений и животных к жизни в ней

3) развитие творческого мышления

Ход урока:

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

I Оргмомент

— Здравствуйте! Проверяем готовность к уроку. На парте у вас должен быть учебник, тетрадь, дневник, пенал.

Учащиеся проверяют готовность к уроку (наличие всего оборудования)

II Проверка д/задания

  1. Фронтальный опрос

– На какие царства ученые делят живую природу?

– С каким царством мы познакомились на прошлом уроке?

— Назовите особенности царства Животные

— На какие группы делят ученые царство животные?

— В чем отличие Позвоночных животных от Беспозвоночных

— Какие животные относятся к Беспозвоночным? Какие животные относятся к Позвоночным?

— Чем царство Животные отличается от царства Растений?

— Что общего между царством Животные и царством Грибы?

— Какое значение имеют животные для человека и в природе

— Какое царство возникло самое первое?

— Почему именно царство Бактерии?

2) работа с рисунком учебника

— Открываем учебник, стр.117 (учебник природоведения, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин,Дрофа, 2010г), называем изображенные организмы и определяем к каким царствам они относятся

3) Найдите лишнее и объясните почему

1 рыбы, звери, черви, птицы

2 щука, сом, дельфин, лещ

3 квакша, жаба, змея, тритон

— Бактерии, Грибы, Растения, Животные

— царство Животные

— Питаются готовой пищей, активно передвигаются, растут до определенного возраста, не способны к фотосинтезу

— Позвоночные, Беспозвоночные

— Имеют позвоночник

К Беспозвоночным: Черви, Кишечнополостные. Моллюски, Иглокожие, Членистоногие

К Позвоночным: Рыбы, Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы, Звери

— Питаются готовой пищей, не имеют хлоропластов

— Питаются готовой пищей

— Дают пищу. Уничтожают вредителей, больных животных, опыляют растения и т.д

— Бактерии

— Самое простое строение

-работают по учебнику

1 Черви, они Беспозвоночные

2 Дельфин, это млекопитающее

3 змея, она пресмыкающаяся

III Самостоятельная работа

— Сейчас посмотрим как вы усвоили тему «царства живых организмов» и выполним тест «Верно-неверно» (см. Приложение №1)

— Открываем тетради, записываем число

— А теперь проверим, как мы выполнили тест, поменяемся тетрадями. Поставьте оценки

12-11- «5»

10-9- «4»

8-6 –«3»

5 и менее – «2»

— Поднимите руки у кого 5, 4, 3.2

Выполняют тест

При проверки называют почему неверно

1- существуют 4 царства; 3- нет ядра; 4-встречаются в царстве Грибов, Растений и Животных; 5 – с помощью жгутика; 9 – не имеют корней, стеблей и листьев; 11 – Рыбы-позвоночные

IY Творческая работа

— А сейчас составим синквейн каждому царству

-Деление класса на группы 1ряду- Бактерии, 2 ряду- Грибы, 3 ряду- Растения,

первым партам — Животные

Учащиеся составляют синквейн (см. Приложение №2)

Y Физкультминутка

Учащиеся проводят физкультминутку «Запрещенные движения»

YI Актуализация знаний

— Приведите примеры живых организмов

— Скажите, а где они обитают?

— Итак то, что окружает живой организм называется средой обитания. По другому среда обитания – это дом для живых организмов.

— Скажите так, что мы сегодня будем изучать?

Приводят примеры: береза, волк, окунь и др.

— В лесу, в реке, озере

— Где живут организмы

YII Изучение нового материала

— Запишем тему нашего урока

— Так что же такое среда обитания?

— Запишем в тетради: Среда обитания – это то, что окружает живой организм

— Где могут обитать организмы?

-Таким образом различают: наземно- воздушную, водную и почвенную среды

— Составим схему:

Среда обитания

Наземно-воздушная водная почвенная

— Каждая среда имеет свои особенности

— Как вы считаете верно ли, что в наземно – воздушной среде:

1) много кислорода

2) достаточно много влаги

3) постоянная температура

4) мало света

— Сейчас давайте проверим свои версии, прочитаем текст стр 118 последний абзац и 119стр первый абзац и найдем подтверждения и продолжим утверждения

1) кислород – ………

2) влага — ……….

3) температура — …..

4) свет — ………..

— Как вы думаете, как же организмы переносят различные температуры?

— Как приспособлены организмы к данной среде, если влаги не достаточно

— Какие приспособления имеют для передвижения

— Рассмотрите рисунок стр120 и текст на стр 120

— Скажите, кто является самым быстрым зверем?

— кто дальше всех прыгает?

— Кто самый быстрый из птиц?

— Кто быстрее всех летает из насекомых?

-записывают в тетради тему

— записывают определение

— в лесу на земле, в воде, в почве

-Зарисовывают схему

Учащиеся отмечают верят ли они этим утверждениям или нет

Читают текст

— Дописывают утверждения

1) кислород – достаточно

2) влага – не достаточно

3) температура – значительные изменения

4) свет – достаточно

— теплый мех, ложатся в спячку, сбрасывают листья

— листья превращены в иголки, запасают воду, быстро бегают в поисках воды

— Крылья, ноги

-читают текст, рассматривают рисунок

— кенгуру

— стриж

— стрекоза

YIII Закрепление

— А теперь посмотрим видеоролик и узнаем все ли мы правильно назвали про наземно – воздушную среду.

— Ответьте на вопросы:

— Что такое среда обитания?

— С какой средой познакомились?

— Назовите особенности наземно – воздушной среды обитания

— смотрят видеоролик

То, что окружает живой организм

С наземно – воздушной

— Достаточно кислорода и света, не достаточно влаги, температура изменяется

IX Итог урока

— выставляются оценки

X Домашнее задание

— стр. 118 – 119 до слов водная среда- пересказ

— описать любой организм и его среду обитания

— записывают домашнее задание

Приложение №1

«Верно-неверно» по теме «Разнообразие живого»

1 Ученые делят все организмы на 5 царств: Бактерии, Простейшие, Грибы, Растения, Животные

2 Бактерии и Простейшие состоят из одной клетки

3 В клетки Бактерий имеется ядро

4 Одноклеточные организмы встречаются только в царстве Животные

5 Эвглена зеленая передвигается с помощью ресничек

6 дрожжи относятся к царству Грибы

7 при помощи энергии света, используя углекислый газ и воду растения образуют питательные вещества

8 Грибы и животные поглощают только готовую пищу

9 Водоросли имеют стебель и корни

10 Самое разнообразное царство – Животные

11 К Беспозвоночным животным относятся Черви, Моллюски и Рыбы

12 Самыми первыми на Земле появились бактерии

Приложение №2

Примеры синквейна

1 Бактерии

2 Одноклеточные, вредные

3 Вызывают, помогают, состоят

4 Бактерии не имеют ядро

(бактерии состоят из одной клетки)

5 Палочка

1 Грибы

2 Съедобные, ядовитые

3 Растут, лечат, используют

4 Не могут активно передвигаться

5 Дрожжи

1 Растения

2 Одноклеточные, многоклеточные

3 Растут, выделяют, поглощают

4 Растения имеют зеленые пластиды

5 Фотосинтез

1 Животные

2 Позвоночные, беспозвоночные

3 Передвигаются, питаются, растут

4 Животные питаются готовой пищей

5 Разнообразие

6

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *