Конспект урока «Приключение Серной Кислоты» 9 Класс

Учитель МБОУ СОШ № 51 г. Краснодар

СЛАВГОРОДСКАЯ И.В.

Урок — сказка «Приключение Серной Кислоты»

(9 класс)

Цели урока: Закрепить и проверить знания учащихся по теме «Подгруппа кислорода», сравнить свойства аллотропных видоизменений кислорода и серы, распознавать серную кислоту и её соли среди других веществ, показать её роль в народном хозяйстве.

Оборудование и реактивы: иллюстрации «остановок» серной кислоты, карточки-задания у учащихся, растворы серной кислоты, синего лакмуса, сахарная пудра, древесные опилки, спирт, концентрированная серная кислота, перманганат калия, пробирки, спиртовка, цилиндр, фарфоровая чашка.

Тип урока: систематизация и проверка знаний учащихся по теме «Подгруппа кислорода» (урок-сказка).

Содержание сказки:

Глава 1. Рождение серной кислоты.

Глава 2. Детство.

Глава 3. На развилке дорог.

Глава 5. Ювелирный магазин.

Глава 6. Кислота-волшебница.

Ход урока.

Учитель: Сегодня на уроке я расскажу вам сказку о серной кислоте. Вы отправитесь с ней в путешествие. В пути вы должны помочь ей. В этом вам помогут ваши знания, которые вы получили на прошлом уроке. На столах у вас путевые листы. И так, мы начинаем.

Глава 1. «Рождение Серной кислоты».

(на доске иллюстрация химического королевства)

В одном химическом королевстве у Её Величества Воды и Его Величества Оксида Серы Шестивалентного родился младенец. Всем хотелось, чтобы на свет появился мальчик — наследник престола. Но как только младенцу повязали синюю ленточку, она тут же покраснела. Все поняли, что родилась девочка.

Опыт 1. В колбу с раствором серной кислоты добавили синий лакмус. Окраска изменилась на красную.

Девочке дали красивое имя — Кислота, а фамилию отца — Серная. А так как её родителями были Вода и Оксид Серы (VI), то она в своём составе имела водород, кислород, серу. Вспомним её состав и строение.

Задание в тетради: написать электронную и графическую формулу кислоты. Определить степень окисления серы в этом соединении.

Вопросы классу:

1. Какими физическими свойствами обладает серная кислота?

2. Правила по технике безопасности при работе с ней.

3. Что за раствор прилили к кислоте в опыте 1? Почему он изменил окраску? О наличии каких ионов говорит это изменение?

Задание в тетради: Написать ступенчатую диссоциацию серной кислоты.

Глава 2 «Детство».

(иллюстрация генеалогического дерева серной кислоты)

Серная кислота подросла и стала интересоваться своими многочисленными родственниками. Ее учитель показал ей грамоту, на которой было начертано генеалогическое дерево-вся родословная кислоты. Посмотрите на грамоту:

Сера—Оксид серы(IV)—Оксид серы(VI)—Серная кислота—Сульфаты

Озон—Кислород—Вода—Серная кислота—Сульфаты

Задание в тетради: Осуществить цепочку превращений по вариантам (с серой — 1 вариант, с кислородом -2 вариант).

Вопросы классу (фронтальный опрос):

1. Какими физическими свойствами обладает сера? Назовите её аллотропные видоизменения.

2. Чем отличаются по свойствам два оксида серы? Как их получают и где используют?

3. Сравните по строению и свойствам озон и кислород.

4. Каким способом получают серную кислоту в промышленности?

5. Почему её называют «купоросным маслом»?

6. Какие соли образует серная кислота?

Задание в тетради: Написать уравнения получения сульфата и гидросульфата натрия.

Соли серной кислоты-сульфаты. Вдень совершеннолетия серной кислоты, все они явились на бал во дворец и предстали перед ней. Познакомимся с некоторыми из них.Парад солей. Ученики с карточками солей у доски рассказывают о железном и медном купоросе, природном гипсе, глауберовой соли и сульфате цинка.

Вопросы классу:

1. Какими способами можно получит сульфаты?

2. С какими веществами реагирует разбавленная серная кислота и получают сульфаты?

Задание в тетради: подчеркнуть вещества, с которыми реагирует серная кислота: кальций, гидроксид кальция, соляная кислота, ртуть, оксид азота(II), фосфат кальция, золото.

Глава 3. «На развилке дорог».

(иллюстрация камня на развилке дорог)

Много ли, мало ли времени прошло с тех пор, как исполнилось кислоте 18 лет, но только захотелось ей отправиться в путешествие. Захотелось мир посмотреть, себя показать. Долго шла она по дороге и дошла до развилки. На обочине она увидела большой камень, на котором было написано: Направо пойдёшь — к кислотам придёшь,Налево пойдёшь — к солям попадёшь, Прямо пойдёшь — свой путь найдёшь.Задумалась кислота. Как найти правильный путь? Давайте поможем ей.

Лабораторные опыты: (в группе из 4-х человек.)

1. Распознать серную кислоту среди её солей с помощью индикатора или цинка.

2. Отличить серную кислоту от азотной и соляной с помощью хлорида бария (качественная реакция на сульфат-ионы).

Задание в тетради: Записать уравнения реакций, с помощью которых распознавали вещества.

Глава 4. «Трудный путь».

(иллюстрация горной реки и дерева около неё)

Долго шла кислота по дороге. День был жаркий и она решила отдохнуть и выпить сладкого чая. Но как только она дотронулась до сахара, то увидела нечто странное.

Опыт 2. к сахарной пудре прилить концентрированной серной кислоты, перемешать стеклянной палочкой. В стакане появляется угольная масса.Не утолив жажды, она села отдохнуть под дерево и тут же отскочила. Дерево тоже обуглилось.

Опыт 3. Древесные опилки положить в стакан с концентрированной серной кислотой.

Наблюдаем обугливание древесины.Это водоотнимающее свойство кислоты используют для осушения газов. При этом образуются кристаллогидраты серной кислоты.(H2SO4 nH2O)Узнав об этом замечательном свойстве, кислота снова пошла в путь.

Глава 5. «Ювелирный магазин».

(иллюстрация вывески и витрины ювелирного магазина)

К вечеру кислота дошла до города. Первое, что она увидела, была витрина ювелирного магазина. Ей захотелось примерить украшения. Когда она надела на свой палец колечки из меди и серебра, они тут же растворились. Только изделия из золота и платины остались в неизменном виде. Почему?

Задание в тетради и на доске: написать уравнения окислительно-восстановительных реакций серебра и ртути с концентрированной серной кислотой.

Глава 6. «Кислота — волшебница».

(таблица применения серной кислоты)

Серная кислота осталась жить в городе и принесла много пользы. Она широко используется в народном хозяйстве (работа по таблице учебника).

1. Производство минеральных удобрений.

2. Очистка нефтепродуктов.

3. Синтез красителей и лекарств.

4. Производство кислот и солей.

5. Сушка газов.

6. Металлургия.

Но всё же кислота оставалась волшебницей. В праздники она устраивала «фейерверки в цилиндре» и зажигала спиртовки без спичек.

Опыт 4. В цилиндр налить 50 мл концентрированной серной кислоты и добавить 70 мл этилового спирта. Появилась граница раздела двух жидкостей. Всыпаем порошок перманганата калия в цилиндр — появляются вспышки на границе раздела жидкостей.

Опыт 5. стеклянной палочкой, смоченной концентрированной серной кислотой, прикоснуться к кристаллам перманганата калия, затем к спиртовке. Она воспламеняется.В основе этих двух опытов лежит одна окислительно-восстановительная реакция, в результате которой выделяется кислород. Он то и поджигает спирт в спиртовке и цилиндре.

Домашнее задание: 1) Составить окислительно-восстановительную реакцию, используемую в двух последних опытах, если известно, что в результате реакции образуются две соли серной кислоты, кислород и вода. 2) Рассчитать, сколько выделится кислорода (н. у.) при взаимодействии 318г перманганата калия и 98г концентрированной серной кислоты.

Урок — сказка «Приключение Серной Кислоты»

(9 класс)

Урок — путешествие «В мире кислот». 8 класс

Цель: Совершенствовать знания о составе и классификации кислот, названии их солей, способствовать умению учеников применять свои знания в более сложной ситуации.

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, индикаторная бумага, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин, карточки с формулами кислот, яблоко, лимон, йогурт, клей силикатный, борная кислота, мел.

Маршрут путешествия: (записан на доске)

1. Станция информационная.

2.Станция экспериментальная.

3.Станция историческая.

4.Станция практическая.

5.Станция дегустационная.

ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы больше узнать о кислотах — необычных неорганических веществах. Девизом нашего путешествия будут слова Гёте: « Просто знать — ещё не всё, знания нужно уметь использовать».Вы должны будете показать, как умеете использовать свои знания в различных ситуациях. Итак, первый вопрос:

— Что такое кислоты? (сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка).

— Сколько атомов водорода может быть в кислотах? Как их классифицируют по данному признаку? (одно-, двух-, трёхосновные). Приведите примеры.

— Чем можно заместить водород? Что при этом получается? (металлами; соли).

— Дайте определение солей. (Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка).

I.Станция информационная (от неё отправляемся в путь).

1. Работа по карточкам (устно по цепочке): один ученик называет кислоту, которую показывает учитель, другой — название её соли.

2.Записи в тетради: ученик у доски пишет кислоты, а остальные в тетради

(проверка по доске).

— На какие две группы можно поделить кислоты по составу кислотного остатка? (кислородосодержащие и бескислородные). Примеры.

—Какое агрегатное состояние могут иметь кислоты? (жидкое — большинство).

Учитель: Существуют и твёрдые кислоты, и те которые сразу разлагаются с образованием газов. Отправимся на другую станцию.

II.Станция экспериментальная.

Демонстрация борной кислоты — белое кристаллическое вещество, используется в медицине для дезинфекции, в кожевенном производстве.

Опыт 1. К силикатному клею приливаем раствор соляной кислоты, выпадает белый студенистый осадок кремниевой кислоты (H2SiO3).

Опыт 2. К мелу приливаем раствор соляной кислоты, наблюдаем выделение углекислого газа.

1. Записи в тетради.

а) кислоты твёрдые (борная- H3BO3, фосфорная-H3PO4, кремниевая-H2SiO3).

б) кислоты, которые разлагаются: H2CO3 — H2O + CO2

H2SO3 — H2O + SO2

Учитель: — Как отличить кислоты от других веществ? (индикаторами).

— Какие вы знаете индикаторы? (синий лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, индикаторная бумага).

Демонстрация индикаторов.

Опыт 3. В три пробирки с водой, гидроксидом натрия и соляной кислотой опустить индикаторную бумагу. Записать, как она меняет свою окраску.

Опыт 4. В эти же пробирки добавить фенолфталеин. В одной из них раствор становится малиновым — это щёлочь.

Опыт 5. В три пробирки нальём те же вещества и добавим синий лакмус. В кислой среде он покраснел. Добавим метиловый оранжевый — в кислой среде раствор розовый, в щелочной — жёлтый.

Рассказ учителя об открытии индикаторов Робертом Бойлем.

Учитель: Вы теперь можете определить кислоты с помощью индикатора. А задумывались ли вы, почему они названы кислотами? Чтобы об этом узнать мы отправимся на следующую станцию.

III. Станция историческая.

В 1772 году Дж. Пристли показал, что при действии на поваренную соль концентрированной серной кислотой выделяется бесцветный газ, который может быть собран над ртутью и растворён в воде. Этот раствор назвали «муриевая кислота» (мурия — рассол, солёная вода). Кислотой мурия Пристли назвал соляную кислоту; её до сих пор так называют.В 1756 году М.В. Ломоносов назвал раствор газа HCl в воде — соляной кислотой.В 1778 году А.Л.Лавуазье предположил, что кислоты — вещества, содержащие кислород. В чём он был неправ? (есть бескислородные кислоты, кислород содержится также в оксидах, основаниях, солях).

В 1814 году Г.Деви высказал мнение, что атом водорода — необходимая активная частица кислот, но атом водорода должен замещаться на металл.

Домашнее задание: А какую кислоту называют «купоросным» маслом? Почему? (серную, так как была получена из её солей — купоросов).

А теперь применим все свои знания на деле — на станции практической.

IV. Станция практическая (задания записаны на карточках).

1. Выпишите и распределите вещества по классам неорганических соединений:FeSO4, CuO, HPO3, NaOH, Ca(OH)2, HF, NaCl, Na2CO3, Al(OH)3, WO3, HClO4.

2.Составить оксиды, соответствующие кислотам, основаниям:

HPO3 — P2O5 Ca(OH)2 — CaO

HClO4 — Cl2O7 Al(OH)3 — Al2O3

NaOH —

Na2O

3. Какие гидроксиды соответствуют оксидам:

CuO — Cu(OH)2 SO2 — H2SO3 WO3 — H2WO4

4. Найдите «лишнее» вещество в каждом ряду. Почему вы так думаете?

а) HCl, HNO3, HPO3 в) H2SiO3, HJ, NaOH

б) HBr, H2SO4, HNO2 г) LiOH,

KOH, Cu(OH)2

5. На какие ионы распадаются выделенные вещества:

HCl — H+ + Cl-

NaOH — Na+ + OH-

H2SO4 — 2H+ + SO2- Cu(OH)2 — на ионы не распадается

Домашнее задание: (проверка по учебнику О.С. Габриелян) упражнение №4, стр.74.

Написать кислоты, которые соответствуют оксидам:

N2O3 — HNO2 FeO — Fe(OH)2

N2O5 —HNO3 MgO — Mg(OH)2

SO3 — H2SO4 Na2O — NaOH

CO2 — H2CO3

NO и CO — кислот не образуют

Упражнение№5, стр.74.(расчётные задачи проверяются устно)

ν(H2SO4)=m/M=490г/98г/моль=5 моль

ν(H3PO4)=9,8г/98г/моль=0,1 моль

Учитель: вы хорошо потрудились, можем отправляться на последнюю — самую «вкусную» станцию.

V. Станция дегустационная.

«Вкусные» кислоты — кислые на вкус, сладки (записаны на доске).

Уксусная — H4C2O2 (CH3 — COOH)

Молочная — H6C3O2 (CH3 — CH — COOH)OH

Яблочная — H6C4O5

Винная (виноградная) — H6C4O6

Лимонная — H8C6O7

Щавелевая — H2C2O4 (HOOC — COOH)

Муравьиная — H2CO2 (H — COOH)

— Чем они все похожи?

— Где вы встречали эти кислоты?

— Какие из них пробовали на вкус?

Попробуйте три из них: вручаются призы — яблоко, лимон, йогурт, витамин С (аскорбиновая кислота).

VI. Вывод по уроку:

-Что нового узнали на уроке?

— Чему научились?

Домашнее задание: подготовка к диктанту «Кислоты», Упражнение №3, стр.74.

Урок — путешествие «В мире кислот». 8 класс

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *