Конспект урока по теме: "Православное учение о человеке"



Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество

Боголепова Светлана Юрьевна

Специальность

Учитель начальных классов

Область

Нижегородская

Район

Большемурашкинский

Название образовательного учреждения

МБОУ Советская СОШ

Общая информация

Модуль

А.В.Кураев Основы православной культуры

УМК

Школа России

Тема урока

Урок 9. Православное учение о человеке

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи

Цель: раскрытие понятий «образ Божий в человеке»,

«душа», «болезни души»

Задачи:

Обучающая: познакомить с христианскими понятиями «образ Божий в человеке»,

«душа», «болезни души», о значении души и тела в жизни человека

Развивающая: учить различать телесные и душевные свойства человека, понимать какие качества души составляют внутренний мир человека

Воспитывающая: осознать, что душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт себя другим людям


Предварительная подготовка к уроку обучающихся


Формы

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах

Методы

наглядно-иллюстративный, информационно – поисковый, побуждающий –исследовательский (классификация М.И. Махмутова)

практический.

Оборудование

Компьютер, проектор

Дидактическое обеспечение

Карточки с дифференцированием заданием

«Светофорик настроений»

Планируемые универсальные учебные действия

личностные

формирование идентичности личности, осознание того, что делает душу богаче

предметные

Получат возможность узнать о внутреннем мире человека

Метапредметные

(регулятивные УУД,

познавательные УУД,

коммуникативные УУД)


регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию

познавательные: умение добывать информацию из различных источников, овладение логическими действиями,

коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника, вступать с ними в сотрудничество, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Тренажёр, синквейн

Литература и Интернет - ресурсы

Основная

Учебник А.В. Кураева

Основы православной культуры

Дополнительная

Рассказ К.Д.Ушинского «Чудный домик», толковый словарь С.И.Ожегова, стихотворение Вероники Тушновой « Людские души», пословица

Интернет - ресурсы

Песни – притчи Светланы Копыловой «Калека», «Только добротой сердец», иллюстрация иконы «Преподобный Герасим Иорданский приручает льва»;

Христианская поэзия: стихотворение «Берегите душу» Любовь Соколова, Бетховен «Лунная соната»

ЭОРы

Электронный тренажёр (диск к учебнику)

Презентация к уроку

Электронная физкультминутка для глаз «Крошка Енот»

























План урока

1.Мотивация к учебной деятельности: 2 мин.

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии: 3 мин.

3.Выявление места и причины затруднения: 5 мин.

4.Построение проекта выхода из затруднения: 6 мин.

5.Реализация построенного проекта: 10 мин.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи: 6 мин.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: 6 мин.

8.Включение в систему знаний и повторение: 4 мин.

9.Рефлексия учебной деятельности: 3 мин.































РАЗРАБОТКА УРОКА

1.Мотивация к учебной деятельности:

Приветствие детей учителем и пожелание успеха.

Учитель: Всё в порядке?

Всё на месте?

Ну, тогда начнём урок

Все вместе.

- Покажите ваше настроение с помощью «Светофорика настроений».

(Обучающиеся оценивают своё эмоциональное состояние с помощью «Светофорика настроений».)

Звучит музыка (Бетховен «Лунная соната»), учитель читает отрывок из стихотворения «Душа»

Где-то там, внутри у человека,

Есть Душа. Хорошая душа.

Ей средь шума атомного века

Все трудней становится дышать.


«Берегите Жизнь!» - Такую фразу

Можно каждый день читать и слушать,

Но насколько легче стало сразу

Если б люди вспомнили про душу. (Автор неизвестный)


- Что хотел сказать автор этих строк? (Внутри у человека есть душа, о которой надо помнить всю жизнь.) Подведение к теме урока.

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии:

Блиц-опрос «Основы православия» (Слайд 2)

Учитель: - Кто такие христиане? ( Люди, которые приняли учение Христа)

-Какое богатство православные христиане считают самым истинным и вечным? (Это богатства - добро)

-Для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком? (Бог любил людей и решил стать человеком.)

-Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог?

Учитель: Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на стр.32, 1и2 абзац.

(Дети читают 1и2 абзац текста и отвечают на вопрос «Во что верит Сам Бог?» Бог верит в человека и даёт ему свободу выбора.)

3.Выявление места и причины затруднения:

Учитель: Для начала выясним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. (Работа с толковым словарём. Дети читают в словаре).

В одном этом слове уже заключено значение и о бессмертии души, и о её перевоплощениях. То есть человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии.

- Послушайте, пожалуйста, рассказ-загадку и попробуйте понять, о чём здесь идёт речь. «Чудный домик»

Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются. В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.

(К.Д. Ушинский)

Учитель: - А о ком же была вся загадка? (О человеке) (Слайд 3)

- Давайте разгадаем значение данных слов-загадок?

Хозяйка – д _ _ а

Домик – т _ _ о

Эконом – с _ _ _ _е

Зала – л _ _ _ _ е

Ставенки – г _ _ _ а

- Как вы считаете, что же является главным в этом чудном домике? (Главная в домике – это душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться ).

Учитель: Тело – это храм для души, а душа – образ Божий в человеке. Душа важнее тела. Значит, чтобы душа была в порядке, нужно оберегать её от всего дурного и неполезного, как и тело.

4.Построение проекта выхода из затруднения:

Учитель: - Итак, разрешите вас познакомить. У каждого человека есть видимое тело и невидимая душа. Они должны научиться жить вместе.

- А что же такое душа? Какому Миру принадлежит? (Работа с толковым словарём)

Словарь: ДУША (др.-евр. Ruah, греч. Psyche, лат. Anima) – духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.

- А у вас есть душа? Где она находится ? (Дети показывают).

- Современная наука не может доказать либо опровергнуть факт существования души, поэтому учение о душе – это сфера не научного, а религиозного значения. Каждый вправе самостоятельно ответить на вопрос о том, есть ли у него душа?

- С помощью прилагательных опишите, какая может быть душа у человека.

(Составление клайстера, объяснение значения прилагательных и их классификация на положительные и отрицательные). (Слайд 4)


огромная

трусливая



отзывчивая



ДУША



завистливая



добрая



жестокая

открытая





- Какие качества вы бы взяли для своей души? ( Дети зачитывают выбранные прилагательные)

-Послушаем стихотворение Вероники Тушновой « Людские души» (запись mp3)

Людские души – души разные,

Не перечислить их, не счесть.

Есть злые, добрые и праздные

И грозовые тучи есть.

Иная в силе не нуждается,

Её дыханием коснись –

И в ней чистейший звук рождается,

Распространяясь вдаль и ввысь.

Другая хмуро-неотзывчива,

Другая – каменно-глуха

Для света звёзд,

Для пенья птичьего,

Для музыки

И для стиха.

Она почти недосягаема,

Пока не вторгнуться в неё

Любви тревога и отчаянье,

Сердечной боли остриё.

Смятенная и беззащитная,

Она очнётся,

И тогда

Сама по-птичьи закричит она

И засияет как звезда.

- А можем ли мы определить качества души человека, рассмотрев картины художников В. Васнецова «Иван Грозный» и А. Дейнека «Автопортрет» (Работа с иллюстрациями на слайде, самопроверка по учебнику стр.33). (Слайд 5, 6)

- Заглянув в «окошечки» – глаза человека, можно увидеть его душу. В пословице так и говорится, что «Глаза - зеркало души».

5. Реализация построенного проекта.

Учитель: - Чем душа отличается от тела? Как вы думаете, всегда ли телу и душе хорошо вместе? (Работа с материалом учебника стр.32 -33, читает подготовленный ученик).

-Давайте теперь посмотрим, чем они похожи, а в чём различны. Покажите стрелочками свойства души и тела. ( Работа с карточкой в паре с последующим дублированием на слайде 7).


У человека есть

ДУША и ТЕЛО

(образ Божий в человеке) (храм для души)

ходит

думает

питается

мечтает

любит

болеет

растет

(покажи стрелочками свойства души и тела)

- Значит, тело и душа имеют сходные свойства – чувствовать боль и расти. (Командная игра «Докажи своё мнение». Задача: команды должны убедить друг друга в своей правоте, привести убедительные примеры.

Задания для первой команды: доказать что тело может болеть и расти. (Рост человека можно измерить в сантиметрах. Тело испытывает физическую боль от видимых повреждений. Ощущение боли подсказывает человеку, что здесь опасно. Например, когда мы чувствуем боль от пореза ножом – мы отдёргиваем руку.)

Задания для второй команды: доказать, что душа может тоже болеть и расти. (Душа у человека растёт, когда он совершает хорошие поступки, то есть становится богаче. Душа болит, когда поссорился с другом, нагрубил маме, то есть мучает совесть))

Учитель: Душа не зависит от состояния тела – телу может быть больно, а душе радостно, и наоборот; тело человека может быть красивым, а душа – нет. (Прослушивание песни Светланы Копыловой «Калека»)

- Люди с большой душой не только могут жить полной жизнью сами, но и дарят богатства своей души окружающим, несмотря на физические недостатки тела.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи.

Учитель: Давайте рассмотрим иллюстрацию иконы преподобного Герасима Иорданского, которому лижет руки, как котёнок, огромный страшный лев. (Слайд 8).

- Прочитайте слова под рисунком на стр. 32 учебника. (Дети читают: даже животные чувствуют добрую душу).

-Ребята, душа есть только у человека. Животные, даже самые умные, не имеют свойств, данных человеку. Именно душа делает человека человеком.

- Что такое образ Божий в человеке? Работа с текстом учебника стр. 33

(маркировка текста). (Разум, свобода, любовь и творчество у христиан называются «образ Бога в человеке» или внутренний мир человека).(Слайд 9)

- Ребята, попробуйте найти в учебнике информацию об одном удивительном свойстве нашей души. Работа с учебником стр. 34 (Душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям.).

- А что об этом говорит известный персонаж из мультфильма? ( «Поделись улыбкою своей - и она к тебе не раз ещё вернётся!» Электронная физкультминутка для глаз «Крошка Енот»)

- Об этом же удивительном свойстве души и стихотворение, написанное сто лет назад одной монахиней из московского Новодевичьего монастыря. (Читает учитель:

Где бы сердце вам жить ни велело —

В шумном свете иль в сельской тиши,

Расточайте без счёта и смело

Вы сокровища вашей души.

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою злой.

Человечество всё же богато

Лишь порукой добра круговой.

Учитель: Как вы понимаете высказывание «круговая порука добра»? (Помогать друг другу, делать что-нибудь приятное другим).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель: Часто в художественных произведениях можно услышать слова

«Подумай о душе!» Почему так говорят? (Нужно жить так, чтобы на душе было светло, радостно, и она не болела).

Дифференцированная работа (по уровню сложности материала), проверка на слайдах 10, 11:

1 группа: «Подбери правильное толкование к слову» (дети находят пару и соединяют стрелочками)

Малодушие так говорят о человеке, не способном ни на что доброе.

Равнодушие если человек пропускает в душу зло, в ней остаётся мало

места для добра.

Бездушие чем больше зла в душе, тем более человек не чувствует

боль других людей.

Мёртвая душа человек со злой душой творит зло и его уже не мучает

совесть.

2 группа: «Чем вылечить болезни души» (дети подбирают антонимы и записывают)

Ненависть - ________________________

Ложь - ________________________

Жадность - _________________________

Жестокость - ________________________

Раздражительность - _________________________

Зависть ___________________________

Слова для справок: милосердие, любовь, правда, дружба, радость, щедрость, спокойствие.

3 группа: «Вспомни литературные примеры, когда душа подсказала герою, как надо поступить правильно или выдержать трудные испытания».

8. Включение в систему знаний и повторений.

Работа с тренажёром. ( Контроль: о душе человека - задание 3 и 4)

Составление синквейна со словом «душа». (Слайд 12)

Душа

преданная, добрая

помогает, болит, радуется

Становится богаче, чем больше отдаёт другим людям.

Любовь

9. Рефлексия в учебной деятельности.

Учитель: Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать? ( Это душа).

- Какие свойства человеческой души составляют внутренний мир человека? (Любовь, разум, свобода, творчество)

- Закончи предложение (слайд 13)

На уроке я узнал, что…

Оказывается, что…

Я понял, что….

Родителям я хотел бы рассказать, что…

Домашнее задание: дифференцированное (Слайд14)

  1. Выполнить 3 и 4 задание из вставки «Вопросы и задания»

  2. Подобрать пословицы о душе.

  3. Поразмышлять с родителями, как надо заботиться о своей душе. Напиши об этом в тетради сочинение – миниатюру.

  4. Проанализируй один день своей жизни (заполни таблицу)

Мои добрые дела

Свойства моей души


Учитель: Покажите ваше настроение с помощью «Светофорика настроений».

Звучит песня Светланы Копыловой «Только добротой сердец». (Слайд 15)


Интернет- источники:

http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/59-pesni-pritchi-kopilovoi

http://5mp3.org/music/%C2%E5%F0%EE%ED%E8%EA%E0+%D2%F3%F8%ED%EE%E2%E0

http://muzsait.ru/load/drugie_zhanry/betkhoven_lunnaja_sonata/6-1-0-95

http://www.nelubit.ru/viewtopic.php?p=278773








Добавить комментарий

You must have Javascript enabled to use this form.