Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс по учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир», программа «Школа России»
Тема |
Планируемые результаты |
Деятельность учащихся |
||||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|
|||
Земля и человечество 10 часов |
||||||
1. |
Мир глазами астронома. |
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
|
Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
|
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
|
Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса; Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы; Извлекать из текста цифровые данные, выписывать их в рабочую тетрадь; Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
2. |
Планеты Солнечной системы. |
|||||
3. |
Звездное небо – Великая книга Природы. |
|||||
4. |
Мир глазами географа |
|||||
5. |
Мир глазами историка. |
|||||
6. |
Когда и где? |
|||||
7. |
Мир глазами эколога. |
|||||
8. |
Сокровища Земли под охраной человечества. |
|||||
9. |
Наши проекты. |
|||||
10 |
Проверим себя и оценим свои достижения . Обобщающий урок по теме « Земля и человечество» |
|||||
Природа России 11 часов |
||||||
11 |
Равнины и горы России |
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
|
Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
|
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
|
Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить; Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте, знакомиться с картой природных зон, сравнивать её с физической картой России, высказывать предположения о причинах смены зон, осуществлять самопроверку; Характеризовать природу зон; Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном и растительном мире изучаемой зоны, готовить сообщения; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
12. |
Моря, озера и реки России |
|||||
13. |
Природные зоны России |
|||||
14. |
Зона арктических пустынь. |
|||||
15. |
Тундра. |
|||||
16. |
Леса России. |
|||||
17. |
Лес и человек. |
|||||
18. |
Зона степей. |
|||||
19. |
Пустыни. |
|||||
20. |
У Черного моря. |
|||||
21. |
Проверим себя и оценим свои достижения . Обобщающий урок по теме « Природа России» |
|||||
Родной край – часть большой страны 12 часов |
||||||
22. |
Наш край |
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
|
Регулятивные УУД: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
|
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
|
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края, находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки, определять полезные ископаемые своего края, их свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого, рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах и степях родного края; Работать в паре: знакомиться с политико — административной картой России, находить на политико –административной карте России свой регион, знакомиться с картой своего региона, рассказывать о ней по карте; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
23. |
Поверхность нашего края. |
|||||
24. |
Водоемы нашего края. |
|||||
25. |
Наши подземные богатства. |
|||||
26. |
Земля-кормилица. |
|||||
27. |
Жизнь леса. |
|||||
28. |
Жизнь луга. |
|||||
29 |
Жизнь пресного водоема. |
|||||
30. |
Растениеводство в нашем крае. |
|||||
31. |
Животноводство в нашем крае. |
|||||
32. |
Наши проекты |
|||||
33. |
Проверим себя и оценим свои достижения . Обобщающий урок по теме « Родной край – часть большой страны» |
|||||
Страницы всемирной истории 6 часов |
||||||
34. |
Начало истории человечества |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
|
Регулятивные УУД: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
|
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; Анализировать иллюстрации учебника; Рассказывать на основе экскурсий в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; Понимать роль археологии в изучении первобытного общества; Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
35. |
Мир древности: далекий и близкий |
|||||
36. |
Средние века: время рыцарей и замков |
|||||
37. |
Новое время: встреча Европы и Америки |
|||||
38. |
Новейшее время: история продолжается сегодня |
|||||
39. |
Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение по теме «Страницы всемирной истории» |
|||||
Страницы истории отечества 21 час |
||||||
40. |
Жизнь древних славян |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
|
Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
|
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
|
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Анализировать карту расселения племён древних славян; Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; Моделировать древнеславянское жилище; Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX—XIвеках Древней Руси; нашествие Батыя на Русь; Работать с терминологическим словариком; Рассказывать о поединках, битвах, об изменении политики в отношении Золотой Орды, о реформах Петра I, о Бородинском сражении; Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
41. |
Во времена Древней Руси |
|||||
42. |
Страна городов |
|||||
43. |
Из книжкиной сокровищницы Древней Руси |
|||||
44. |
Трудные времена на Русской земле |
|||||
45. |
Русь расправляет крылья |
|||||
46. |
Куликовская битва |
|||||
47. |
Иван III |
|||||
48. |
Мастера печатных дел |
|||||
49. |
Патриоты России |
|||||
50. |
Петр Великий |
|||||
51. |
Михаил Васильевич Ломоносов |
|||||
52. |
Екатерина Великая |
|||||
53. |
Отечественная война 1812 года |
|||||
54. |
Страницы истории XIX века |
|||||
55 |
Россия вступает в XX век |
|||||
56. |
Страницы истории 20–30-х годов |
|||||
57. |
Великая война и Великая Победа |
|||||
58. |
Страна, открывшая путь в космос |
|||||
59.и проекты. |
Наши проекты |
|||||
60. |
Проверим себя и оценим свои достижения . Обобщающий урок по теме « Страницы истории отечества» |
|||||
Современная Россия 8 часов |
||||||
61. |
Основной закон России и права человека |
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
|
Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
|
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные области, города федерального значения; Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка; Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; Работать с терминологическим словариком; Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
62. |
«Дети имеют право на особую заботу и помощь» |
|||||
63. |
Мы- граждане России |
|||||
64. |
Славные символы России |
|||||
65. |
Такие разные праздники |
|||||
66. |
Путешествие по России |
|||||
67. |
Проверим себя и оценим свои достижения .Обобщающий урок по теме «Современная Россия» |
|||||
68. |
Наши проекты. |