РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Психология общения» для 2 классов

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия»

Рассмотрено:

На заседании МО учителей начальных классов

27 августа 2012г.

Протокол №1

_________( )

Согласовано

Заместитель директора

_________(О.В.Гильманшина)

от 30 августа 2012 года

Утверждаю

Директор школы

__________ Н.Д.Волошин

31 августа 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«Психология общения»

для 2 классов

(2012-2013 учебный год)

Автор-составитель:

Киекова Эмилия Рамильевна,

педагог-психолог

Чернушка, 2012 г.

II. Пояснительная записка

Общая характеристика курса

Рабочая программа «Психология общения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе:

  • Программы Штукатуровой В.М. «Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников как необходимое условие успешной адаптации»,

  • Программы развивающего курса «Психология общения» в рамках внедрения новых Стандартов начального образования (автор Набиуллина Эльзида Рафаэлевна, педагог-психолог)

В условиях реформирования современной российской школы возрастает интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей ФГОС. В концептуальных основах Стандартов второго поколения в аспекте универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.

Комплексные психологические обследования первоклассников показывают, что обучение объективно проблемно для большинства учащихся, гармоничность – явление исключительно редкое. С другой стороны, в период обучения в начальной школе гармонизация развития не только возможна, но и достижима. Но уже в средней школе помочь ребенку бывает гораздо сложнее.

Актуальность развития у детей не только когнитивной сферы, но и социального, эмоционального интеллекта на сегодняшний день очевидна. Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. А ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему нужно в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, стремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда его школьный путь будет более успешным и радостным.

Данная программа развивающего курса «Психология общения» – это своего рода психологическая азбука ученика начальной школы. Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса, методическое обеспечение, требования к умениям и знаниям учащихся.

Статус документа

Программа развивающего курса по психологии для начальных классов составлена в рамках внеурочной деятельности.

Программа конкретизирует содержание основных тем учебного курса, дает примерное распределение учебных часов на изучение тем, логику учебного процесса в аспекте возрастных особенностей учащихся вторых классов.

Общие цели и задачи курса

Цель данного курса: создание социально-психологических условий для самопознания и познания других людей, повышения уверенности в себе и своей коммуникативной компетентности, что необходимо для полноценной школьной жизни и успешности ребенка в будущем.

Задачи:

  • создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и психологической безопасности;

  • дать учащимся первичные представления о психологии как науке, раскрыть содержание некоторых психологических понятий;

  • поддерживать и развивать познавательную активность детей;

  • дать ребенку элементарные представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

  • научить детей осознавать и снимать проявления своих негативных эмоциональных состояний;

  • формировать у учащихся приемы, способы познавательной, коммуникативной деятельности;

  • развивать у детей креативные способности, способствовать самовыражению;

  • развивать способность сочувствовать, сопереживать.

III. Программа курса «Психология общения»

Главная особенность – осознание позиции школьника. Прежде всего, через обязанности, которые ребенок учится выполнять.

Присутствует острое желание быть успешным в учебе, а для ребенка это означает то же, что быть хорошим и любимым.

Ребенку трудно жить в атмосфере постоянной требовательности и контроля, он нуждается в помощи родителей при выполнении домашних заданий, во всяком случае, в присутствии взрослых.

Дети с нетерпением ждут звонка на перемену, когда можно переключиться на привычные игры и общение со сверстниками. Первые дни в школе в любом классе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получиться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.

Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать свое поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не делать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности.

Очень важно содействовать развитию рефлексии учащихся в осознании ими своих эмоциональных состояний. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность постепенно осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления.

Для учащихся начальной школы самой значимой фигурой становится учитель. Его похвала и порицание часто более важны, чем тот же отзыв, полученный от родителей. Детям кажется, что они занимают центральное место в жизни педагога, что все его беды и радости связаны только со школой и с ними. Поэтому полезно включение заданий, которые дают возможность понять, что радовать и огорчать учителя могут не только их успехи или дисциплина на уроке, но и, например, чтение книг, или общение с собственными детьми. Это поможет справиться с возможным страхом перед учителем.

Другая важная задача в работе – установление атмосферы дружелюбия и сотрудничества.

Направления реализации развивающего курса

Развивающий курс представляет собой единую систему взаимосвязанных разделов, представленных по четырем направлениям:

  • аксиологическому;

  • технологическому (инструментальному);

  • потребностно-мотивационному;

  • выполнение возрастных задач развития.

Аксиологический компонент предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, идентификацию с миром.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребенка потребности в саморазвитии и самореализации.

При построении каждого занятия учитываются все направления; в то же время, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Структура программы

В программу развивающих занятий входят 4 блока.

Первый блок «Я – школьник» включает занятия, посвященные знакомству со школой, с учениками своего класса, привыканию к требованиям обучения.

Цели:

  • содействовать осознанию позиции школьника;

  • способствовать формированию дружеских отношений в классе;

  • развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях;

  • сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период;

  • мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля.

Второй блок «Я – доброжелательный» направлена на развитие доброжелательности, позитивного отношения к миру и к окружающим.

Цели:

  • способствовать развитию доброжелательности у детей;

  • раскрыть правила общения в группе;

  • содействовать пониманию и освоению социально – поведенческих норм;

  • развивать умение слышать и слушать другого человека;

  • поощрять стремление понимать чувства и настроение другого;

  • формировать внимательное отношение к самому себе и окружающим;

  • развивать способность сочувствовать, сопереживать.

Третий блок «Я учусь жить мирно» посвящена навыкам конструктивного общения и взаимодействия между детьми.

Цели:

  • развивать умение сотрудничать, вместе играть;

  • подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить;

  • помочь детям осознать качества настоящего друга;

  • обучить детей способам разрешения конфликтов;

  • отрабатывать умение присоединяться к группе.

Четвертый блок «Мои чувства» помогает детям научиться понимать и контролировать свои эмоциональные состояния.

Цели:

  • рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;

  • обучать распознаванию, описанию своих чувств и чувств других людей;

  • помочь детям осознавать относительность оценки чувств;

  • познакомить с приемами снижения мышечного напряжения;

  • способствовать снижению уровня тревожности, страхов при помощи приемов игровой и арттерапии;

  • развивать проявление внутренней рефлексии в умении давать адекватную оценку самому себе;

  • формировать творческое мышление.

IV. Методическое обеспечение

Основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга, структурными составляющими которого являются ритуал приветствия (в кругу), разминка, двигательно-активная игра, традиционное прощание (в кругу). В качестве основных средств обучения используются игры и упражнения (при необходимости – психотерапевтические приемы и техники), с помощью которых решается целый комплекс задач. Принципы ведения занятий основаны на гуманистической психологической парадигме.

Содержание занятий «Психология общения».

Тема 1.Знакомство друг с другом (1 час)

Создание условий для развития самосознания через формирование самопринятия и принятия других людей

Знакомство с Машей и Петей

-Помогать нам, знакомится с психологией, будут ребята: Маша и Петя. Мы сейчас с ними познакомимся. Открыли стр. 2. Нашли рисунки Маши и Пети.

Упражнение «Я люблю»

Итак, с другом будет интересно, если у вас одинаковые интересы, вы любите одинаковые занятия. Сейчас мы будем искать друзей

Беседа об игротеке.

Во второй части наших занятий, ребята, мы с вами будем играть в разные игры. Эта часть урока будет называться игротекой. Начинать игротеку мы будем игрой «Вот так!»

Тема 2 .Мой возраст (1 час)

Формирование измерительных навыков и умений.

Беседа о времени. Фронтальная работа: учитель выполняет работу на доске, дети в тетрадях. На прошлом уроке мы познакомились с первоклассниками – Машей и Петей, которые будут помогать нам на уроках психологии. Это фотографии из альбома Машиной бабушки. Рассмотри, что здесь нарисовано. Соединим линиями фотографии, где детство бабушки, где юность, взрослость и старость.

Игра «Море волнуется»

Тест «Автопортрет». Путешествие в прошлое, настоящее и будущее.

Тема 3.Зачем надо ходить в школу

Формирование личности ребенка

Повторение прошлого урока.

— Кто поможет мне вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке?

— Сейчас я буду называть слова, и если это слово можно отнести к понятию «возраст «, то вы должны хлопнуть в ладоши.

Упражнение «В школу ходят, чтобы …»

Тест рисунок «Я в школе»

Инструкция: Очень хочется знать, что каждому из вас нравится в школе. Нарисуй себя в школе. Можно нарисовать себя на уроке, можно на перемене или на улице. Чтобы рисунок получился красивый, использовать цветные карандаши.

— во время рисования индивидуальная работа.

— Обсуждение: показ рисунков и краткий комментарий. Похвалить ребят за работу

Тема 4. Мои успехи в школе (1 час)

Формирование социального пространства через осознание детьми своих прав в школе.

Упражнение «Буратино забыл слова»

Беседа

А) Ты очень хотел ходить в школу, стать настоящим учеником, поэтому очень старался выполнять все задания. Наверное, ты понял, что учеба – это большой труд. Что-то у тебя получилось сразу, чему-то надо было постараться научиться, а что-то еще не получается до сих пор. Давай учиться узнавать себя, ставить себе учебные задачи.

Чтение и обсуждение сказки «Кто самый лучший»

  1. Игра «Сказочный герой»

У каждого ребенка есть любимые сказочные герои (или персонажи мультфильмов), на которых им хотелось бы быть похожими. Пусть каждый выберет такого героя и постарается войти в этот образ. Нужно представиться от имени героя (например: «Я — Золушка», «Я — Буратино»), рассказать немного о себе, подвигаться так, как двигался бы выбранный герой, ответить на вопросы других детей.

Можно задавать герою сказки любые, в том числе самые неожиданные вопросы: «Золушка, что ты ела сегодня на завтрак? А что ты видела во сне?». Задача героя — находить ответы на любые вопросы, не теряясь и не выходя из образа. Можно устроить знакомства и диалог для героев из разных сказок.

Тема 5.Умение управлять собой (1час)

Формирование умения управлять собой.

Беседа умение управлять собой

Упражнение «Раскрась рисунок»

Испытание умение управлять собой

Тема 6. Я умею преодолевать трудности (1час)

Формирование навыков преодолевать трудности, препятствия.

Беседа «Умение преодолевать трудность

Послушайте рассказ о подвиге адмирала Ушакова.

Шла русско-турецкая война. Флоту под командованием Ушакова нужно было выполнить очень трудную задачу: победить турецкий флот. По русским кораблям стреляли турецкие береговые пушки и пушки с турецких кораблей. Русских кораблей было меньше, чем турецких. Матросам было трудно и страшно, что они проиграют битву. Но они все равно продолжали сражаться и победили. Ушаков стал героем России, и его именем назвали орден.

Упражнение «Найди учеников, которые умеют преодолевать трудности»

А) Подготовка к выполнению задания. Найдите упр. №1, приготовьте синюю ручку. Читаем задание. Один читает. Все остальные следят

Испытания «Я умею преодолевать трудности»:

А) игра «Муха» (уметь следить за движениями «мухи» по игровому полю)

Игра «Муха». На доске чертится игровой поле. В середине поля помещается «муха», которая будет передвигаться по полю по клеткам. Один шаг – одна клетка. Если «муха» оказывается вне поля ее надо поймать – хлопнуть в ладоши

Тема 7. Я умею слушать.(1 час)

Формирование умения слушать и слышать.

Беседа «Альпинисты. Умение слушать»

Ведущий рассказывает детям историю про альпинистов.

Однажды группа друзей собрал ась в свой отпуск пойти на Эверест. Эверест это высокая гора, залезть на которую, как известно, очень тяжело. И вот шли они по горным хребтам и ущельям, долго шли. Но, проходя рядом с глубоким обрывом, один молодой человек вдруг оступился, вскрикнул и упал бы в обрыв, если бы не удержался за край пропасти. Друзья услышали еле слышный крик о помощи и помогли своему товарищу. Молодой человек поблагодарил ребят и спросил: «Как же вы услышали меня, ведь это почти невозможно было сделать?» «Да, действительно, тебя было почти не слышно, но мы твои друзья. Тем более в горах надо всегда держать ухо востро».

Испытания «Я умею слушать»:

— Анкетирование Лусканова «Школьная мотивация»

Тема 8. Я умею учиться у ошибки( 1 час)

Формирование организует обратную связь при определении успешной проведенной работы.

Повторение «Чему я учился на уроках психологии»

А) Мотивация на занятие

— Зачем дети ходят в школу? Учиться

— Чему же ученики учатся на уроках психологии?

— Управлять собой, преодолевать трудности, уметь слушать

«Найди ошибку в слове»

мотивация

Тренируем орфографическую зоркость. Что значит орфографическую? Как у орла глаза сразу будут видеть ошибки. Петя неправильно прочитал слово, у него получилось «кот». Посмотри на картинку, догадайся, какую ошибку он сделал.

Тема 9. Мой класс( 2 часа)

Формирование социального пространства. Формирование у детей реалистических представлений о правах и обязанностях школьника через свой класс. Игра активатор «Повтори движения» Мотивация на занятие. Задание «МЫ». Давайте подумаем, какие дети в нашем классе?

Тема 10. Мои друзья в классе

Формирование взаимоотношений с одноклассниками

Игра активатор «Повтори движения»

Мотивация на занятие

О чем будем говорить сегодня?

Чтение вступления в тетради

Вместе очень весело. Учимся делать вместе. Ведущий у доски показывает движения. Все повторяют. На роль ведущего выбираются еще 2-3 ребенка

Беседа о дружбе. Когда удается играть, учиться, работать вместе без ссор и обид, на душе становится солнечно и радостно. И то, чем занимаешься, становится интересным и привлекательным.

Тема 11. Учимся играть вместе

Формирование социального пространства через осознание детьми разницы между статусом школьника и дошкольника

Игра активатор «Затейник». Дети становятся в круг. Водящий уходит за дверь. Выбирается затейник, который незаметно показывает движения, остальные повторяют. Водящий становится в середину круга и угадывает, кто затейник.

«Составь рассказ по картинкам» В книге описано маленькое приключение Миши и Коли. Внимательно рассмотри рисунки. Ты заметил, что они перепутались? Определи, что произошло раньше, а что потом. Расставь на них цифры от 1 до 5 в правильном порядке.

Тема 12. Я становлюсь сильным духом (1 час)

Формирование умения управлять своим сознанием

Беседа «Сила человека»

Чтение и обсуждение сказки «Я становлюсь сильным духом»

Беседа «Что делает человека сильным»

Тема 13. Я учусь решать конфликты (1 час)

Формирование навыков умения находить выходы из трудных си ситуаций

  1. Беседа «Что такое конфликт»

  2. . «Догадайся, какой конфликт возник у ребят»

А) Мотивация на задание, активация

Выполняя это задание, мы поймем, почему еще могут возникать конфликты. Если конфликт это столкновение интересов, то какие желания возникают у героев, как и почему эти желания мешают другим людям.

Б) работа с тетрадью. Чтение задания

В) Рассмотреть рисунки, рассказать, что происходит на первом рисунке, на втором Нарисуй конфликт, который ты наблюдал в классе, но в нем не участвовал

Тема 14. Я умею решать конфликты ( 2 часа)

Формирование навыков умения выходить из сложных ситуаций

  1. «Какие рисунки можно назвать конфликтом»

А) Мотивация на задание, активация

В жизни происходит много разных ситуаций. Не все из них конфликты. Выполнив предлагаемое задание, мы будем учиться узнавать, где конфликт, а где просто событие без конфликта.

Б) работа с тетрадью. Чтение задания

  1. Рассмотри рисунки, составь рассказ. Обведи красным ту картинку, на которой изображен конфликт, а синим ту, на которой изображено разрешение конфликта.

А) Мотивация на задание, активизация

А теперь будем учиться решать конфликты

Беседа «Выход из конфликта»

Виды используемых методических средств:

  • ролевые игры;

  • психогимнастические игры;

  • эмоционально-символические методы;

  • дискуссионные игры;

  • релаксационные методы;

  • рисуночные методы;

  • когнитивные методы;

  • метод направленного воображения.

Способствуют развитию как когнитивной, так и эмоционально-личностной сферы детские подвижные игры, психологические упражнения, адаптированные для младшего школьного возраста, а также стихи, сказки, рассказы на понимание детьми окружающего мира и себя в этом мире. В рамках программы при проведении занятий используется рабочая тетрадь.

Основные формы заданий

Задания-вопросы. Они не предполагают каких-либо действий детей; они читаются и сразу обсуждаются. Предполагаются разные варианты решений.

Задания-выборы. В них детям нужно выбрать нужные картинки (слова, фразы) и обозначить выбор.

Задания – интеллектуальные задачи. Они составлены по принципу заданий, развивающих внимание и мышление.

Задания-действия. Детям нужно что-либо сделать, например, сказать определенное слово. После прочтения задания им дается время подумать, а потом по команде ведущего они одновременно выполняют это действие.

Задания на рисование. В них детям нужно раскрасить или нарисовать что-либо. После выполнения ведущий демонстрирует несколько детских работ.

Задания-записи. Детям предлагают письменно записать свои мысли и по желанию прочитать их.

Задания-сочинения. Здесь нужно придумать свои ситуации, способы выхода из них и рассказать о них ребятам.

Задания на взаимодействие. Дети договариваются и вместе делают задание.

Условия реализации программы

Для занятий отводятся специальные уроки продолжительностью 40 минут.

Обстановка в помещении должна отличаться от обстановки классной комнаты: есть игрушки, которыми могут играть дети, стулья должны стоять полукругом, чтобы дети могли видеть лица друг друга.

Занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности, после уроков, т. к. они помогают снять накопленное за день напряжение.

Посторонние не должны входить на занятия. Только по предварительной договоренности родители или учителя могут находиться в этой комнате, при условии, что они становятся членами группы, а не наблюдателями.

Предполагается, что в ходе работы по каждой из четырех тем будет создаваться что-то вещественное, остающееся после занятий. Особый колорит создают лески с яркими прищепками для выставки творческих работ первоклассников.

При появлении симптомов эмоциональной усталости у ребенка следует разрешить ему не включаться в занятие, а тихонько порисовать или заняться своим делом, не мешающим другим.

Психолог должен создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Улыбкой, похвалой, добрым словом, ласковым прикосновением нужно показать, что принимаешь ребенка таким, какой он есть.

Не заставлять и не принуждать ребенка к выполнению упражнений, а стараться с помощью других «втянуть» его в занятие.

V. Календарно-тематическое планирование курса «Психология общения»

урока

Тема урока

Всего часов

Планируемая дата

Фактическая дата

примечание

1

Знакомство

1

1-ая неделя сентября

7.0912

2

Мой возраст

1

2-ая неделя сентября

14.09.12

3

Зачем надо ходить в школу

1

3-я неделя сентября

21.09.12

4

Мои успехи в школе

1

4-я неделя сентября

29.09.12

5

Умение управлять собой

1

1-я неделя октября

4.10.12

6

Я умею преодолевать трудности

1

2-я неделя октября

11.10.12

7

Я умею слушать

1

3-я неделя октября

18.10.12

8

Я умею учиться у ошибки

1

4-я неделя октября

25.10.12

9

Мой класс

1

2-я неделя ноября

8.11.12

10

Мои друзья в классе

1

3-я неделя ноября

15.11.12

11

Учимся играть вместе

1

4-я неделя ноября

22.11.12

12

Я становлюсь сильным духом

1

5-я неделя ноября

29.11.12

13

Я учусь решать конфликты

2

2-я неделя декабря

6.12.12

14

Я умею решать конфликты

2

3-я неделя декабря

13.12.12

VI. Планируемые результаты

Универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в ходе работы (далее указываются основные из них):

1. Личностные УУД:

  • принятие социальной роли ученика;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • овладение начальными навыками адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Познавательные УУД:

  • овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

4. Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы;

  • излагать свое мнение и оценку событий;

  • признавать возможность существования различных точек зрения;

  • знакомиться, присоединяться к группе;

  • благодарить;

  • выразить свои теплые чувства к другому;

  • принимать комплименты;

  • извиняться;

  • предложить помощь другу, проявить заботу;

  • просить помощи;

  • справляться со своими эмоциями;

  • соблюдать правила игры;

  • слушать и слышать собеседника;

  • осознавать свои чувства и выражать их;

  • договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

  • находить «нравится» в «нужно»;

  • доводить задание до конца.

Ожидаемые результаты:

— взаимосвязь общения и деятельности;

— цели, функции, виды и уровни общения;

— роли и ролевые ожидания в общении;

— виды социальных взаимодействий;

— механизмы взаимопонимания в общении;

— техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

— этические принципы общения;

— источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

VII. Учебно-методические средства обучения

Литература:

  1. Активные методы в работе школьного психолога./Сб. научных трудов. – М., 1990.

  2. Алан Дж. Ландшафт детской души. – СПб., Минск, 1997.

  3. Гин С. Мир человека. – М., 2003.

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб., 2003.

  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.

  6. Кривцова С.В. Жизненные навыки / Уроки психологии в 1 классе. – М., 2002.

  7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.

  8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб., 2002.

  9. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.

  10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.,1996.

  11. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М., 1997.

  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373/.

  13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1-4. – М., 1998.

  14. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М, 2001.

  15. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.,1996.

Оборудование

  1. «Мешочек психолога» (подарочная часть): мелкие игрушки, наклейки, воздушный шарик, сушки, конфетки.

  2. «Мешочек психолога» (игровая часть): мячики (резиновые, насыпные, массажные), игрушки из «киндер-сюрприза», негромкие музыкальные инструменты (шумовые), колокольчик, ленточки, лоскутки, песочные часы, пальчиковые куклы и т.д.

  3. Платки, салфетки, покрывало, старые газеты и журналы, поролоновые дубинки или подушки – оружие для друзей, деревянный молоток, тугой пластилин или кусок глины для разминания руками.

  4. Фотоаппарат, диктофон, компьютер, мультимедийное оборудование.

  5. Дидактическое оборудование «Лего», «Спектра», «Пертра» и др.

  6. Банк игр и упражнений.

12

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *