Пояснительная записка
Образовательная область: искусство
Предмет: Мировая художественная культура
Курс: «Вечные образы искусства. Мифология»
Класс: 5
Программа: Авторская. Г.И.Данилова. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. М., «Дрофа», 2010.
Год: 2011 – 2012
Количество часов: в год – 35, в неделю -1
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов. Взятая за основу программа составителя Г.И.Даниловой содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.
Программа по курсу «Вечные образы искусства. Мифология.» направлена на приобщение обучающихся к шедеврам мировой художественной культуры на основе знакомства с мифами и их интерпретациями в произведениях искусства различных жанров и эпох. Курс «Вечные образы искусства. Мифология» основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры. Программа предусматривает изучение на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принципы построения программы: непрерывность, преемственность, принцип интеграции, дифференциации и индивидуализации.
Краткая характеристика содержания:
-
Название содержательного блока
Процент учебного времени
Введение
3%
Античная мифология
74%
Мифология древних славян
23%
Цель курса: изучение шедевров мирового искусства, созданного в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов.
Задачи курса:
*способствовать воспитанию художественного вкуса
*создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства
*подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства
*развивать общеучебные и предметные умения учащихся.
Форма обучения: классно-урочная.
Методы организации учебного процесса:
а) по уровню активной познавательно деятельности – объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение учебного материала, частично — поисковый;
б) по функциям – методы устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности учащихся, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
в) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;
г) на основе структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
Приемы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный учебный материал), преобразующая деятельность (новый учебный материал), творческая деятельность (новый учебный материал, новые способы деятельности, степень овладения приемом учебной деятельности).
Методы и приемы обучения: словесный ( беседа, монолог, диалог, рассказ), наглядный (карта, таблица, схема, диаграмма, видеофильм, иллюстрация), печатно-словесный (работа с учебным текстом), частично-поисковый (доклад, сообщение).
Типы уроков: по соотношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учета знаний), по ведущему методу (видеоурок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).
Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.
Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.
Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончанию изучения курса учащийся:
должен знать:
*основные понятия курса – античность, миф, академия, гармония, цивилизация, интерпретация, лицей и др.
*мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров
*причины изменения интерпретации образов и сюжетов на протяжении истории развития мировой художественной культуры
*актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для наших дней
должен уметь:
*выделять главную мысль изучаемого литературного текста
*давать характеристику героя
*формулировать собственную оценку изучаемого произведения
должен владеть навыками:
*отбора и анализа информации, в том числе компьютерных технологий
*монологического связного воспроизведения информации
*выявления сходных и отличительных черт в культурологических процессах и явлениях
*презентации собственных суждений, сообщений
*сценической, выставочной, игровой деятельности
*толерантного восприятия различных точек зрения
владеть образовательными ключевыми компетенциями:
*исследовательские компетенции – умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники, представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях, работать с документами
*социально-личностные компетенции – умение критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями, осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций, понимать произведения искусства и литературы, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение
*коммуникативные компетенции – умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично, литературно выражать свои мысли, создавать и понимать графики, диаграммы и таблицы данных
Учебно-методическое обеспечение программы
Учебная программа |
Учебники (название, автор) |
Методические материалы |
Материалы для контроля |
|
5 |
Авторская. Г.И.Данилова. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. М., «Дрофа», 2010. |
Г.И.Данилова. Мировая художественная культура. 5 класс. М., «Дрофа», 2009 |
Н.Н. Куцман. Мировая художественная культура. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Г.И.Данило вой. Волгоград, «Корифей», 2007 |
Тесты, опрос, понятия, индивидуальные работы |
Календарно-тематическое планирование
Мировая художественная культура, 5 класс
Название раздела, тема |
Кол-во часов |
Дата или учебная неделя |
Тип урока |
Учебные действия (на уровне ключевых компетенций) |
||
план |
факт |
|||||
|
Введение |
1 |
|
|
|
|
1 |
Сотворение мира |
1 |
1 |
|
Вводный |
Умение работать с литературой |
|
Раздел 1. Античная мифология |
25 |
|
|
|
|
2 |
Бог-громовержец – Зевс. |
1 |
2 |
|
Урок формирования знаний |
Умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формирование эстетической культуры |
3 |
Художественное воплощение образа Зевса в искусстве. |
1 |
3 |
|
Комбинированный |
Умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формирование эстетической культуры |
4 |
Окружение Зевса. |
1 |
4 |
|
Урок формирования умений и знаний |
Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников |
5 |
Мифы о Зевсе и их литературная интерпретация. |
1 |
5 |
|
Комбинированный |
Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников, работать с литературой |
6 |
Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». |
1 |
6 |
|
Изучение нового материала |
Анализировать текст, сопоставлять различные точки зрения на одну проблему, умение работать в группах |
7 |
Отражение мифа о Прометее в произведениях искусства. |
1 |
7 |
|
Комбинированный |
Анализировать текст, сопоставлять различные точки зрения на одну проблему, умение работать в группах, формирование эстетической культуры |
8 |
Посейдон – владыка морей. |
1 |
8 |
|
Урок-лекция |
Умение работать с литературой, решать творческие задачи, предъявлять результаты своей деятельности |
9 |
Величественный образ Посейдона в произведениях искусства. |
1 |
9 |
|
Комбинированный |
Умение работать с литературой, решать творческие задачи, предъявлять результаты своей деятельности |
10 |
Бог огня Гефест. |
1 |
10 |
|
Комбинированный с элементами практич. работы |
Сопоставление мнений и фактов, самостоятельный анализ различных источников, учить отстаивать свою точку зрения |
11 |
Афина – богиня мудрости и справедливой войны. |
1 |
11 |
|
Урок-экскурсия, |
совершенствовать навыки общения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность |
12 |
Образ Афины в произведениях искусства. |
1 |
12 |
|
Комбинированный |
совершенствовать навыки общения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность |
13 |
Лики Аполлона. |
1 |
13 |
|
Практикум |
Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации |
14 |
Аполлон Мусагет – покровитель муз. |
1 |
14 |
|
|
Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, представлять результаты своей деятельности |
15 |
Орфей и Эвридика. |
1 |
15 |
|
Изучение нового материала |
Рассматривать различные аспекты развития в произведениях искусства, оценивать ответы своих одноклассников |
16 |
Диана (Артемида) – покровительница охоты. |
1 |
16 |
|
Изучение нового материала |
Использовать ранее полученные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче |
17 |
Арес — неукротимый бог войны |
1 |
17 |
|
Урок-лекция |
Анализировать , сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, работать с литературой |
18 |
Культ бога Диониса |
1 |
18 |
|
Урок самостоятельной работы |
Самостоятельная работа с источниками, развивать эстетическую культуру |
19 |
У истоков театрального искусства. |
1 |
19 |
|
практикум |
Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации |
20 |
Афродита – богиня любви и красоты. |
1 |
20 |
|
Урок-экскурсия |
Усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе |
21 |
Образ Афродиты в произведениях искусства. |
1 |
21 |
|
|
Усваивать информацию по тексам учебных пособий, дополнительной литературе |
22 |
Нарцисс и Эхо в произведениях искусства. |
1 |
22 |
|
|
Использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче |
23 |
В сетях Эрота. |
1 |
23 |
|
|
Расширение лингвострановедческих знаний, развитие коммуникативных умений |
24 |
Амур и Психея в произведениях различных жанров. |
1 |
24 |
|
|
Формирование эстетического и эмоционального видения мира, применение полученных знаний на практике |
25 |
Изображение Флоры в произведениях искусства. |
1 |
25 |
|
|
Структурировать учебный материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи |
26 |
Контрольно-обобщающий урок по теме «Античная мифология» |
1 |
26 |
|
|
Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями |
|
Раздел 2. Мифология древних славян. |
9 |
|
|
|
|
27 |
Мифы древних славян – исторические истоки славянкой культуры. |
1 |
27 |
|
Изучение нового материала |
|
28 |
Перун – бог грома и молнии. |
1 |
28 |
|
Урок-лекция |
Чтение и анализ текстов, расширение познавательной деятельности |
29 |
Велес – символ богатства и благополучия. |
1 |
29 |
|
Комбинированный |
Анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное |
30 |
Главные персонажи зимних языческих праздников. |
1 |
30 |
|
|
Устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, умение работать с литературой |
31 |
Образ Дажьбога в произведениях искусства. |
1 |
31 |
|
Комбинированный |
Применять полученные знания на практике, совершенствовать навыки общения, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации |
32 |
Культ богини Макоши. |
1 |
32 |
|
Комбинированный |
Рассуждать, сравнивать, делать выводы, работать с учебной и дополнительной литературой |
33 |
Лада – покровительница семьи и брака. |
1 |
33 |
|
Комбинированный |
Логически мыслить, классифицировать, выявлять связи и делать выводы, объяснять особенности |
34 |
Капало, Ярило, Кострома |
1 |
34 |
|
Комбинированный |
Обобщать материал как систему знаний, проверить способность творчески мыслить и применять знания на практике |
35 |
Контрольно-обобщающий урок по теме «Мифология древних славян» |
1 |
35 |
|
|
Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями |