Родительское собрание «Родительский дом, начало — начал» 2 класс

Учебно-методическое пособие для учителей 1-11-х классов общеобразовательных учреждений города Липецка

Ответственные родители

Родительское собрание во 2 классе

«Родительский дом, начало — начал».

Подготовили

Муравлёва Ирина Викторовна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ имени С.В. Добрина г. Липецка

Митина Людмила Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

Ярцева Галина Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №14

Липецк, 2012 г.

Тема: «Родительский дом, начало — начал».

Цель: помочь учителям, родителям организовать системную комплексную работу по формированию гражданственности, социализации личности учащегося.

Задачи:

  • рассмотреть понятия «дом», «семья», «родословное древо»;

  • сформулировать понятие «семейные ценности»;

  • составить герб семьи

  • осознать свое отношение к семейным ценностям

  • сформировать чувство личной ответственности за сохранение и укрепление своей семьи.

Вопросы собрания:

  • Что для вас дом? Семья?

  • Как составить родословное древо и герб семьи?

  • Что вы относите к семейным ценностям?

  • Какова роль семейных традиций в вашей семье?

Основные понятия:

  • Дом, семья

  • Род, родственники, родословное древо

  • Семейные ценности

  • Семейные династии

  • Семейные традиции

Подготовительная работа. Члены родительского комитета рассылают родителям приглашения на собрание. 1-2 семьи класса составляют родословную (генеалогическое древо семьи); 1-2 семьи класса готовят «фирменные» семейные кушанья.

Оборудование.

Раздаточный материал в конвертах

Памятки и шпаргалки для родителей

Изображение генеалогического древа семьи

Семейные реликвии

Карточки с понятиями

Запись песни «Родительский дом»

СТРУКТУРА СОБРАНИЯ

Этап

Формы и методы

Время

Ожидаемый результат

I этап

Мотивация.

Вводное слово учителя,

фронтальная беседа

5 мин

Понимание родителями целей и задач занятия.

II этап

Работа с понятиями

Работа в группах,

составление таблиц,

аналитический метод

10 мин

Осмысление понятий «дом»,

«семья», «родственные связи».

III этап

Изучение основной проблемы

Работа в малых группах с последующей презентацией результатов работы:

Проектная деятельность,

Групповое обсуждение

20 мин

Получение подробной информации о доме, семье, семейных традициях, ценностях, родословном древе.

Осмысление значимости рассматриваемых вопросов.

IV этап

Подведение итогов

Обсуждение итогов работы.

Коллективная дискуссия.

10 мин

Осознание необходимости выяснения значения семьи и семейных ценностей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I ЭТАП: МОТИВАЦИЯ

Родители рассаживаются по группам так, как расставлены столы.

Звучит запись песни «Родительский дом», музыка стихает, и учитель читает эпиграф:

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага.

Ольга Фокина

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем собрании? (О родном доме, о его значении в жизни каждого человека).

— Родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это не только крыша над головой, это ваша семья, самые близкие вам люди.

Тема нашей встречи будет звучать так: «Родительский дом, начало начал».

Учитель раздаёт каждому по одному высказыванию, они будут повторяться.

— У вас на столах лежат листочки (розового цвета), на которых написаны начала предложений, пожалуйста, продолжите их.

Раздаточный материал

Семья – это…

Свет в окнах моего дома – это…

Радость в моей семье – это…

Горе моей семьи – это…

Вдали от родного дома я буду вспоминать…

— Итак, пожалуйста, продолжите высказывание.

Родители отвечают по очереди, начиная с первой группы. Возможен общий ответ на 1-2 вопроса после обсуждения в группе.

Ожидаемый результат

Понимание родителями целей и задач занятия.

II ЭТАП: РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ

Во время этого этапа родителям предлагается поработать над определениями слов «дом», «семья», «родственные связи».

— Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у каждого есть семья, есть дом.

— Подберите слово, близкое по значению слову дом.

ДОМ – ИЗБА – ОЧАГ — КВАРТИРА – ЖИЛИЩЕ

Педагог прикрепляет на доску табличку со словом дом.

— Изначально дом – жилище, изба. В древнерусском языке слово истба означало «баня, тёплое помещение». Слова истопить, топить, тепло созвучны. Чтобы в нашем доме было тепло и хорошо, что нам необходимо?

— Любовь, доброта, понимание, уют, забота, уважение.

Учитель размещает на доске «брёвна дома», на которых написаны слова. В результате выстроен «дом». На «крыше» написано слово тепло.

Мы построили дом, в котором тепло.

Соберите в ладони своё тепло.

Пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло.

Поделитесь своим теплом друг с другом.

Родители складывают руки в ладошки, делятся теплом друг с другом. Отвечают на вопросы «по кругу»

— Как обычно дома вы называете друг друга?

— Какие ласковые обращения звучат в вашем доме?

— Как прощаются дети и другие члены семьи, уходя в школу, на работу?

— Говорите, друг другу только добрые, ласковые слова, тогда в ваших семьях будет понимание, уважение, любовь, тепло. Надеюсь, что шпаргалки (листы зелёного цвета), которые лежат у вас на столах, вам в этом помогут.

Шпаргалка для родителей

Давно доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Эта потребность удовлетворяется, если вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он хороший. Такие сообщения могут быть и невербальными – они содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, не говоря уже о прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас есть!», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома». Психологи рекомендуют обнимать ребёнка не менее 4 раз в день, поскольку это необходимо малышу просто для выживания, а для хорошего самочувствия ему нужно не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребёнку, но и взрослому.

Вот некоторые правила общения с детьми

— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорит ребёнку, что он хуже других.

— Всегда говорите ребёнку правду, даже когда вам это невыгодно.

— Выражайте недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.

— Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.

— Обнимайте вашего ребёнка не менее 4 раза в день.

Работа с понятием семья

Что для вас семья?

Для меня семья — это самое главное и самое святое, что есть в моей жизни, ведь благодаря моей семье я родился на свет, и я им многим обязан за это! Семья у меня всегда ставится на первый план и всегда для меня очень много значит! Семья — это то, что я не могу никак бросить! Я люблю свою семью, и это самое ценное, что есть у меня!

Педагог просит родителей в следующем задании вспомнить о родственных связях, существующих в семье, кто кем приходится.

Родителям раздаются карточки, на которых написаны слова:

(Свёкор, свекровь, сноха, деверь, золовка, шурин, свояк, мачеха, отчим, зять, тесть, тёща, кума), также прилагается схема родственных отношений.

— В следующем задании вам потребуется вспомнить о родственных связях, существующих в семье, т.е. кто кому кем приходится.

— Пожалуйста, возьмите листочки желтого цвета. Вы должны будете объяснить значение слова и отгадать загадку. У каждой группы своё задание. На выполнение этого задания – 4 минуты.

ЗАДАНИЕ

Объясните значение слова деверь и отгадайте загадку:

В одной семье 2 отца и 2 сына. Сколько это человек и кто они? (Дедушка, отец и сын)

ЗАДАНИЕ

Объясните значение слова свояченица и отгадайте загадку:

Сын отца моего, а мне не брат. (Это я)

ЗАДАНИЕ

Объясните значение слова золовка и отгадайте загадку:

Шли две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а всего их трое. Как это может быть? (Мать, дочь, внучка)

ЗАДАНИЕ

Объясните значение слова шурин и отгадайте загадку:

У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестёр? (1)

— Итак, время истекло. Пожалуйста, теперь начнет отвечать вторая группа, затем третья, четвертая и первая.

— А чтобы в будущем вы не забыли о родственных связях в семье, я раздаю вам памятки. (См. приложение 3)

Педагог раздает родителям памятки с родственными связями.

— Переходим к следующему заданию.

— Пожалуйста, возьмите листочки синего цвета. Из разрезанных на части пословиц составьте целые в течение 1 минуты.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

ЗАДАНИЕ

Составьте пословицы:

1. Глупа та птица,… которой гнездо своё не мило.

2. Не нужен клад,… когда в семье лад.

3. Не хвались отцом,… хвались сыном молодцом.

ЗАДАНИЕ

Составьте пословицы:

1. Добрые дети – дому венец, …. А дети худые – дому конец.

2. Кто родителей почитает, … тот вовек не погибает.

3. На что и клад, … коли в семье лад.

ЗАДАНИЕ

Составьте пословицы:

1. Русский человек … без семьи не живёт.

2. Братская любовь … пуще каменных стен.

3. Где любовь да совет, … там и горя нет.

ЗАДАНИЕ

Составьте пословицы:

1. Семья без детей, ….. что дерево без корней.

2. Без хозяина дом – … сирота.

3. Нет милее дружка, … чем родная матушка.

— Итак, просим ответить третью группу и т.д.

Ожидаемый результат

Осмысление родителями понятий «дом», «семья», «родственные связи».

III ЭТАП: ИЗУЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

— Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

— Семья – как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем написать книгу, сделать открытие. Человек рождается, растёт, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому ещё не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются, и если он, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслужил того, чтобы о нём помнили его дети, внуки, правнуки.

Педагог прикрепляет на доску табличку со словом семья.

Генеалогическое древо семьи.

— Память. Без неё человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Память – то, что связывает нас со своими корнями. Существует такое понятие, как родословная семьи. Знать свою родословную очень важно, потому что она – связь между прошлым, настоящим и будущим.

— Что нам поможет вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему?

(Семейные фото и генеалогическое древо)

— Кто может сказать, что значит генеалогия?

Педагог выслушивает ответы родителей и вывешивает на доску табличку со словами генеалогическое древо семьи.

— В переводе с греческого слово «генеалогия» означает «родословная». Это сообщающиеся сосуды: что выливается из одного, вливается в другой, затем в третий – и так до бесконечности, пока будем жить и помнить об этом.

«Древо жизни» соединяет в единую цепь разные поколения, символизируя идею бессмертия рода. На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Великий русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин писал: «Государственное правило ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному».

Основатель рода помещался внизу, подобно корню, на стволе – его прямые потомки. Например, корень – прадед, выше по стволу – дед, ещё выше – отец и т.д. А на ветвях – более дальние родственники (дяди, тёти, племянники, двоюродные братья и сёстры).

Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.

— А чтобы каждая семья смогла создать такое же древо, я вам в помощь раздаю памятки по созданию генеалогического древа семьи.

Педагог раздает памятки родителям.

— Кто может назвать своих прадедов и прабабушек?

— Кто продемонстрирует своё древо?

Семьи-участницы рассказывают о своих родословных, демонстрируя их. Рассказы сопровождаются показом семейных фото, схем.

— Попробуйте дома с детьми проследить историю своего рода, подробно опросите всех родственников. В этом вам поможет памятка «Как правильно вырастить дерево» См. приложение 2.

Герб семьи.

— Представьте, что ваша группа – члены одной семьи. Попытайтесь создать проект герба своей семьи. На ваших столах лежат памятки, которыми вы можете воспользоваться. Возьмите конверт, на котором написано: «Герб семьи». На выполнение задания – 5 минут.

Каждой группе заготовлены конверты «Герб семьи», в которых – шаблоны щитов разных цветов и картинки с изображениями различных предметов.

Родители в группах составляют герб предполагаемой семьи, выбирая для этого щит такого цвета, значение которого присуще их семье, выбирают гербовые фигуры, ориентируясь на то, что они символизируют.

— Итак, время вышло. Прошу представителя от группы прикрепить получившийся герб на доску.

Родители представляют свой герб и объясняют, почему они создали его именно таким.

См. приложение 1.

— Какой может быть девиз вашей семьи? («Моя семья – моя крепость». «Держаться вместе».)

— Думаю, в процессе поисков вы узнаете много интересного о своей семье и о себе, погрузившись в увлекательный мир генеалогии, вы станете духовно богаче.

Рассказ о семейных традициях.

Семейные традиции.

— Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции.

Педагог прикрепляет на доску табличку со словами семейные традиции.

— Сколько прекрасных традиций живет в семьях! В каждой семье есть свои предания, интересные истории о жизни предков.

Выступает подготовленная семья.

— В каждой семье есть старинные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Представьте свои семейные реликвии и расскажите о них.

Выступает заранее подготовленный родитель.

— Какие семейные обычаи, традиции приняты в вашей семье?

— Как в вашей семье отмечают праздники?

— Если семейные обычаи не представляют собой ограничения, а несут радость и удовольствие, это даёт детям крепкое чувство семьи, даёт заряд оптимизма и внутреннего тепла на всю жизнь.

Об этом нам расскажут наши семьи-участницы.

— Поделитесь, пожалуйста, с нами.

— Существовали в вашем роду династии, которые прославили наш замечательный город, расскажите о них.

Родители рассказывают о династиях в их семьях. (Династии липецких врачей, военных, металлургов и т.д.)

Конкурс «Фирменное блюдо семьи».

— В старину говорили: «Красна изба пирогами».

— А какое традиционное блюдо принято в вашей семье?

Очень люблю, когда все собираются,

Белою скатертью стол накрывается,

Бабушка с мамою, папа и я,

Мы называемся вместе семья.

Одна из семей класса угощает всех участников своим фирменным блюдом.

Ожидаемый результат

Получение подробной информации о доме, семье, семейных традициях, ценностях, родословном древе.

Осмысление значимости рассматриваемых вопросов.

4 ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Итоговая беседа.

На доске – слова: дом, семья, генеалогическое древо семьи, семейные традиции.

— Вернемся к тому, о чем мы говорили сегодня.

— Какую семью можно назвать счастливой, что для этого нужно?

— Обратите внимание на доску, где расположены основные понятия собрания. Все это делает наши семьи прочными и счастливыми, имеющими крепкие корни.

— Многие со мной согласятся, что счастье семьи в детях. Они приносят радость и заботу, которые делают любовь между родителями более глубокой, осмысленной, полной. Вспомним слова Сухомлинского: «Ребёнок – зеркало семьи. Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

— Давайте заботиться друг о друге, передавать друг другу семейные ценности и традиции. Из семейных ценностей и традиций складываются традиции всего города.

Наш город растет, процветает, с каждым годом становится все красивее. В городе регулярно проводятся традиционные праздники и гуляния для его жителей. В такие дни кажется, что жители всего города – это одна большая семья.

Ожидаемый результат

Осознание родителями необходимости выяснения значения семьи и семейных ценностей.

Литература:

  1. Ответственные родители (приложение к пособию «Я – липчанин»)/ учебно-методическое пособие для учителей средней школы / Издание первое. – 96 стр. Липецк. 2011.

  2. Настольная книга классного руководителя 1-4 классы /Л.И.Саляхова. – М.: Глобус. 2007.

  3. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Вып. 4/ Лободина Н.В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Аксёнов А.И., Генеалогия //Вопросы истории. 1972.

  5. Арсеньев Ю.В., Геральдика. – Москва: ТЭРРА – Книжный клуб, 2001.

  6. Бычкова М.Е., Что значит именно родные / — М.: Богор. Печатник, 2000. – 145с.

  7. Интернет – ресурсы.

    Приложение 2. Как правильно «вырастить» древо.

    Чтобы качественно составить генеалогическое древо и проследить историю 5-6 поколений вашего рода, существуют 2 способа сбора информации: Устный (беседы с родственниками) Документальный (семейный архив). Возьмите листок бумаги и напишите имена всех родных, которых вы знаете и о которых слышали, сгруппировав их по поколениям. После этого постарайтесь собрать о каждом из них как можно больше информации. Например, семейные легенды, интересные случаи из жизни, рассказанные ими или общими знакомыми. Эта информация даст вам возможность понять дух того времени и мотивы их поступков. Все данные нужно обязательно записать. Детали, которые вы узнаете, даже кажущиеся вам незначительными, могут послужить толчком к дальнейшему поиску.

    Изучите документы, которые хранятся в семейном архиве. Это дневники, письма, записные книжки, альбомы с фотографиями (всегда обращайте внимание на надписи с обратной стороны снимка), вырезки из газет. Отмечайте для себя все имена, даты, места жительства и родственные связи. Чтобы не запутаться, начинайте одновременно вести свою родословную роспись (запись всех известных вам родственников, особенно прямых, по поколениям) и составлять восходящую таблицу, в основе которой будете вы. Поместите на самый верх собственный «листочек», а дальше раскладывайте их по иерархии. Под вами ваши родители, их связываете вы. Под ними – бабушки и дедушки. Продолжайте «растить» деревце, пока не «привяжете» к нему всех своих родных. Потом можно переключиться на родственников мужа. Следующим шагом будет слияние этих двух деревьев и присоединение к ним ваших детей. Если в таблицах обнаружились пробелы и информации не хватает, то имеет смысл попросить ваших родственников заполнить пустующие места, которые известны им.

    Если же данных по-прежнему не хватает, отправьте запрос в один из архивов. Там работают высококлассные ученые, специалисты по генеалогии, которые защитили диссертации по разным аспектам этой темы и внесли большой вклад в развитие отечественной науки.

    Приложение 3. Памятка «Схема родственных отношений»

    Родственники со стороны мужа:
    Свекор — отец мужа
    Свекровь — мать мужа
    Деверь — брат мужа
    Золовка — сестра мужа
    Невестка, сноха — жена брата мужа

    Родственники со стороны жены:
    Тесть — отец жены
    Теща — мать жены
    Шурин — брат жены
    Свояченица — сестра жены
    Свояк — муж сестры жены

    Молодая жена: Молодой муж:
    Невестка или сноха – отцу и матери мужа Зять – отцу и матери жены
    Невестка или сноха – брату и сестре мужа Свояк или зять – брату и сестре жены

    Невестка или сноха — жене брата мужа Свояк – мужу сестры жены.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *