Памятка по написанию сочинения на ОГЭ

Инструкция по написанию сочинения

С2 ГИА (15 ОГЭ)

Шаг 1.

  1. Знакомимся с высказыванием.

  2. Внимательно прочитайте высказывание о языке.

  3. Задание. Осмыслите его.

Шаг 2.

  1. Определяем основную мысль высказывания.

  2. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

  • о богатстве, выразительности, точности русской речи;

  • о средствах выражения мыслей;

  • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;

  • о взаимосвязи лексики и грамматики;

  • о роли синтаксиса в человеческом общении;

  • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания;

  • о роли фразеологизмов в речи и т.д.

Шаг 3.

Оформляем вступление (2-3 предложения)

Во вступлении необходимо:

  1. сформулировать позицию автора высказывания;

  2. выразить своё отношение к ней.

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

Автор

  • анализирует

  • характеризует

  • рассуждает

  • отмечает

  • доказывает

  • сравнивает

  • называет

  • описывает

  • разбирает

  • останавливается на …

  • раскрывает содержание

  • отмечает важность

  • формулирует

  • касается

  • утверждает

  • считает, что …

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

  • действительно

  • на самом деле

  • не могу не согласиться с автором высказывания

  • я полностью согласен с …

  • вынужден согласиться с …

  • я разделяю точку зрения автора высказывания

  • я поддерживаю мнение автора

  • бесспорно мнение автора о том, что …

Варианты вступлений

Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Приведу примеры из рассказа А.Алексина.

Я согласна с высказыванием Л.Н.Успенского: «В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики. Докажу это на примере текста А.Алексина.

К.Г.Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

Высказывание К.В.Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояний. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

Шаг 4.

Пишем основную часть

  • Основную часть можно начать следующими фразами:

  • Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)

  • Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)

  • Докажем эту мысль на примерах из текста…

  • Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …

  • примеров должно быть 2;

  • примеры должны быть из указанного текста;

  • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Аргумент 1.

Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Аргумент 2.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Аргумент 1.

Например, контекстные синонимы «волшебная, великанская» (пр.2), помогают представить лошадь, которая несет Альку в его добром мире детской фантазии. Но почему именно их выбирает автор?

Аргумент 2.

Такая грамматическая конструкция, как сложноподчиненное предложение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик именно такой видит Зеленую гриву.

P.S при оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых» и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5.

Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

  • Таким образом, …

  • Итак, …

  • Следовательно, …

  • В итоге можно прийти к такому выводу: …

  • В заключение можно сказать, что …

  • Мы убеждаемся в том, что …

  • Обобщая сказанное, …

  • Из этого следует, что …

Примеры заключений:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Следовательно, умелое использование возможностей лексики и грамматики позволило В.Крапивину точно и ёмко передать свои мысли.

Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: благодаря грамматике, слова определенным образом связываются в предложения, суждения, в результате чего каждому становится понятен смысл сказанного.

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Схема 1

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

а) аргумент-пример №1;

б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

  • Каждую часть начинаем с красной строки.

  • То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.

  • А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

Схема 2

  1. Тезис (авторское высказывание, формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

  2. Рассуждение о первой части тезиса (например, о лексике).

  3. Пример лексического явления в тексте, его роль.

  4. Рассуждение о второй части тезиса (например, о грамматике).

  5. Пример грамматического явления в тексте, его роль.

  6. Вывод.

Схема 3

  1. Небольшое вступление о роли лексики и грамматики в прояснении смысла сказанного.

  2. Пример лексического явления в тексте, его роль.

  3. Пример грамматического явления в тексте, его роль.

  4. Вывод (авторское высказывание).

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *