Конспект урока для 2 класса на тему: «Дикорастущие и культурные растения»

Конспект урока по окружающему миру «Дикорастущие и культурные растения»

2 класс

Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений.

Задачи:

  1. Обучающие:

    • познакомить обучающихся с новыми понятиями,

    • расширить словарный запас обучающихся.

  2. Развивающие:

    • способствовать развитию общеучебных умений и навыков (классификация, обобщение по итогам наблюдения);

    • продолжать развивать интерес к предмету через изучение природы родного края.

  3. Воспитательные:

    • совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к родному краю;

    • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • мультимедийная установка,

  • экран,

  • раздаточный информационный материал для использования в групповой работе.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Пояснительная записка

Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:

  • способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психологических процессов;

  • развивает все типы каналов сенсорного восприятия информации, ассоциативную память обучающихся;

  • позволяет расширить словарный запас;

  • повышает познавательную активность;

  • позволяет регулировать объём и скорость выводимой информации с помощью

  • компьютерного моделирования;

  • способствует эффективному запоминанию информации.

План урока:

  1. Организационный этап – 1-2 минуты.

  2. Ориентировочно-мотивационный этап – 5-6 минут.

  3. Целеполагающий этап – 5 минут.

  4. Операционно-исполнительный этап – 20 минут.

  5. Рефлексивно-оценочный этап – 2 минуты

Ход урока.

слайда

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

I. Организационный этап.

  • Начнём урок с добрых слов друг другу.

Все дети становятся в круг, произносят добрые пожелания на урок.

II.Подготовка к активной познавательной деятельности.

Фронтальная работа.

-Приведите примеры невидимых нитей в осеннем лесу.

Индивидуальная работа (3 человека).

I уровень. Подчёркивает деревья красным карандашом, кустарники — синим, травы- жёлтым.

Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.

II уровень. Заполняет таблицу.

Группа

Количе-ство ног

Покров тела

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

III уровень.

Запишите группы растений. Приведите не менее 3-4 примеров. Попробуйте сочинить загадку про любое растение.

1.

  • Сравните ель и яблоню.

Дети дают сравнительную характеристику.

III. Ориентировочно — мотивационный.

2.

  • А сейчас прочитаем эпиграф к нашему уроку.

Дети читают.

«Не можем жить мы без растений

Об этом скажет нам не только гений.

Как воздух нам нужны они.

Они разнообразны…

И все они по-своему прекрасны»

3.

  • Ребята вам приготовили загадки:

Загадывают загадки.

1.В поле выросла

Под жерновом была

Из печки на стол

Караваем пришла. (пшеница)

2.Из земли вырастаю

Весь мир одеваю. (лён)

3.У закутанных девиц

Волос ветер шевелит. (кукуруза)

4.Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок-

И остался стебелёк. (одуванчик)

  • Посмотрите на эти растения.

  • Что о них можно сказать?

  • Сравните их.

Дети сравнивают, находят общие и различные черты.

  • Какое растение исключим из общей группы?

  • Почему?

1.

  • Сравните теперь ещё раз яблоко и ель.

Дети дают сравнительную характеристику.

4.

  • Вспомните, какое значение для человека имеют растения?

Приводят примеры растений.

1V.Целеполагающий этап.

5.

  • Понаблюдаем за растениями, чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник?

Сравнивают растения.

6.

  • Мать-и-мачеха и помидор?

Сравнивают растения.

  • Первая группа — растения, которые выращивают специально человек, вторая группа — растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоёме.

7.

  • Первую группу растений называют — культурными растениями, а вторую группу — дикорастущими растениями.

Физкультминутка.

  • Найдите в классе названия культурных растений — девочки, мальчики- названия дикорастущих растений.

Ребята ходят по классу, находят карточки с нужными названиями.

V. Операционно- исполнительный этап.

  • Откройте учебники на с.62.

  • Назовите растения, изображённые на иллюстрации.

7.

  • Какие из них произрастают в нашей местности?

  • Соотнесите их с новыми понятиями.

Соотносят с новыми понятиями. Работа с учебником с. 62.

  • Цифру с названием дикорастущего растения закройте фишкой зелёного цвета, культурного растения- красного цвета.

Взаимопроверка в парах.

8.

  • Кроме этого культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать нам поможет это — игра «Найди пару».

Из слов на слайде: лук, груша, картофель, пшеница, слива, лён, рожь, пион, хлопок, нарцисс дети выбирают пару.

  • Каждый день мы едим хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются — зерновыми растениями. Из пшеницы изготавливают белый хлеб, из ржаной — чёрный хлеб.

Сообщения учеников:

1- пшеница, 2- рожь.

  • Какие ещё зерновые культурные растения вы знаете?

  • Ячмень, овёс.

  • Какие из них произрастают в нашем крае?

  • Груша- слива. В садах люди выращивают деревья — слива, груша; кустарники- смородина, малина, крыжовник; травы- земляника, клубника, дающие нам плоды.
    Это — плодовые растения.

  • Какие плодовые растения растут в нашем крае?

  • Лук- картофель. Они растут на полях и огородах.
    Это — овощные растения.

  • Приведите примеры овощных растений, произрастающих в Ивановской области?

Дети дают ответы.

9.

  • Лён- хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют — прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь …
    Раньше в нашем ивановском крае выращивали лён. Сейчас его очень мало. Хлопок у нас не растет.

  • Пион- нарцисс. Это- ….

  • Цветы.

  • Правильно! Их выращиваем на клумбах для красоты. Они называются — декоративными растениями.

  • Приведите свои примеры.

Приводят примеры.

10.

  • Вернёмся к нашей загадке про одуванчик. Что можно сказать про этот цветок?

  • Дикорастущее растение.

Физкультминутка.

11.

12.

13.

14.

  • Помогите Незнайке закончить схемы.

I уровень. 1 группа (не менее 3 растений). Подчеркнуть растения Ивановской области.

деревья (яблоня)

Культурные кустарники

растения (крыжовник)

травы (помидор)

I уровень. 2 группа (не менее 3 растений). Подчеркнуть растения Ивановской области.

деревья (ель…)

Дикорастущие кустарники

растения (орешник…)

травы (одуванчик…)

II уровень. 3-4 группа. (не менее 3 растений). Подчеркнуть растения Ивановской области

плодовые (груша…)

Культурные зерновые (пшеница,)

растения

декоративные (пион..)

прядильные (лён,…)

III уровень. 5 группа. Подобрать группу, к которой относятся растения. Подчеркнуть растения ивановской области.

Ель- Подсолнух-

Малина- Георгин-

Абрикос- Ландыш-

Хлопок- Гречиха-

Маслина-

Защита ответов у доски.

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

  • Для чего людям нужны растения? Что вы можете о них рассказать?

Ответ детей.

15.

  • Оцените полученные знания на уроке.

VII. Домашнее задание.

1 уровень-с.62 читать, нарисовать , что запомнили.

2 уровень-с.64-65 читать, пересказать.

3 уровень — индивидуальные сообщения к следующему уроку.

16.

  • Незнайка благодарит за урок, дарит вам цветок.

  • Хочется закончить урок следующими пожеланиями: любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу, и любовь эта возвратится к вам.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *