Тема урока: «Почему их так назвали?»

Урок окружающего мира.

Тема урока: «Почему их так назвали?»

Цели урока: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями; расширить знания о грибах,

— развивать логическое мышление, память, внимание;

-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: картина леса, картинки с изображением грибов, ТСО(телевизор, DVD, диск «Планета Земля»), муляжи грибов, рисунки: подорожник, одуванчик, колокольчик; рисунок бабочки, майского жука, Муравьишки Вопросника,

Ход урока.

этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1.

2.

3.

4.

5.

Организационный момент, сообщение темы и целей..

— Ребята, сегодня к нам на урок пришел наш старый знакомый Муравьишка Вопросник и приглашает нас на прогулку. А вот куда, отгадайте.

Кто, как только жарко станет-

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой-

Скинет с плеч её долой?

Весна пригревает-

Он шубу надевает,

Зима подойдёт –

Он шубу снимает.

Летом одевается,

Зимой раздевается.

Правильно , сегодня мы с Муравьишкой отправимся в лес! (Демонстрация картины. Показ отрывка из фильма «Сезонные леса»)

Там Муравьишка познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми, проверит, как мы знаем грибы, как умеем отгадывать загадки.

Работа по теме.

1. Отгадайте загадку.

— И так , Муравьишка Вопросник пригласил нас в лес. Я сейчас вам прочитаю отрывок из текста Н. Сладкова , а вы внимательно послушаете.

Ходят в лес по ягоды, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки ещё интересней искать. Что там грибы, орехи! Соберёшь, успокоишься. А загадки разыскиваешь- так покой потеряешь. А как нашел загадку- так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь – две новые загадки найдёшь. И пошло – поехало – конца не видно!

-Ребята, будем искать загадки в лесу и разгадывать?

  1. Работа по учебнику.(с. 98-99)

Ребята, давайте рассмотрим рисунок на с. 98 и прочитаем что там написано.

-Ребята, а как назвать одним словом то, что мы сейчас увидели?

Да, это растения с очень интересными названиями. И вот первая загадка леса: «А почему их так назвали?»

А теперь давайте прочитаем, как объяснил названия этих растений Муравьишка.

Аналогичная работа проводится с остальными растениями.

— А теперь давайте с вами поиграем.( учитель делит класс на 3 группы и загадывает каждой группе загадку, а дети находят эти растения на фотографиях на с. 99 и объясняют названия растений.

Почему мы дышим вольно

И судьбой своей довольны.

Хоть растем мы вдоль дорог

И нас топчут сотни ног?

Он жёлтым цветком распускается,

А после цветения сдувается.

Голубой бубенчик

На лугу стоит.

И под песню ветра

Весело звенит

Сейчас я вам прочитаю сказку об одуванчике , а внимательно послушаете её.

Встало однажды по весне Солнышко спозаранку, умылось тёплым дождиком и пошло гулять по небу. Смотрит – хороша земля! И леса, и луга – всё в зелёном наряде, каждая травинка бисером переливается. А все-таки чего-то не хватает.

— Что бы ещё такое придумать?- спросило само себя Солнышко.- Чем людей порадовать?

Взмахнуло оно золотым рукавом- брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропинках весёлые желтые огоньки – одуванчики.

-На меня похожи! – обрадовалось Солнышко.

А сердитая Зима неподалёку пряталась – в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеётся, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смотрит, а в траве много-много маленьких солнышек светится. Ох, и разозлилась тут Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила весёлые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла. С той поры братцы-одуванчики так и щеголяют: сначала в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке.

Обобщение.

-давайте ещё раз повторим, почему эти растения так назвали?

Физкультминутка .

Спал цветок и вдруг проснулся

(туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел

(туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

(покружиться)

Работа над темой.

1.Беседа.

-Ребята, бабочка это кто?

Отгадайте загадку и узнайте, с какими насекомыми сейчас познакомит нас Муравьишка Вопросник:

Жу-жу, жу-жу

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву ж всё твержу.

Зная твердо букву эту, я жужжу весной и летом.

-да , это жук. Но жуки бывают разные. Посмотрите, с какими жуками дружит Муравьишка.

  1. Работа по учебнику на ст. 99.

-каких зверей вам напоминают эти жуки?

-почему их так назвали?

— Ребята, отгадайте, а о каком жуке сейчас расскажет вам Муравьишка:

«Этот жук – опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берёз, ещё опаснее его личинки. Эти жуки носят название того месяца, в котором они появляются»

Показ рисунка с майским жуком.

-Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! Ребята, посмотрите, Муравьишка что-то нашёл в траве. Отгадайте:

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой, Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

Учитель прикрепляет к доске рисунки с разными грибами и приносит их назвать.

-Ребята, а Муравьишка Вопросник спешит к нам, чтобы рассказать что-то интересное о грибах.

Грибы.

В лесу растет большое количество грибов: подосиновики и весёлые лисички, рыжики и разноцветные сыроежки, мохнатые волнушки и растущие кучками на старых пнях опята. Ну и ,

конечно, мухоморы с ярко раскрашенными шляпками.

Всё это грибы. Вернее, их плодовые тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей – грибницы. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела.

Показ таблицы.

Но грибы не только то, что растёт в лесу под ёлкой или на поляне и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба — гриб. Твердые полосатые образования, похожие на копыта, на стволах берез – и это грибы. Белый налет на ягодах крыжовника, который потом становится тёмным тоже гриб. И всем известные дрожжи – грибы.

Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете.

Размеры грибов также самые различные. Есть грибы –великаны. Диаметр их до 1,5 метра. А у грибов- малюток – всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под микроскопом.

Многие грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.

  1. Работа в « Рабочей тетради»

С. 39.

Отгадайте загадки:

Серенькие шляпки.

Рябенькие ножки

Под берёзою растут.

Как их зовут?

— Найдите этот гриб на рисунке. Почему его так назвали?

-Раскрасьте веточку березы.

А теперь , давайте прочитаем первую загадку.

-Почему их так назвали?

Дети читают вторую загадку, соединяют её линией с отгадкой, объясняют , почему опята получили такое название?

А теперь следующая загадка:

А этот красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки.

-А почему мухомор получил такое название?

Какой из этих грибов , изображённых на этом рисунке , мы не возьмём в корзину?

-А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый?

-Ребята, а какое правило должны знать люди, которые собирают грибы?

Итог урока.

Ну вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Мы отгадали много загадок.

— Ребята, а что мы ещё учились делать во время прогулки?

— Названия каких растений, насекомых, грибов вы запомнили.

-Почему их так назвали?

лес

да

дети читают названия растений.

это растения.

Дети объясняют названия растений.

Ученик читает первое предложение, дети находят это растение на рисунке, проводят линию от точки к нужному растению.

Подорожник

Одуванчик

Колокольчик

Подорожник назвали так, потому что растёт по дорогам, вдоль дорог, одуванчик , потому что, когда отцветёт цветок, он легко сдувается. А цветки колокольчика похожи на колокольчики.

насекомое

жук

Дети соединяют линиями жука и зверя , которого напоминает насекомое.

Майский жук

Грибы

Подберёзовик

Растёт под берёзой

Ученики находят лисички на картинке и соединяют линией загадку и отгадку.

Они рыжие, как лиса

Растут около пней и раскрашивают пень

Мухомор

Настоем этого гриба раньше морили мух

Мухомор, потому что этот гриб ядовитый

Нет, он служит лекарством для животных

Не вырывать их вместе с грибницей. Грибы надо аккуратно срезать ножиком.

Объяснять названия

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *