Конспект урока «Защита окружающей среды»

Учитель английского языка

МБОУ СОШ № 29 г. Владимир

Князева Наталья Владимировна

Самоанализ урока по теме «Защита окружающей среды».

Цели данного урока исходят из целей экологического образования, и его элементов таких как:

— система экологических знаний ( как взаимосвязь человека с окружающей средой).

— экологическое мышление – способность устанавливать причинно – следственные связи ( что будет если человек нарушит экологическую цепь, к чему это приведет).

— культура чувств ( как сочувствие, готовность оказать действенную помощь, помощь живому).

— поведение ( как реальная помощь- посадка деревьев, уборка территории, поделка скворечников).

То есть цель урока формулируется в понятии экологического образования, а оно в свою очередь выступает как процесс и результат обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование элементарных экологических знаний, ценностных ориентаций, поведения, обеспечивающих ответственное , осознанное отношение к окружающей среде.

И цели экологического образования находят свое отражение в непосредственно целях урока:

1.Развивающая.

Развитие способностей анализа, сравнения, обобщения по теме , умений делать выводы по каждому проблемному вопросу и по теме, развитие личности ребенка ( его экологических знаний, ценностных ориентаций, его осознанного отношения к окружающей среде) через развитие его способности к самооценки своих действий.

2.Обучающая.

Формирование грамматических навыков чтения, говорения в страдательном залоге, умений извлекать информацию из аутентичных текстов, речевых высказываний представителей стран изучаемого языка, умений выражать различные точки зрения по проблеме, делать выводы.

3. Воспитательная.

Воспитание уважительного отношения к природе, воспитание бережливости; формирование желания помочь природе, чувства обеспокоенности экологической ситуацией вокруг; формирование потребности в экологических акциях.

Социокультурный аспект

Знакомство с экологическими организациями , экологической ситуацией в странах изучаемого языка; знакомство с экологическими знаками, принятыми в англоязычных странах, с тем как жители этих стран заботятся о природе; знакомство с понятиями и реалиями: 3 Rs, ALF, Woodsy Owl, National Park ( reserve) Yellowstone, The Grand Canyon, The Lake District, знакомство с природой штата Флорида.

Оборудование:

Магнитофон, стенд с исчезающими видами растений и животных , проекты детей по экологической ситуации в странах изучаемого языка , творческие работы учащихся , вывески объявления по охране окружающей среды ( «береги природу», » не оставляй огонь в лесу») и т.д.

Цели урока соответствуют программным требованиям .Тема по программе изучается в 7 классе. Предметное содержание речи по программе – это социокультурная сфера: охрана окружающей среды. Что значит быть другом животных.

Тема «Экология» вводиться как самостоятельный раздел в 7 классе УМК Кузовлева В.П.

Данный урок подразумевал выход на проект и строился как урок закрепления материала , с элементами проектной методики. Класс был поделен на три группы , каждая из которых готовила проект в форме плаката о экологической ситуации, проблемах и путях их решения в США, Великобритании, России. Данный урок не подразумевал как таковой групповой защиты проектов, а подразумевал элементы введения основных понятий по теме , с целью групповой защиты проекта на следующем этапе ( уроке) , как уроке обобщения материала по экологической ситуации в мире в целом, и нашей посильной задачей по спасению , облегчению этой ситуации в частности и как конечный результат осознание учащимися главной истины , главной цели урока , сформулированной в теме домашнего сочинения размышления- » To hurt the Earth is to hurt yourself«, «Taking care of the Earth is everybodys business«.

Класс , в котором урок проводился достаточно сильный с точки зрения знаниевого компонента и творческий по способу деятельностного подхода, желающий участвовать и самореализовываться в различных сферах урочной и внеурочной деятельности. Большинство ребят в классе активные участники экологических слетов в школе и ДТЮ, посещают экологический кружок в школе , сами проявили желание подготовить такой урок, в рамках месячника по охране и привлечению птиц.

Позиция учителя сводилась к более точному определению этапов урока , его временных рамок, требований к проекту, хотя добытая учащимися информация могла носить любой экологический характер по выбранной стране изучаемого языка. Привлечение для консультации по подготовки проектов учителя биологии ( обсуждение в рамках экологического кружка), подготовки выставки творческих работ ( творческие переводы стихов, доклады по заповедникам, национальным паркам и т.д.).

Что касается структурной организации урока, то на уроке присутствовали все виды речевой деятельности и элементы языка (работа с лексикой по теме, работа со вновь введенной в рамках этой темы грамматической структурой – страдательный залог), социокультурных аспект присутствовал на всех этапах урока.

1.Урок начался с фонетической зарядки.

— чтение стихов ( 1 человек от группы) и обсуждение всем классом проблем, поднятых в стихах , их актуальности на сегодняшний день.

2. Отработка лексики по теме.

— учащиеся знакомились с экологическими вывесками, лозунгами, принятыми в странах изучаемого языка и России (подразумевался их перевод и трактовка каждого знака).

— не только лозунги и вывески заставляют задуматься об окружающей среде. Некоторые американские и британские мультгерои , талисманы заставляют детей задумываться о планете и ее будущем.( талисманы и их советы на доске). Работа с учебником по группам: что Альф, совенок Вудси советуют делать, чтобы помочь природе, каким советам следуете вы? Каждый от группы говорит про определенный совет и как он старается ему следовать.

— беседа с классом о 3 Rs , принятых в англоязычных странах. И что в свою очередь мы можем (reduce<reuse<recycle).

— аудирование .Прослушать пленку и ответить на вопросы » что американцы и американские компании перерабатывают и используют снова» ( аудиоприложение к учебнику «English» Кузовлев В.П.) ,обсуждение услышанного и высказывание своего мнения – А что Вы , Ваша семья сокращает , перерабатывает , использует снова? Почему? Зачем? Для чего? Данный вид можно работы можно проработать в интерактивных группах. Условие: стараться не повторяться в аргументации, выдвигать новые позиции по проблеме – почему и зачем необходимо поступать таким образом

3. Обсуждение экологических проблем. ( Логический переход от групповой работы к выводу о том, что если мы не будем заботиться о нашем Доме, могут появиться экологические проблемы).

— работа с пассивным залогом. По картинкам, представленном на классной доске необходимо составить предложения (опасность появления экологических проблем по нашей собственной вине, осознание опасности нашего неправильного поведения); например, мы оставляем огонь в лесу- лес разрушается. Работа ведется в парах по трансформации предложения из активного залога в пассивный.

— прослушивание текста ( аудирование) об озабоченности английского мальчика экологической ситуацией в его городе. Обсуждение проблемы — что его беспокоит, что он советует сделать; каким советам вы хотели бы воспользоваться, чтобы улучшить экологическую ситуацию в своем родном городе, а озабочены ли вы? что вас беспокоит? Общая работа с классом.

— выступление учащихся от группы, которая готовила проект по экологической ситуации в России, в нашем крае, в своем дворе. ( Призыв к коллективным действиям).

4.Мировые экологические проблемы.

— перечисление, прогнозирование их опасности для будущего человечества.

— работа с аутентичными текстами. Чтение двух статей о экологических проблемах( litter, air pollution) – обсуждение с классом их опасности для здоровья .

— три сообщения ( доклада) о такой экол.проблеме как исчезающие виды животных ( в США, Великобритании, в нашем регионе).

Дискуссия. Почему они на гране исчезновения и как им можем помочь мы и государства.

— один из путей – организация национальных парков и заповедников. Выступления групп про национальные парки США, Великобритании и нашего края (Мещера).

— проверка понимания прослушанного материала в вопросно- ответной форме. ( проверка умений слушать, слышать и заполнять таблицу, вычленяя главное).

5. А что же делать нам? Подведение итогов темы, проверка заполнения таблицы ( если останется время), что узнали, приняли для себя, выясняли главное-

«To HURT THE EARTH IS TO HURT YOURSELF».

— объяснение выполнения дом.задания (написание сочинения по теме, использование страдательного залога, и активной лексики).

— оценки.

На каждом этапе урока прослеживается связь с личностью ученика, с его жизненной позицией в отношении этой проблемы, предусматривается актуализация знания для самого ученика, развитие его познавательного интереса к проблеме с точки зрения необходимости ее решения.

Урок строился как личностно – ориентированный урок, с использованием технологии метода проектной деятельности, и элементами интерактивного обучения, которые позволяют ученику иметь достаточно высокий уровень самостоятельности для поиска информации и отбора наиболее для него значимых проблемных ситуаций в рамках темы.

При самостоятельности в подготовке к уроку, формировалась также самостоятельность в самой урочной деятельности, и умений взаимодействовать ( это умения работать в интерактивной группе — как момент новизны, для самих учащихся, а не просто групповая работа. Формирование в рамках интерактивной группы умений соглашаться с точкой зрения собеседника или опровергнуть ее, аргументировав спорное знание.

На уроке была представлена наглядность, которую учащиеся использовали как активное средство обучения: была представлена выставка творческих работ учащихся по теме, плакаты ( проекты), рисунки детей, касающиеся озабоченности экологической ситуацией в нашем крае; а также экол.вывески, лозунги, талисманы. С каждой формой наглядного материала была проведена речевая и языковая работа, которая носила личностно окрашенный характер, выражала личное отношение учащихся к представленным ситуациям. ( См. этапы урока).

На уроке представлена в большом объеме групповая работа учащихся:

— это подготовка к составлению проекта( до самого урока);

-это интерактивные группы (гетерогенные);

-это групповая работа с учебником по экологическим советам;

представление подготовленного материала (дилигирование представителя от группы)

А также самостоятельная работа. В течение всего урока учащиеся должны были заполнить таблицу по услышанному, пройденному материалу. Выдвигали самостоятельные суждения, личные позиции об экологической ситуации в нашем городе, экологических проблемах и нашей личной вине в их возникновении.

Урок носил личностно — окрашенный и поэтому эмоциональный характер, проходил в высоком темпе, с чередованием различных видов речевой деятельности.

На дом учащиеся получили творческое задание — написать сочинение – размышление по проблеме «TO HURT THE EARTH IS TO HURT YOURSELF«; для более слабых учеников написать письмо в рабочей тетради по готовому образцу об экологической ситуации в своем городе, заполнив его. Домашнее задание предусматривалось как результат, исходящий из целей урока, как суммирование знаний полученных на уроке в совместной деятельности учащихся и как результат их самостоятельного поиска.

Санитарно – гигиенических условия кабинета, в которым проводился урок.

Кабинет светлый, расположен на южной стороне с широкой доской, вмещающей большое количество информации и наглядного материала. Сам наглядный материал яркий, заметен с последних парт;

Информация на доске написана четко, достаточно крупно.

Так как у школы нет собственного кабинета иностранных языков, уроки проводятся в разных кабинетах и поэтому отвлекающие моменты, безусловно, присутствуют всегда. В данном случае урок проводился в кабинете русского языка и литературы, на стенах которого было много материала литературного характера.

На уроке присутствовала различная активность в форме: физической активности ( вставание с мест, поворачивания в группы, выход к доске); социальной активности ( учащиеся задавали вопросы, отвечали на вопросы, обменивались мнениями и т.д); познавательной активности ( учащиеся сами находили решение проблем, выступали как источник личностного опыта), как элемент интерактивного обучения.

Дети готовили проект, безусловно, переживали за его воплощение, знали, что урок у них будет не простой, а открытый. Естественно думать, что ребята волновались, но волнение, скорее всего, было связано не с какой – либо боязнью (оценочной), а скорее с волнениями по поводу своего «детища» ( проекта), понравится ли он одноклассникам, учителю, другим присутствующим учителям? смогут ли они в достаточной степени раскрыть, то что пытались заложить в нем?

В рамках урока (согласно целям урока) было заложено развитие способностей анализа, обобщения, умений делать выводы, что дети, и демонстрировали в той или иной степени, как развитие мыслительных операций.

В течение всего урока как произвольное, так и непроизвольное внимание ребят было сконцентрировано на выполнении задания, поставленного в начале урока ( заполнение таблицы по услышанному, прочитанному, увиденному), что подразумевает развитие различных видов внимания.

Наряду с мыслительными операциями, развитием внимания шла тренировка и памяти:

— развитие механической памяти (чтение наизусть стихов);

— произвольной памяти (запоминание аудиоматериала, вычленение из него главного, необходимого для решения поставленного проблемного вопроса);

В контексте с различными видами речевой деятельности шло развитие воображения учащихся ( что будет если..?).

Урок способствовал и развитию индивидуальной личности ребенка (как осознание им самим важности своего личного поведения в природе), так и развитие коллективного сознания (как необходимости сплочения для выживания), формирования потребности в коллективных экологических акциях и действиях.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *