Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа по окружающему миру

для 4 «Б» класса «Начальная школа XXI века»

Балашиха, 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Окружающему миру» для 4 класса составлена в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Общая характеристика

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружа­ющую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способ­ствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют пред­ставления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Цели:

  • формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество»;

  • воспитание пра­вильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Задачи:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника.
    Ценностные ориентиры содержания

«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;

  • осознает необходимость выполнения правил поведе­ния, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

• подготавливается к изучению базовых предметов в ос­новной школе.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естествен­нонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных от­ношений.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наибо­лее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необхо­димых для его индивидуального психического и личностно­го развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовле­творить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

3. Культурологический принцип понимается как обеспе­чение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его воз­растную эрудицию.

4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи эко­логического образования младшего школьника при ознаком­лении его с окружающим миром.

5. Принцип поступательности обеспечивает — постепенно­сть, последовательность и перспективность обучения, возмо­жность успешного изучения соответствующих естественно­научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изу­чении природы и общественных явлений широко использо­вать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исто­рический музеи и т.д

Объем программы

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Программы начального общего образования по окружающему миру, Программы «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой (окружающий мир – автор Н.Ф.Виноградова), предусматривающей — 68 ч.

Согласно календарного графика МБОУ «Школа №2» на 2013-2014 учебный год в 4 классе предусмотрено 35 учебных недель (2 часа в неделю), т.е. фактически должно быть проведено 70 часов.

В соответствии с выходными днями – 8 марта, 1 мая, 9 мая, рабочая программа по окружающему миру для 4 класса на 2013-2014 учебный год рассчитана на 68 часов.

Программа выполняется в полном объеме (68 ч).

Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Содержание программы — 4 класс (68 ч)

Введение (1 ч)

Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

Универсальные учебные действия:

  • объяснять значение природы как источника существования человеческого общества.

Человек — живое существо (организм) (30 ч)

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.

Человек среди людей.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов;

  • объяснять роль нервной системы в организме;

  • рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;

  • конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

  • характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного;

  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;

  • характеризовать условия роста и развития ребенка;

  • различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.

Человек и общество, в котором он живет (37 ч)

Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России. Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.

Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Школы, книги, библиотеки как часть культуры в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в ХIХ веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство ХVIIIвека. Возникновение публичных театров.

Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты ХХ века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Универсальные учебные действия:

  • описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;

  • моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;

  • находить на карте равнины и горы России (своего края);

  • выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);

  • составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

  • ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами;

  • составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;

  • называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);

  • называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох;

  • называть имена наиболее известных правителей Древней и Руси и России разных исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

  • узнавать символы царской власти;

  • знать имя Президента современной России;

  • составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания.

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:

— характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;

моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох ( в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;

описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:

применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) /в рамках изученного/.

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе

Тема урока и раздела

План сроки

Скор сроки

УУД

Использсовремеоборуд

1

Организм человека. Нервная система.

3.09

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Понимать точку зрения другого.

презентация

2

Головной и спинной мозг.

5.09

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Док/камера

3

Скелет – опора человека.

10.09

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Понимать точку зрения другого.

Док/камера

4

Кости и мышцы нужно укреплять.

Практическая работа: Оказание первой помощи при несчастных случаях.

12.09

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

5

Пищеварительная система.

1.09

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

презентация

6

Берегите зубы с детства

19.09

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Понимать точку зрения другого

Док/камера

7

Дыхательная система.

24.09

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

презентация

8

Кровь. Кровеносная система.

26.09

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Док/камера

9

Сердце – главный орган кровеносной системы.

Практическая работа:

Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок.

1.10

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 

презентация

10

Органы выделения. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

15.10

Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Понимать точку зрения другого.

11

Кожа. Строение кожи. Как «работает» кожа.

3.10

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Интеракт доска: тесты

12

Зрение. Береги глаза.

8.10

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

презентация

13

Слух, Береги слух.

10.10

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

Док/камера

14

Обоняние. Как мы чувствуем запахи. Береги обоняние.

17.10

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

Док/камера

15

Вкус. Осязание

22.10

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

16

Обобщающий урок.

24.10

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

17

От эмоций к чувствам.

29.10

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

Виртуальная экскурсия

18

Чувства.

31.10

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 

презентация

19

Что такое внимание?

12.11

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Понимать точку зрения другого.

Док/камера

20

Зачем человеку память

14.11

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 

21

Человек умеет думать и говорить

19.11

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

презентация

22

Счастливая пора детства. Почему старикам нужна твоя помощь

21.11

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

презентация

23

Здоровье человека.

Практическая работа: Составление режима дня школьника.

26.11

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Док/камера

24

Курение – опасно для здоровья.

28.11

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

25

Осторожно – спиртное!

Урок обобщения «Здоровый образ жизни»..

3.12

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

26

Человек – путешественник. Как человек открывал новые земли. Почему человек стал путешественником.

5.12

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Понимать точку зрения другого .

27

Как славяне обживали Север. Открытие земель за каменным поясом.

10.12

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Док/камера

28

Человек и культура.

12.12

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

29

Человек и культура

17.12

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

презентация

30

Как дети учились, когда не было школ. О чем рассказывает летопись. Что такое литературный памятник.

19.12

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Док/камера

31

Когда появились первые школы?

Административная контрольная работа за 1 полугодие

24.12

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Док/камера

32

Первая азбука. Работа над ошибками

26.12

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Интеракт доска: тесты

33

Природные зоны России. Край льдов и снегов

14.01

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Док/камера

34

Тундра

16.01

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

презентация

35

Тайга

21.01

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

посещение выставки

36

Зона смешанных и широколиственных лесов

23.01

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Понимать точку зрения другого.

37

Степи

28.01

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

презентация

38

Пустыня

30.01.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Понимать точку зрения другого.

Док/камера

39

Влажные субтропики

4.02

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Док/камера

40

Почвы России

6.02

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

41

Восточно – Европейская равнина

11.02

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Понимать точку зрения другого

презентация

42

Западно – Сибирская равнина

13.02

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

Док/камера

43

Уральские и Кавказские горы

18.02

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

презентация

44

Как выбирали место для строительства города

20.02

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 

Док/камера

45

Почему улицы называются по — разному

25.02

Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Понимать точку зрения другого.

презентация

46

Россия и ее соседи

27.02

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

47

Из истории письменности

4.03

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Интеракт доска: тесты

48

О первых школах и книгах. Первая печатная «Азбука»

6.03

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

презентация

49

Чему и как учились в России при Петре 1.

11.03

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

Док/камера

50

М.В.Ломоносов. Тесты.

13.03

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Док/камера

51

Русское искусство XVIII века. Русская икона

18.03

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

52

Музыка в Древней Руси

20.03

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

53

Скоморохи – первые артисты на Руси

1.04

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 

Виртуальная экскурсия

54

Искусство России XIX века. Архитектура

3.04

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Понимать точку зрения другого.

презентация

55

Живопись на Руси XIX века.

8.04

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 

Док/камера

56

Как славяне боролись с половцами

10.04

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

57

Как русские победили шведских рыцарей

15.04

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

презентация

58

Битва на Чудском озере

17.04

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

презентация

59

Куликовская битва

22.04

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

Док/камера

60

Отечественная война 1812 года. Трудное решение Михаила Илларионовича Кутузова.

24.04

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

61

Великая Отечественная война 1941 – 1945 года.

29.04

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Понимать точку зрения другого .

62

Все для фронта. Все для победы!

6.05

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

63

Мы живем в Российском государстве.

8.05

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Док/камера

64

Русский язык – государственный язык России

13.05

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

65

Права граждан.

Обязанности граждан.

15.05

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

66

Символы государства

20.05

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

презентация

67

Административная контрольная работа по окружающему миру за курс начальной школы

22.05

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Док/камера

68

Обобщающий урок по теме «Гражданин и государство»

27.05

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Док/камера

Материально – техническое обеспечение

Учебно – методический комплект:

  • Программа начального образования по окружающему миру М., Просвещение, 2012

  • Программа начальной школы по окружающему миру. 4 класс. Автор Н.Ф.Виноградова М., Вента — Граф, 2012

Учебник

  • Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:
    3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Рабочие тетради

  • Учимся думать и фантазировать: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений.

2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Методические пособия

  • Окружающий мир. 4 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. Н.Ф.Виноградова,
    М: Вента – Граф, 2011.

  • Окружающий мир. 4 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. О.А. Исакова – Волгоград: Учитель, 2012

Литература дополнительная:

  • Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся./ Авт. – сост.
    Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010.

  • Олимпиадные задания.2 — 4 класс: Окружающий мир /Авт. – сост. Г.В. Раицкая. 3 – е изд. – Самара: Издательство
    «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2009.

Печатные пособия

Таблицы к основным разделам окружающего мира.

Технические средства обучения.

Компьютер, интерактивеная доска, документ – камера, лабораторное оборудование

Экранно – звуковые пособия

  • Животный мир. Энциклопедии. (СД)

19

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *