Урок окружающего мира.
Тема урока: «Почему их так назвали?»
Цели урока: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями; расширить знания о грибах,
— развивать логическое мышление, память, внимание;
-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: картина леса, картинки с изображением грибов, ТСО(телевизор, DVD, диск «Планета Земля»), муляжи грибов, рисунки: подорожник, одуванчик, колокольчик; рисунок бабочки, майского жука, Муравьишки Вопросника,
Ход урока.
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
|
1.
2.
3.
4.
5.
|
Организационный момент, сообщение темы и целей..
— Ребята, сегодня к нам на урок пришел наш старый знакомый Муравьишка Вопросник и приглашает нас на прогулку. А вот куда, отгадайте.
Кто, как только жарко станет- Шубу на плечи натянет, А нагрянет холод злой- Скинет с плеч её долой? Весна пригревает- Он шубу надевает, Зима подойдёт – Он шубу снимает.
Летом одевается, Зимой раздевается. Правильно , сегодня мы с Муравьишкой отправимся в лес! (Демонстрация картины. Показ отрывка из фильма «Сезонные леса»)
Там Муравьишка познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми, проверит, как мы знаем грибы, как умеем отгадывать загадки.
Работа по теме. 1. Отгадайте загадку. — И так , Муравьишка Вопросник пригласил нас в лес. Я сейчас вам прочитаю отрывок из текста Н. Сладкова , а вы внимательно послушаете.
Ходят в лес по ягоды, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки ещё интересней искать. Что там грибы, орехи! Соберёшь, успокоишься. А загадки разыскиваешь- так покой потеряешь. А как нашел загадку- так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь – две новые загадки найдёшь. И пошло – поехало – конца не видно! -Ребята, будем искать загадки в лесу и разгадывать?
Ребята, давайте рассмотрим рисунок на с. 98 и прочитаем что там написано.
-Ребята, а как назвать одним словом то, что мы сейчас увидели?
Да, это растения с очень интересными названиями. И вот первая загадка леса: «А почему их так назвали?»
А теперь давайте прочитаем, как объяснил названия этих растений Муравьишка.
Аналогичная работа проводится с остальными растениями.
— А теперь давайте с вами поиграем.( учитель делит класс на 3 группы и загадывает каждой группе загадку, а дети находят эти растения на фотографиях на с. 99 и объясняют названия растений.
Почему мы дышим вольно И судьбой своей довольны. Хоть растем мы вдоль дорог И нас топчут сотни ног?
Он жёлтым цветком распускается, А после цветения сдувается.
Голубой бубенчик На лугу стоит. И под песню ветра Весело звенит
Сейчас я вам прочитаю сказку об одуванчике , а внимательно послушаете её.
Встало однажды по весне Солнышко спозаранку, умылось тёплым дождиком и пошло гулять по небу. Смотрит – хороша земля! И леса, и луга – всё в зелёном наряде, каждая травинка бисером переливается. А все-таки чего-то не хватает. — Что бы ещё такое придумать?- спросило само себя Солнышко.- Чем людей порадовать? Взмахнуло оно золотым рукавом- брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропинках весёлые желтые огоньки – одуванчики. -На меня похожи! – обрадовалось Солнышко. А сердитая Зима неподалёку пряталась – в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеётся, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смотрит, а в траве много-много маленьких солнышек светится. Ох, и разозлилась тут Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила весёлые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла. С той поры братцы-одуванчики так и щеголяют: сначала в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке. Обобщение. -давайте ещё раз повторим, почему эти растения так назвали?
Физкультминутка .
Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад) Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел (руки вверх, влево, вправо) Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся. (покружиться)
Работа над темой. 1.Беседа. -Ребята, бабочка это кто? Отгадайте загадку и узнайте, с какими насекомыми сейчас познакомит нас Муравьишка Вопросник:
Жу-жу, жу-жу Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву ж всё твержу. Зная твердо букву эту, я жужжу весной и летом.
-да , это жук. Но жуки бывают разные. Посмотрите, с какими жуками дружит Муравьишка.
-каких зверей вам напоминают эти жуки? -почему их так назвали?
— Ребята, отгадайте, а о каком жуке сейчас расскажет вам Муравьишка: «Этот жук – опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берёз, ещё опаснее его личинки. Эти жуки носят название того месяца, в котором они появляются» Показ рисунка с майским жуком.
-Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! Ребята, посмотрите, Муравьишка что-то нашёл в траве. Отгадайте: И на горке, и под горкой, Под берёзой и под ёлкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. Учитель прикрепляет к доске рисунки с разными грибами и приносит их назвать.
-Ребята, а Муравьишка Вопросник спешит к нам, чтобы рассказать что-то интересное о грибах.
Грибы. В лесу растет большое количество грибов: подосиновики и весёлые лисички, рыжики и разноцветные сыроежки, мохнатые волнушки и растущие кучками на старых пнях опята. Ну и , конечно, мухоморы с ярко раскрашенными шляпками. Всё это грибы. Вернее, их плодовые тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей – грибницы. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела. Показ таблицы. Но грибы не только то, что растёт в лесу под ёлкой или на поляне и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба — гриб. Твердые полосатые образования, похожие на копыта, на стволах берез – и это грибы. Белый налет на ягодах крыжовника, который потом становится тёмным тоже гриб. И всем известные дрожжи – грибы. Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете. Размеры грибов также самые различные. Есть грибы –великаны. Диаметр их до 1,5 метра. А у грибов- малюток – всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под микроскопом. Многие грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.
С. 39. Отгадайте загадки:
Серенькие шляпки. Рябенькие ножки Под берёзою растут. Как их зовут?
— Найдите этот гриб на рисунке. Почему его так назвали?
-Раскрасьте веточку березы.
А теперь , давайте прочитаем первую загадку.
-Почему их так назвали?
Дети читают вторую загадку, соединяют её линией с отгадкой, объясняют , почему опята получили такое название?
А теперь следующая загадка:
А этот красавец на беленькой ножке Он в красненькой шляпке, На шляпке горошки. -А почему мухомор получил такое название?
Какой из этих грибов , изображённых на этом рисунке , мы не возьмём в корзину?
-А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый?
-Ребята, а какое правило должны знать люди, которые собирают грибы?
Итог урока.
Ну вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Мы отгадали много загадок. — Ребята, а что мы ещё учились делать во время прогулки?
— Названия каких растений, насекомых, грибов вы запомнили. -Почему их так назвали? |
лес
да
дети читают названия растений. это растения. Дети объясняют названия растений. Ученик читает первое предложение, дети находят это растение на рисунке, проводят линию от точки к нужному растению. Подорожник
Одуванчик
Колокольчик
Подорожник назвали так, потому что растёт по дорогам, вдоль дорог, одуванчик , потому что, когда отцветёт цветок, он легко сдувается. А цветки колокольчика похожи на колокольчики.
насекомое
жук
Дети соединяют линиями жука и зверя , которого напоминает насекомое.
Майский жук
Грибы
Подберёзовик
Растёт под берёзой
Ученики находят лисички на картинке и соединяют линией загадку и отгадку.
Они рыжие, как лиса
Растут около пней и раскрашивают пень
Мухомор Настоем этого гриба раньше морили мух
Мухомор, потому что этот гриб ядовитый
Нет, он служит лекарством для животных
Не вырывать их вместе с грибницей. Грибы надо аккуратно срезать ножиком.
Объяснять названия
|