Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики» Рабочая учебная программа
4 класс
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса , изучается в объеме 1 часа в неделю (всего 34 часа)
Задачи курса:
-
Целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
-
Активизация познавательной активности школьников.
-
Создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
-
Нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников.
-
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Ожидаемые результаты:
На уроках по «Основам светской этики» должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д.
В результате обучения в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий:
— Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2010.
— Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.
— Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди — и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение»,2010.
— Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.
Тематическое планирование составлено на основе сборника программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:
-Метод моральных дилемм и дискуссий
-Эвристические беседы
-Исследовательский метод
-Проектирование
-Уроки – экскурсии
-Деловые и ролевые игры
-Различные викторины и другие конкурсные события
-Творческие мастерские
-Использование информационно- коммуникационных технологий
Формы работы:
— коллективная
— групповая
— индивидуальная
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
-
каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
-
ни одна культура не может быть лучше другой,
-
каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе
Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
— целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
— активизация познавательной активности школьников;
— создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную. .
Все обозначенные выше формы организации призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.
Календарно – тематическое планирование уроков в 4 классе
Модуль «Основы светской этики» — 34 часа
Тема урока |
Планируемые результаты (что должны знать, уметь)
|
Формы занятий (теоретические практические); традиционные, инновационные |
Приемы и методы преподавания |
Виды деяте льности |
Способы и формы оценки дости- жения этих результатов |
Литература
ЦОР
Интернет |
||||||||
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |
||||||||||||||
1. |
Россия – наша страна |
Формировать чувство гордости за свою Родину, общие представление об отечествен ной религиозно -культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) РОССИЯ; развитие этических чувств и норм. |
Урок изучения нового материала смешанный урок |
Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом ;творческие задания; участие в учебном диалоге |
Коллективный, индивидуальный, фронтальный, групповой |
Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики Героев РОССИИ |
Энциклопедия для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996. – герб www/chrio/ cap/ ru — Игнатьева А.П. ( герб, флаг, гимн и т.д.) ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 1. |
|||||||
Блок 2. Основы светской этики. (16 часов) |
||||||||||||||
2. |
Что такое светская этика? |
Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность, светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог. |
Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок |
Беседа; комментированное чтение; работа с литературным и фольклорным текстами; работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи |
Коллективный,индивидуальный,групповой |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации |
Энциклопедия для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996. ЦОР -Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 2,С.Баруздин «О человеке и его делах». |
|||||||
3. |
Мораль и культура |
Формирование первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм;
|
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
|
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
Коллективный, индивидуальный, работа в парах |
Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы, |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 урок 3, Толковый и энциклопедический словари. |
|||||||
4. |
Особенности морали. |
Расширение знаний учащихся о морали, об особенностях морали, знать, что такое материальная культура и духовная культура, в чём их разница, уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи. |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
|
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа, подготовка творческой беседы, работа с иллюстративным материалом ; участие в учебном диалоге. |
Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах. |
Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 4,Толковый и энциклопедический словари. |
|||||||
5. |
Добро и зло. |
Ознакомление уч-ся с основными этическими понятиями добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений.
|
Урок усвоения новых знаний.
|
Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи |
Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа, |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 5, сказка «Мороз Иванович», «Крошечка-Хаврошечка», «Кощей Бессмертный»,К .Д.Ушинский «Лекарство». |
|||||||
6. |
Добро и зло. |
Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность.
|
Урок совершенствования знаний, умений , навыков. |
Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи |
Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа, |
Пословицы и поговорки о добре Песня кота Леопольда. Г.Х.Андерсен «Снежная королева», В.Драгунский «Друг детства.» ЦОР-Основы светской этики. |
|||||||
7. |
Добродетель и порок |
Формировать представление о добре, зле, добродетели и пороке. Воспитывать доброту, гуманное отношение к людям. |
Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа |
Коллективный, индивидуальный групповой |
Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.
|
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 7. |
|||||||
8. |
Добродетель и порок |
Закрепить понятия добродетель и порок. Воспитывать чувство собственного достоинства. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
|
Урок совершенствования знаний, умений, навыков. |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа |
Коллективный, индивидуальный групповой |
Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.
|
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 8. |
Свобода и моральный выбор человека |
Знакомство с основными терминами: свобода, моральный выбор. Ситуация морального выбора. Понимание значения свободы, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества.
|
Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа. |
Коллективныйиндивидуальный групповой |
Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся, (дз.) Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков. Чтение статьи, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
|
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 9. |
|
10 |
Свобода и ответственность
|
Познакомить с основными терминами и понятиями: ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности. Воспитывать толерантность, уважение друг к другу. |
Урок совершенствования знаний |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа |
Коллективныйиндивидуальный групповой |
Чтение статьи с Выборочным пересказом текста Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
|
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 10. |
Моральный долг
|
Дать первоначальные представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.
|
Урок изучения нового материала. Комбинированный |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
Коллективныйиндивидуальный групповой |
Устные ответы детей на вопросы учителя, составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим обсуждением. |
Пословицы о долге, только ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 11, толковый словарь |
|
12. |
Справедли вость |
Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям. |
Урок изучения нового материала. Комбинированный. |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа |
Коллективный,индивидуальный, групповой |
Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?) |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 12. |
Альтруизм и эгоизм
|
Познакомить с понятия-ми эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Воспитывать желание стать альтруистом, не быть эгоистичными по отношению к близким людям. |
Урок изучения нового материала. Комбинированный. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный групповой |
Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные? Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся. Самостоятельная работа учащихся. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 13. Детская энциклопедия, толковый словарь. . |
|
14. |
Дружба |
Знание, понимание и принятие личностью ценностей:друг, дружба. |
Урок совершенствования знаний, умений, навыков. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. Подготовка материалов для стенгазеты. |
Коллективный, индивидуальный групповой |
Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа.Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.
|
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 14. Толковый словарь. Пословицы и поговорки о дружбе. |
15. |
Что значит быть моральным |
Формировать у обучающихся осознанное позитивное отношение к культурным феноменам «нравственность», «мораль», «гуманизм», «духовность», Воспитывать любовь и уважение к родителям, к своей Родине,к друг другу. |
Урок систематизации знаний. Урок-диспут. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. |
Коллективный, индивидуальный групповой, работа в парах. |
Словарный диктант по материалам 9-15 уроков. Творческая работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, как вы понимаете, что значит быть моральным. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль». |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 15. |
Творческие работы учащихся. |
Развитие способнос- ти учащихся общаться друг с другом, со- блюдая моральные нормы поведе- ния, воспитывать уваже- ние и толерантное отноше- ние.
|
Урок обобщения знаний, умений и навыков |
Беседа, групповая творческая или самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. |
Коллективный, индивидуальный групповой |
Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 16. |
|
17. |
Презента-ция творческих работ |
Обобщить знания, полученные в ходе изучения курса. |
Урок подведения итогов изучения курса. |
Урок-праздник. |
Индивидуальный, групповой. |
Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.
|
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 17. |
Род и семья -исток нравственных отношений в истории человечества |
Формировать чувство гордости за свою семью, бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
|
Урок усвоения новых знаний |
Беседа; коммен- тированное чте- ние; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом ;творческие задания; участие в учебном диалоге |
Коллективный, индивидуальный групповой |
Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации.
|
ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 18 Диск Образец родового древа, родового герба
|
|
19 |
Нравственный поступок |
Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.
|
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
|
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
фронтальный, групповой |
Устные ответы на вопросы; обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос
|
ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 19 диск |
20
|
Золотое правило нравственности
|
Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. |
Урок усвоения новых знаний
|
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
Коллективный, работа в группах
|
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации
|
ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 20 Диск
|
21 |
Стыд, вина и извинение. |
Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
|
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём. |
Коллективный, индивидуальный |
Работа с понятиями стыд, вина, извинение Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, закрепление основных понятий |
ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 21 диск |
22 |
Честь и достоинство |
Знать понятия честь и достоинство; Воспитывать чувство собственного достоинства. |
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём. |
Коллективный, индивидуальный |
Обсуждение; словарный диктант с элементами игры; сопоставление значения слова кодекс в юриспруденции и этике; закрепление основных понятий.
|
ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 22 диск |
23 |
Совесть. |
Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.
|
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана |
Коллективный, работа в группах.
|
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. |
ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 23 диск |
24-25 |
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. |
Развитие духовной, культурной и социальной преемственности поколений.
|
Комбинированный |
Работа с иллюстративным материалом;беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный Работа в группах |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
|
ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 24 Диск Картина В. Васнецова «Три богатыря», фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» |
26 |
Джентльмен и леди. |
Развитие способнос- ти общаться друг с другом, со- блюдая моральные нормы поведе- ния, воспитывать уваже- ние и толерантное отноше- ние.
|
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный
|
Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. |
ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 25 диск |
27 |
Образцы нравственности в культуре Отечества. |
Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
|
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный
|
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
|
ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 26 Диск Фрагменты видеофильмов |
28 |
Этикет |
Развитие этических чувств и норм.
|
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана |
Коллективный, индивидуальный Работа в группах |
Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа. |
ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 27 Диск Иллюстрации
|
29 |
Семейные праздники |
Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
|
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный
|
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
|
ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 28 Диск Фотографии или видеоматериалы о семейных праздниках
|
30 |
Жизнь человека -высшая нравственная ценность |
Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
|
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный
|
Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа |
ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 29 Диск
|
31 |
Любовь и уважение к Отечеству |
Формировать чувство гордости за свою Родину, развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;
|
Урок обобщения знаний, умений и навыков |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный
|
Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа |
ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 30 Диск
|
32 |
Подготовка творческих проектов |
Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда |
Урок-подведение итогов изучения курса |
Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом, выбор тем для индивидуальных творческих работ. |
Работа в группах, индивидуальный |
Обсуждение, выбор темы, распределение обязанностей в группе по работе над проектом |
|
33-34 |
Выступления уч-ся со своими творческими работами |
Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение. |
|
Урок-праздник |
Индивидуальный групповой |
Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.
|
Презентации детей |