Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Автор работы: Штоколова Анна Анатольевна

Занимаемая должность: учитель начальных классов

Место выполнения работы:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21»

Саратов

2014г.

Содержание

1 глава. Введение. Развитие творческих способностей учащихся начальной школы.

2.глава. Основная часть.

2.1 Применение инноваций в учебном процессе по развивающей системе Л.В.Занкова на уроках русского языка и литературы.

2.2. Проектная деятельность. Проекты по окружающему миру, по литературному чтению.

3. Развитие творчества во внеклассной работе. Театральный коллектив «Росток».

4. глава. Заключение. Вывод.

4.1. Главное в педагогике творчества.

5. глава. Библиографический список.

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

Обучение в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие личности школьника, его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей; развитие умений организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность, формирование умений учебного сотрудничества; охрана и укрепление здоровья;

освоение знаний, обеспечивающих успешное образование на данной и следующей ступени;

овладение общеучебными и предметными умениями и навыками, опытом осуществления различных видов деятельности;

воспитание желания учиться, интереса к учению, стремления к самообразованию.

Из опыта знаю, что если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Именно этот факт натолкнул меня на мысль применять новые методики. В условиях современного мобильного мира развитие становится атрибутивной характеристикой не только социальных систем, но и личности. В исследовании инноватики всесторонне обосновывается характер необходимых изменений в образовании как социальном институте, где формируется интеллектуальный ресурс государства. В данных условиях интерес к развивающим программам усиливается. Система Л.В.Занкова, построенная на экспериментальном психолого-педагогическом основании, сформировалась в конце 50-тых годов XX века. Результатом проведенных исследований стало описание дидактических особенностей обучения. Обеспечивающих эффективное развитие школьников, а также создание учебно-методической базы.[1]

Центральной задачей в системе Л.В.Занкова является общее психическое развитие ребенка как развитие ума, воли чувств. [1] Все это создает надежную основу для усвоения знаний, умений и навыков. Вовлечение в процесс обучения не только интеллектуальных, но и эмоционально-волевых качеств и стремлений обучающихся является базисом развития духовного потенциала личности, обеспечивает условия для формирования духовного здоровья детей. При этом сам процесс обучения предполагает достаточно высокий уровень субъектности ученика в обучающем процессе, актуализацию процессов смыслотворчества. [7]

Подобный подход определяет богатство предметного содержания образования, многообразие различных активных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе. Одна из важнейших задач учителя-создание благоприятной комфортной обстановки в классе как условие активного включения учащихся в процесс усвоения и присвоения учебной информации, самостоятельного добывания знаний. Говоря современным языком, система обучения Л.В.Занкова ориентирована в большей степени на развитие социальных компетенций, эмпатийного отношения к школе, одноклассникам.[8] На вопрос: «Нравится ли тебе учиться в школе?», 95% ответили положительно и лишь 5% ответили: «Не знаю». Отрицательных ответов не было.

Цель обучения — достижение оптимального развития личности каждого ученика. Я стараюсь в своей работе развить творческие способности каждого ученика. Творчество-это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество-это созидание, оно порождает новые духовные и материальные ценности. Это во-первых, научное познание, так сказать созидание разума, во-вторых, конструирование, составление и реализация новых проектов, и в-третьих, деятельность в области искусств. Но можно сказать, что творчеству и развитию творческих способностей противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание-имитация. На начальных ступенях развития ученика необходимы все виды деятельности из перечисленных.

Применение инноваций в учебном процессе и развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы вылилось в исследовательскую работу по созданию книги «Азбука творчества», куда вошли творческие работы учащихся: книжки-малышки, поэтические тетради (сказки, стихи, скороговорки, считалки). Долгосрочный проект «Азбука творчества»-как завершающий этап творчества учащихся. Работа по языкознанию, знакомство с лексикой увлекает учащихся. Они с интересом работают со словарями и находят значение слов — их толкование. Очень любят работать с многозначными словами и раскрывать «секреты речи» на уроках русского языка и литературы. Ребята с удовольствием любят выполнять задания творческого характера.

Задания творческого характера:

1.Сочини свою сказку-легенду о цветке, почему у него такое имя: «Иван-да-Марья», Василек, Колокольчик, Медуница;

2.Продолжи стихотворение: «Уронило солнышко лучик золотой…», «Мы вчера нашли подснежник..»;

3. Придумай рифму : «Тонкие осинки в лужицы глядят…»;

4. Сочини загадку о животном с использованием прилагательных;

5.Отредактируй текст и придумай продолжение. Например, «О старой парте», а начать можно повествование со слов «Жила-была елочка в лесу..» ;

6. «Конструктор»: сконструируй из слов предложения, построй по порядку, придумай название составленному тексту.

Заданий творческого характера очень много и позиция учителя должна быть очень лояльной, чтобы не пропало желание у ученика выполнять такие задания. Самое главное в работе учителя, чтобы творческие задания были не сами по себе, а по определенной теме русского языка или литературы. «Не заиграться», а подвести итог проделанной работы, какова рефлексия: «Что запомнили? Почему? Кто на конкурсе загадок или сказок победил? Почему? Докажите? Выскажете свое мнение».

Творческие работы учащихся из книги «Азбука творчества»

1) Стихи.

Подснежник.

Мы вчера нашли подснежник

На пригорочке лесном.

Голубой цветочек нежный

Распустился светлым днем.

Он стоит, как будто в вазе

Красота и жизнь поет.

Он красив, прелестен, ясен

И чудесен он притом.

(Медведева Маша)

Одуванчик.

Уронило солнышко лучик золотой

Первый одуванчик вырос молодой.

Выкрасил головку в золотистый цвет

Ласкового солнца маленький портрет.

(Очкина Оксана)

Первый снег.

Вот выпал первый снег,

Вокруг светлее стало.

И слышен звонкий смех

Ура! Зима настала!

На улице покрыто

Все белым одеялом.

Но лето не забыто,

Хоть было его мало.

(Удовикова Ольга)

Осинки.

Тонкие осинки

В лужицы глядят.

Смотрят они в лужицы,

Листьями шуршат.

(Миронова Маша)

2) Считалки.

Шли зайчата на базар

Продавать свой урожай

И морковку, и лучок

Выбирай себе дружок!

Говори поскорей

Не задерживай людей.

(Демидов Антон)

Ухти-тухти-тухти-тух!

Наш костер совсем потух.

Мы зажжем его опять.

Водишь ты – тебе искать. (Очкина Оксана)

Работы моих учеников высоко оценивались на районных и городских конкурсах чтецов и различных литературных конкурсах. Сказки Баринова Васи печатаются в детской газете «Родничок» Южный Урал, например сказка «О зайке Прыгуне и медвежонке Топтыжке» (17 ноября 2010 года). Творчество ребят не остановить и способности развиваются и в других направлениях.

Составление и реализация проектов — один из путей развития творческих способностей учащихся. В современной образовательной практике возрастает значение обучения детей исследовательской и проектной деятельности. Включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Это позволяет обучать наблюдению и эксперементированию, проводить ряд исследовательских работ — от определения проблемы до представления и защиты проекта полученных результатов.

В результате работы новые знания ученики получают не в готовом виде, а в результате поиска. Учащиеся постепенно выполняют предложенные задания и осваивают основные приемы проведения собственных исследований, которые выполняют самостоятельно. В помощники они могут выбрать родителей, которые будут их поддерживать в разработке исследований и подборе литературы по данному исследованию. Считаю работу учащихся по проектной деятельности очень важной и необходимой, так как она способствует развитию внимания и памяти, воображения и мышления. Огромное значение уделяется именно самостоятельности учащихся, овладению современными техническими средствами, включающими работу на компьютере, мультимедийной доске, умениям пользоваться средствами теле-видео и Интернета.

Проект — от латинского «брошенный вперед»:

1.совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;

2.предварительный текст какого-либо документа;

3.какой-либо замысел или план, необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания.

Причины распространения метода проектов в системе образования:

-самостоятельно, уметь пользоваться знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

-актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.)

-актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

-значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.[5]

Типология проектов

по доминирующей в проекте деятельности

по предметно-содержательной области

по характеру координации проекта

по характеру контактов

по количеству участников

по продолжительности проекта

По доминирующей в проекте деятельности

Творческие; исследовательские; ролевые, игровые; ознакомительно-ориентировочные или информационные

По продолжительности

краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные

Основные требования к использованию метода проектов

наличие значимой проблемы;

практическая, познавательная значимость;

самостоятельная деятельность учащихся;

структурирование содержательной части проекта;

Использование исследовательских методов:

— определение проблемы;

— выдвижение гипотезы и их решение;

— обсуждение методов исследования;

— обсуждение способов оформления конечных результатов;

— сбор, систематизация и анализ полученных результатов;

— подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

— выводы, выдвижение новых проблем исследования. [5]

В своей работе я использую такой вид деятельности, как работа над проектом. На начальном этапе – проекты по окружающему миру «Экология. Растения под охраной», «Моя родословная», «Вселенная. Космос. Солнце». Важные учебные и проблемные вопросы решались в проекте по окружающему миру «Вселенная. Космос. Солнце». Трудная тема по изучению небесных светил и проблемный вопрос о звезде – Солнце («Погаснет ли Солнце?») раскрыт путем изучения различных источников и с помощью электронных средств информации. Предлагаю конспект урока с проектной деятельностью, окружающий мир, 1, 2 класс.

Тема: «Защита проекта. Публичное выступление.

Вселенная. Космос. Солнце ».

Учащиеся должны знать: объекты живой и неживой природы, относительность восприятия величины предмета в зависимости от расстояния(правильно ли выдержана перспектива, то есть чем дальше от нас находится предмет, тем меньше кажется, но его величина находится постоянной ), понятия «Вселенная», «звезды», «Солнце», «планеты», «космонавт», «телескоп», строение Солнечной системы, значение Солнца для жизни на Земле.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы по материалам проведенной работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой, аудиоматериалы, видеоматериалы, мультимедиа, (интерактивная доска, проектор, слайды), кроссворд.

Структура урока:

I.Организационный момент.

1.Распределение детей по группам.

Учитель организует несколько инициативных групп по направлениям исследований.

В каждой группе распределяются роли: аналитик, исследователь, испытатель, синтетик.

Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.

2.Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.

II.Формулирование темы и целей урока.

Тема урока:«Защита проекта. Публичное выступление.

Вселенная. Космос. Солнце-это звезда или планета?».Учитель рассказывает об отличиях проектной деятельности и распределяет задания для каждой группы. Оценивает работу каждой группы- жюри.

Ш.Подготовительный этап. Повторение изученного материала.

-Что такое звезды? (Раскаленные космические тела, которые сами излучают свет.)

Отгадайте:

Поле не меряно,

Овцы не считаны,

А пастух рогат.

н

е

б

о

з

в

е

з

д

ы

м

е

с

я

ц

-Днем светит одна звезда, а ночью – много звезд.

Отгадайте.(Солнце).

-Что такое Солнце?

-Какие вы знаете пословицы, загадки, стихи, сказки о Солнце?

(Работа по группам. Жюри оценивает каждую группу-1 балл за пословицу, 2 балла-за считалку, 5 баллов-за сказку.)

Музыкальная пауза (Песни о Солнце).

IV.Разработка составных частей проекта и иллюстрирование (слайды, мультимедиа).

Для выполнения заданий использован материал для дополнительного чтения Трафимовой «Секреты и диковинки окружающего мира», данные сети Интернет. Учащиеся проводили большую исследовательскую работу.

V.Испытание всего проекта. Публичное выступление -индивидуальные проекты.

Оценивает защиту проекта каждой исследовательской группы-жюри (ответы участников оценивать по 5-бальной системе)

I.группа АНАЛИТИКОВ (анализируют свои ответы и ответы товарищей, представляют свои проекты в жюри).

Задания группе:

1.Доказать, что Солнце-звезда, а не планета.(Доказательство в форме доклада, сообщения, презентации).

2.Солнечная система, какая она?

II. группа ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ-1(исследуют, представляют свои проекты в жюри).

1.Далеко ли до Солнца?

2.Почему Солнце светит и греет?

III. группа ИСПЫТАТЕЛЕЙ (проводят испытания, опыты, представляют свои проекты в жюри).

1.Сколько летит луч Солнца до Земли? А сколько — от Полярной звезды до Земли ?

2. Как происходит смена дня и ночи? (Опыт. Глобус, фонарик.)

IV. группа ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ-2 (исследуют, представляютсвои проекты в жюри).

1.Верно ли, что однажды Солнце погаснет?

2.Мы живем в Галактике Млечный Путь? Легенда о Млечном Пути.

V. группа СИНТЕТИКОВ (синтезируют свои ответы и ответы товарищей, подводят итог, представляют свои проекты в жюри).

1.Почему светит Луна? Что больше Луна или Солнце?(Опыт. Глобус, зеркальце, фонарик.)

2.Глядя на звезды мы заглядываем в прошлое или будущее?

Презентация, практическое применение новых знаний. Выход на сайт в Интернете «Астроглаз», «О Солнце», изучение астрономии, общение в Интернете на сайте по проблемам Солнца.

VI. Самоанализ проектной деятельности с помощью

взрослых (жюри, учителя). Подведение итогов — сколько баллов заработала каждая группа за защиту проекта. Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.

VII.Итоги урока. Рефлексия.

Подведение итогов — сколько баллов заработала каждая группа по проектной деятельности, значимость проекта.

Просмотр видеоролика «Солнечная система».

Сейчас работаю над проектом по литературному чтению «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?», 2 класс. На первом этапе составлена стартовая презентация учителя, родители получили буклеты о проектной деятельности, проведен соцопрос, на втором этапе ребята получили задания творческого характера и работают над проектом: читают сказки, проводят исследования по прочитанным сказкам (Например: «Каковы приметы сказочного жанра? Какую роль играла древняя числовая магия, народные обряды? Узнать о малоизвестных народных сказочниках и, что они сочинили, какие сказки?») [11] Конечный продукт проектной деятельности — составление каждым учеником «Альбома о сказках» или презентации с ответом на проблемный вопрос «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?». [10] Хочется поделиться разработкой стартовой презентации учителя при подготовке учеников к проектной деятельности, где указываются цели проекта по учебной и проблемной теме, на какие исследовательские группы делится коллектив.

Стартовая презентация учителя по проекту, литературное чтение 2 класс «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?»

Обсуждение темы:

Что означает слово «сказка»?

Откуда пришла к нам сказка?

Какие бывают типы сказок?

Каковы приметы сказочного жанра?

Исследуйте, в чем различие авторской и народной сказки?

Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?

Что мы знаем о сказке. Сказка-произведение о лицах и событиях, которых не было в действительности.

Цель проекта:

1.Актуализировать знания о сказках, обобщить некоторые закономерности сказок, расширить знания учащихся по литературному чтению.

2.Привить навыки самостоятельной работы.

3.Научить пользоваться новыми технологиями и средствами Интернета.

Исследовательские группы : фольклорная группа, исследователи,

авторы, аналитики, социологи.

Задания для группы аналитиков (анализируют свои ответы и ответы товарищей):

1.Что мы знаем о сказке?

2.Какие типы сказок вы знаете?

3.Каковы приметы сказочного жанра?

Задания для группы исследователей:

1.Исследуйте, в чем различие авторской и народной сказки?

2.Каковы средства и приемы создания образов в народных и авторских сказках?

3.Какую роль играла древняя числовая магия, народные обряды?

Задания для фольклорной группы:

1.Что такое «фольклор»?

2.Что относится к фольклорному творчеству?

3.Узнайте о малоизвестных народных сказочниках и что они написали, какие сказки?

Задания для группы авторов:

1.Какие герои сказок часто встречаются в русских народных сказках о животных и почему?

2.Какова традиционная композиция этих сказок (зачин, концовка)?

3.Расскажите свою сказку о любимой игрушке, о животном, легенду о цветочке…

Задания для группы социологов:

1.Провести соцопрос родителей, родственников, знакомых о том, какие сказки читали?

2.Какие сказки нравились больше всего (каких народов, каких авторов)?

Задания для всех групп:

Верно ли, что в современной жизни нет места сказке? Почему?

Читая сказки, мы заглядываем в прошлое или будущее? Докажите.

План работы исследовательских групп:

1.Изучить источники исследований.

2.Найти факты, доказывающие или опровергающие предположение (гипотезу).

3.Проанализировать полученную информацию и сформулировать выводы.

Проектная деятельность развивает мышление, речь, способность находить новые необычные ответы, исследовательские навыки учащихся и стремление к творчеству, то есть находить собственное самостоятельное решение проблемы.

Третье направление, в котором, я считаю, что можно развить творческие способности учащихся — это внеклассная работа. Ребята могут развивать свои способности в большей мере. Они занимаются в театральном кружке «Росток», который я веду с 2009 года. В программу включены занятия по сценическому искусству, по истории костюма, о театральных реквизитах. Занятия проходят один раз в неделю после учебных занятий. Посещение театра и обсуждение спектаклей — одно из необходимых условий для успешных выступлений участников театрального коллектива «Росток». Подготовка спектаклей к Новому году, к 8 Марта, к окончанию учебного года занимает большую часть времени. Занятия по дикции, упражнения для дыхания, упражнения с постановкой движения, упражнения для развития голоса и дыхания, тренировка органов речи, мимика лица- это необходимые упражнения для развития актерского мастерства. Ребята часто выступают на смотрах художественной самодеятельности, участвуют в конкурсах чтецов. В 2007 году Брызгалов Коля занял второе место на районном конкурсе чтецов и третье место на городском конкурсе чтецов. Стежко Данила в 2010 году занял третье место на школьном уровне на конкурсе чтецов. Ребята будут участвовать в творческом проекте по литературному чтению со сказкой «Чудо-Меленка», по мотивам русских народных сказок в городском семинаре (апрель 2011 на базе МОУ «СОШ № 21»).

В коллективе накопился небольшой репертуар из сказок и литературно-музыкальных постановок : «В гостях у Снегурочки», «Колобок на новый лад», «Карусель-карусель», Чудо-меленка», «Кошкин дом спасен!»

Слайды театрального кружка «Росток» МОУ «СОШ № 21».

Главное в педагогике творчества- не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку», как говорил великий русский писатель Л.Н.Толстой, в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. [7]

В этой работе представила пути решения одной из важных проблем — развития ребенка, развитие творческой личности, что полностью совпадает с целью, поставленной сегодня перед российским образованием разработчиками Концепции нового ФГОС: «целью и смыслом современного образования является развитие личности».[4]

Библиографический список

1. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.В., Романовская З.И. Обучаем по системе Л.В.Занкова – М.: Просвещение, 1991г.

2. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны- М, 1986 г.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь- М,1958 г.

4. Ванцян А.Г., Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова-Самара:Изд-во «Учебная литература»: Изд.дом «Федоров», 2010 г.

5. Господникова М.К., Полянина Н.Б., Самохвалова Е.И., Родионова Ю.А., Эктова О.Ю., Гордиенко Т.А., Силаева Т.Е. Проектная деятельность в начальной школе- Волгоград: Учитель, 2009 г.

6. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников- М., 1985

7. Львов М.Р. Школа творческого мышления- М., 1993 г.

8. Страхов И. В. Индивидуальные особенности общения учителей с младшими школьниками- Саратов, 1984 г.

9.Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. М., 1965

10.Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки (Заметки по общей теории клише). М., 1970

11.Рошияну Н. Традиционные формулы сказки. М., 1974

11.Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки (Заметки по общей теории клише). М., 1970

12. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность- Ленинград, 1974 г.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *