Как блины на стол пришли

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Белгорода»











«Как блины на стол пришли»

Музейный урок на масляной неделе






Подготовила

учитель начальных классов

Попова Галина Григорьевна

















Тема: Как блины на стол пришли.


ЦЕЛЬ: расширить кругозор детей.


ЗАДАЧИ: - рассказать об этапах выращивания хлеба (посев, уход, уборка, хранение)

- познакомить с орудиями труда русских крестьян, необходимых при выращивании хлеба.

- способствовать приобщению детей к возрождению утерянной русской традиции - праздновать Масленицу.


Оформление напоминает русскую избу: на стенах вышитые рушники, на передней

стене – изображение русской печки, рядом – ухват, кочерга; поодаль – прялка, стол с

утварью, вдоль стен – «лавки» (скамьи), на полу – домотканый коврик.

Дети в русских народных костюмах, в руках у девочек рукоделие, у мальчиков русские народные музыкальные инструменты: балалайка, ложки, трещетки, рубель.

Ведущая в народном костюме села Теребрено, Краснояружского района, Белгородской области.


ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте гости, дорогие!

Собрались мы сегодня праздник старорусский вспомнить,

порадоваться веселью наших предков, позабавиться, как наши деды забавлялись на Масленицу. ( слайд 2)

МАСЛЕНИЦА – сырная неделя справляется за 7 недель до Пасхи. Ждали её всегда с нетерпением. У нас на Белгородчине за неделю уже были готовы запасы сыра, масла, сметаны. Всех, кто возвращался в деревню из поездки, спрашивали:- «Не везёшь ли Масленицу?»

Вся неделя именовалась честная, широкая, боярыня-масленица.

Дети в ожидании смотрят в окна. Слышатся возгласы: «Скоро ли?» «Не торопится»


1-я девочка выходит за дверь, «во двор», и тут же возвращается, ведя за собою гостей.

Два мальчика несут Масленицу – соломенная кукла в синей шубе, белом платке,

в лаптях. Усаживают на приготовленную скамейку.

1-я девочка разводит руки широким жестом, указывает на Масленицу:

Ой, да Масленица на двор въезжает.

Широкая на двор въезжает.

А мы девушки её состречаем!

А мы красные её состречаем.

2-я девочка, пританцовывая, кланяясь:

Ой, да, Масленица, погостюй недельку.

Ой, да, Масленица, погостюй другую!

3-я девочка подходит к Масленице, кланяется:

Дорога наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький


4-я девочка: Брови черные наведенные,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные!

5-я девочка: Масленице

Широкорожая Масленица!

Мы тобою хвалимся!

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

6-я девочка с караваем в руках, обращаясь к Масленице

Масленица – кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько,

С блинцами,

С каравайцами,

С вареничками!

Дети выстраиваются в круг. Исполняется русская народная попевка «А мы Масленицу устречали». Дети идут по кругу, исполняя руками движения в такт мелодии. Одна девочка исполняет роль Масленицы в кругу.

А мы Масленицу устречали,

Устречали, лёли, устречали.

Мы сыр с масельцем починали

Починали, лёли, починали.

Мы блинками гору устилали,

Устилали, лёли, устилали.

Сверху масельцем поливали,

Поливали, душа, поливали.

Как от сыра гора крута.

Гора крута, лёли, гора крута.

А от масла гора ясна

Гора ясна, лёли, гора ясна.


1-й мальчик: Масленица - кривошейка,

Покатай нас хорошенько!

2-й мальчик:

Масленица – кургузка,

После тебя будет грузно!


ВЕДУЩАЯ: Люди добрые, хватит горе горевать, блины надо выпекать.(у печи появляется хозяйка, изображает выпечку блинов).Где пекли блины?

ДЕТИ: В печи!

Ученик из актива музея (слайд 3) РУССКАЯ ПЕЧЬ Вплоть до 13-го века, изба отапливалась разжиганием огня в «очаге», который представлял собой сложенные камни. В указанный период избы не имели устройств для вывода дыма и он выходил в двери, а в более поздний период — в небольшое отверстие проделанное в стене (отопление по «черному», курная изба).

К 15-ому веку очаг, представлял собой уже печь, а на рубеже 15 и 16 веков появились устройства для вывода дыма. Первоначально он представлял собой деревянный короб, называемый «боров». С появлением огнеупорного кирпича, печи приобрели трубы, а сами они постепенно приобрели к началу 18-го века тот вид, который сейчас известен как «русская печь».Таким образом, началом появления русских печей можно считать начало 18-го века. Безусловно, одно из основных применений — это приготовление пищи. В печи варили, парили, жарили, запекали и «томили. Для приготовления пищи у хозяйки были чугуны, кувшины, сковороды, рогочи, сковородники, лопата для хлеба (слайд 4, 5). Посуда по большей части изготавливалась из чугуна, однако применялись и глиняные сковороды и горшки. В глиняных кувшинах особенно вкусным получалось жирное топлёное молоко с коричневой пенкой. При печи кроме 3 ухватов и сковородника было ещё 2 кочерги для перемешивания углей и выгребания золы.

Отопление. Русская печь располагалась практически в центре комнаты и прогревала её равномерно. На печи был устроен лежак. Рядом с печью традиционно строился  в котором хранили домашнюю утварь, а верх его мог являться продолжением лежака. Размеры лежака были различны. Наибольшие позволяли располагаться на печи до 5-6 человек. Высота такого лежака чаще всего позволяла человеку сидеть. Лежак в основном равномерно прогревался по температуры теплого радиатора. Наиболее длинная сторона печи, как правило, являющаяся продолжение стены комнаты, иногда украшалась. 

Лечение. Прогревались как сверху на печи, изгоняя простудные заболевания, так и в самом горниле. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая её с солью..

И многое другое. Русская печь не только грела и варила, она была неотъемлемой частью жизни русского народа. По печи предсказывали погоду; на ней сушили грибы и ягоды; в печи парились (Россия, Украина, Литва); гадали и ворожили; с печей дети наблюдали за свадьбами старших; с кочергой и помелом сваты за невестой ходили, на печи рождались и умирали.


Звучит гармошка, ансамбль исполняет русскую народную песню (Белгородская область) «Блины».

Исполнители песни садятся на скамьи. Хозяйка ставит на стол блины, спрашивает:

--А как же блины на стол пришли?


ДЕТИ: надо хлеб посеять, вырастить, смолотить, смолоть и блинов испечь.

ВЕДУЩАЯ: правильно. Сейчас мы послушаем, как молотили наши предки выращенную рожь. Но сначала ее жали серпом. ( слайд 6)

Ученик из актива музея: ( слайд 7) молотили скошенную рожь специальной палкой, которая называется цеп (показывает экспонат музея).Она состоит из двух частей: длинной рукоятки и рабочей части, которая ударяет по колосьям. Изделие готовили из орешника, подбирая удобную толщину лещины. Рукоятку и рабочую часть соединяли между собой с помощью полосок кожи.

ХОЗЯЙКА: А как же узнать, сколько зерна намолотили? ( слайд 8)

Ученик из актива Существовало много мер: коробья, пуз, рогожа, лукно, бочка. В селе Теребрено Красно-Яружского района во время экспедиции мы нашли деревянный ящик овальной формы.Жительница села сказала, что это мера, и нужна она для измерения веса зерна, муки и других сыпучих веществ.

ВЕДУЩАЯ: а масло для блинов как делали?

ДЕТИ: покупали!

Ученик из актива музея: масло русские крестьяне умели бить сами. Именно «бить», из сливок. Хозяйка ставила молоко в чулан на несколько часов. Пока оно стоит, на его поверхности собираются сливки. Хозяйка снимает их в отдельную посуду. Затем берет скалку или «толкушку» и начинает перемешивать сливки вращающими движениями, до тех пор пока не отделится масло. У многих крестьян были маслобойки ( слайд 9) - показывает экспонат музея. Это деревянный ящик, сквозь который проходит стержень с ручкой. Внутри ящика к стержню прикреплены лопасти. Собранные сливки заливают в этот ящик, маслобойку, и начинают крутить ручку. Лопасти перемешивают сливки, «отбивая» таким образом масло. Хозяйка собирает масло, придает ему форму колобка и кладет на хранение.

ХОЗЯЙКА: А теперь посмотрите на форму для блинов. Почему она круглая?

ДЕТИ: Блины должны быть похожими на солнышко!

ХОЗЯЙКА: Правильно! Как называется эта форма?

ДЕТИ: Сковорода!

ХОЗЯЙКА: Действительно так.

Сковорода изготавливалась из чугуна. Преимущество сковород из чугуна — в его свойстве равномерно распределять и долго сохранять тепло. Чугун за счет своей пористой структуры и низкой теплопроводности сравнительно медленно нагревается, но прекрасно сохраняет высокую температуру после нагревания. К тому же чугунная посуда нагревается гораздо сильнее алюминиевой, что необходимо для жарки Пористая структура чугуна позволяет равномерно распределять тепло по всей сковороде, соответственно, блюдо не останется сырым с одной стороны и не подгорит с другой. Главный минус чугунной посуды —значительный вес. Готовое тесто наливали на сковороду половником и ставили в печь с помощью специального сковородника (чапельника)


ХОЗЯЙКА: А теперь, ребята, можно и отведать блинов. ( слайд 10) – Кушайте на здоровье!

(Все едят блины)


3-й мальчик в сторону собравшихся:

А ну ребята кто блинов наелся, силы набрался,

Выходи, покажи, похвалися,

Силушкой померяйся.


Девочки выстраиваются слева и справа зала, мальчики - в центре.

«Силовые забавы» (проводит ведущая)

1. Перетягивание каната. Мальчики делятся на две команды, выстраиваются

навстречу друг другу колоннами, держась за канат. Середину каната наметить

красной лентой и расположить над границей полей команд. По сигналу команды

начинают перетягивать противника на свою сторону. Побеждает тот, на чьей

стороне окажется красная метка (или вся команда противника).

2.Толкание. (в народе – кулачный бой «кулачки»). Команды выстраиваются друг

напротив друга вдоль линии, проведенной на расстоянии 40-50 см позади каждой

команды. По сигналу противники упираются друг другу ладонями в ладони.

ЦЕЛЬ: столкнуть противника за линию.


ВЕДУЩАЯ вручает призы.

Девочки приветствуют победителей.

1-я девочка

Молодцы – удальцы! Силушку показали, покажите разум!

Узнайте у Масленицы, когда хлеб сеять, когда убирать,

Когда грибы-ягоды собирать?!


Звучат народные приметы о Масленице.

***Какой день Масляны красный, в такой сей пшеницу!


***Ненастье в воскресенье перед Масляной, к урожаю.


***Если на Масляной неделе идет снег, будет хороший урожай гречихи.


ВЕДУЩАЯ: Масленица! Ой, правда, ли!

Девочка, исполняющая роль Масленицы, стоит рядом с чучелом, отвечает:

-Правда, правда.

Звучит задорная русская мелодия, группа мальчиков исполняет русский народный танец


Сидящие хлопают в ладоши.

ВЕДУЩАЯ: Ай, да мальчики! Удальцы! А теперь все в круг….

Музыкальная игра Белгородской обл. «Селезень утку загонял»

Играющие выстраиваются в круг.

В середине – мальчик и девочка, утка и селезень. В начале мелодии селезень

пытается поймать утку. Играющие ему мешают: не пускают из круга или в круг.

Играющие движутся по кругу, пританцовывая.

Селезень утку загонял

Молодой серу загонял

Пойдем, утица, домой

Пойдем, серая, домой

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень,

А девятая сама,

Поцелуй разок меня.

С последними словами селезень «ловит» утку, они кланяются, становятся в круг. Выбирают других утку и селезня, игра повторяется.

8-я девочка, восклицая, берясь за голову:

--- Ой, что было! Что было-то!

(играющие садятся на скамьи)

Звучит мелодия плясовой «Матаня»

Девочки выходят приплясывая, выстраиваются полукругом в передней части зала (ближе к изображению печки), по очереди поют частушки:

Начинаю я припевку Чтобы печка разгорелась,

Первую начальную. Надо жару поддавать,

Я хочу развеселить, Чтобы песня лучше пелась,

Публику печальную. Надо пляской помогать.



Ох топни, нога, Не смотрите на меня,

Топни правенькая Глазки поломаете

Я плясать пойду Я не из вашего села

Хоть и маленькая. Вы меня не знаете.


Мы пропели вам частушки А теперь мы вас попросим,

Хорошо ли, плохо ли. Чтобы вы похлопали.



ВЕДУЩАЯ: Спасибо, девочки за веселые частушки. А теперь, гости дорогие,

усаживайтесь поудобнее. Пришла пора блины есть.

Несколько девочек предлагают собравшимся блины, чай, квас. По окончании

«трапезы» на середину зала выходят девочка и мальчик, обращаются к Масленице:

9-я девочка: Наша Масленица дорогая

Немножечко постояла.

Мы думали семь неделеи,

А Масленица – семь денечков!

5-й мальчик: Авдотья Изотьевна!

Масленица!

Обманула нас!

На Великий пост

Дала редьки хвост!

Реплики с места:

10-я девочка (сообщая новость):

Масляна неделя

В Ростов полетела,

На пенёчек села,

Оладышек съела,

Другой закусила,

Домой потрусила!

6-й мальчик: (с сожалением)

Да вот Масленица

Со двора съежает

Кургузая, кургузая

Со подворья.

Её девушки гостевать оставляют.

11-я девочка, обращаясь к Масленице:

Да вот, Масленица:

А погостюй недельку!

Да, кургузая,

А погостюй другую!

Девочка, исполняющая роль Масленицы:

Да вот, девушки,

Я поста боюся!

12-я девочка: Да вот, Масленица,

Пост ещё далеко!

7-й мальчик: А, Маслена, Маслена – полизуха!

На тарельцы, на тарельцы.

8-й мальчик: А мы свою Маслену провожали

Тяжко – важко по ней воздыхали:

- Ах, Маслена, Маслена, воротися,

До самого Велика дня протянися.

Все участники представления выстраиваются в круг, двигаясь карагодом, исполняют попевку «А мы Масленицу прокатили» (Два мальчика берут чучело Масленицы поднимают на плечи и во время пения носят по кругу, пританцовывая. Две девочки устанавливают макет костра в центре круга).


По окончании попевки Масленицу устанавливают в середине круга, символически сжигают.

Слышатся возгласы: «Масленица, пошли нам хороший урожай!», «Пошли нам достаток!»,

Присутствующие усаживаются на скамьи.

ВЕДУЩАЯ: Мы стали участниками веселого, задорного праздника. Сколько любви вкладывали в него русичи. Он отражает широту и щедрость души русского народа.

Мы воочию соприкоснулись с истинно русской традицией, моментом жизни наших предков.узнали о том, как расили хлеб, прежде чем он попадал на стол. Выращивать хлеб очень тяжело. Может поэтому застолье с хлебом такое задорное и широкое. Надеюсь, что в душе каждого из вас загорелся огонек, а может только пока искорка. Я хочу, чтобы они согрели вашу душу, чувства, заставили задуматься о себе, о близких, о нашей Родной земле. (слайд 11)




Литература:

1. « Русские народные песни ».

Издательство «Правда» 1988 год.

2. « Круглый год » Русский земледельческий

календарь. Издательство «Правда» 1991 год.

3. И.И. Веретенников «Белгородские карагоды»

Издательство « Везелица » Белгород 1993 год

4. И.И. Веретенников «Народное музыкальное

творчество Белгородского края»

Издательский дом «В. Шаповалов» Белгород 2000 год.

5. Материалы интернета

Добавить комментарий