Формирование коммуникативных и информационных компетентностей младших школьников в проектной деятельности

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 359 Фрунзенского района

Статья

Формирование коммуникативных и информационных компетентностей младших школьников

в проектной деятельности

Направление: формирование коммуникативной культуры

Автор: Шунькина Татьяна Викторовна

учитель начальных классов

Санкт – Петербург

2013

Информационная карта участника районной выставки методических материалов «Вектор успеха»

Ф.И.О.

Шунькина Татьяна Викторовна

Должность

учитель начальных классов

Название общеобразовательного

учреждения

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 359 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Образование

высшее

Педагогический стаж

9 лет

Квалификационная категория,

учёная степень

I категория

Полное название представленной

работы

«Формирование коммуникативных и информационных компетентностей младших школьников в проектной деятельности»

Телефон, e-mail

8-953-360-91-75, tan_shun@mail.ru

Пояснительная записка

Статья предназначена для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. В ней рассмотрены перспективы развития коммуникативных и информационных компетентностей младших школьников в проектной деятельности. Одной из важных задач модернизации  российского образования является совершенствование коммуникативных и информационных компетентностей школьников. В соответствии с требованиями ФГОС НОО автор статьи предлагает различные подходы к структурированию учебного материала по проектной деятельности и к организации деятельности учащихся, основанное на содержании курса системы учебников «Школа России». Автор делится опытом работы, где учитель превращает процесс формирования коммуникативных информационных компетентностей в удобный и лёгкий для всех учеников, помогает каждому из них понять общую цель, и поддерживает позитивную динамику для достижения этой цели.

Шунькина Татьяна Викторовна

учитель начальных классов первой квалификационной категории

ГБОУ школа № 359 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Формирование коммуникативных и информационных компетентностей младших школьников в проектной деятельности

В статье рассмотрены перспективы развития коммуникативных и информационных компетентностей младших школьников в проектной деятельности. Автор делится опытом работы, где учитель превращает процесс коммуникации в удобный и лёгкий для всех учеников, помогает каждому из них понять общую цель, и поддерживает позитивную динамику для достижения этой цели.

Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека

лишь педантом, а в использо­вании фактов, которые делают его философом.

Г. Боклъ

Знание может быть двух видов: мы знаем сами об объекте,

или мы знаем, где можно найти информацию о нем.
С. Джонсон

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Формирование коммуникативных и информационных компетентностей учащихся младших классов обозначено в новом стандарте образования. Российские школы призваны развивать способности школьников для реализации своих возможностей и должны научить их адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Образованный современный человек должен самостоятельно уметь находить нужную информацию и уметь использовать эту информацию для решения проблем, возникающих на его пути. Навыки поиска информации лучше усваиваются в ходе проектной деятельности.

Одной из самых интересных технологий, которые заложены в учебный план с 1-го класса – это проектная деятельность. Проектная деятельность учащихся входит в программу «Школа России» с первого года внедрения ФГОС второго поколения, т.е. с 2011 года.

Дети младшего школьного возраста ещё не умеют превращать полученную информацию в знания. Учителя должны не передавать своим ученикам сумму знаний, а научить их самостоятельно приобретать знания и уметь использовать полученные знания для выполнения проектов.

Проекты входят в УМК предметов и темы уже определены. В первом классе учитель является не только консультантом, но в первую очередь главным помощником. Первые шаги в формировании коммуникативной и информационной компетентности для учителя самые трудные. На первом этапе проектной деятельности учитель должен подробно всё объяснить, где-то показать, как и что нужно делать не только детям, но и их родителям, ведь для родителей проектная деятельность – это новый вид деятельности в образовательном процессе. Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности каждого ученика. Кто-то уже в первом классе может проявить своё воображении и творчески подойти к выполнению задания без помощи взрослых, а кому-то необходимо подсказать идею. Иногда материалов учебника явно недостаточно. Учащиеся часто задают вопросы, которые выходят за рамки учебной программы. И тогда учитель направляет детей и подсказывает источники дополнительной информации. Учащиеся, обращаются к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, систематизируют их, отбирают важную и нужную информацию и готовят её к использованию в своих проектах. Источниками информации выступают книги, справочники, экскурсии в музей, на природу, интернет. Не обойтись и без помощи родителей. При поиске информации для проектов дети вовлекают в эту работу своих близких и родных. Чем старше становятся ученики, тем больше самостоятельности и изобретательности они проявляют в ходе работы над проектом. Учитель постоянно должен помнить о том, что для формирования коммуникативной и информационной компетентности младших школьников, главным является создание комфортных условий для каждого ученика класса. Шаг за шагом, от одного проекта к следующему ребёнок научится самостоятельно обосновывать:

  • цель проекта;

  • форму работы;

  • этапы работы;

  • свои обязанности по проекту;

  • сроки работы над проектом;

  • способ оформления результатов;

  • план своего выступления на презентации;

  • материалы к проекту.

Самооценка своей работы и полученного результата конечного продукта своей деятельности является итоговым моментом в работе над любым проектом. Ребёнок учится оценивать свою работу над проектом:

  • была ли работа интересной;

  • лёгкой или трудной;

  • была ли она полностью самостоятельной или потребовалась помощь взрослых;

  • как складывалось сотрудничество с одноклассниками;

  • была ли работа успешной.

В некоторых тетрадях на печатной основе по программе нет этого немаловажного этапа, поэтому мы осуществляем самооценку с помощью оценочных листов. Оформляются листки самооценки в виде таблицы или анкеты, где указаны все этапы работы над проектом.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка чувство гордости за свою работу.

В конце презентации своей работы ребёнок обязательно озвучивает благодарность за помощь и сотрудничество.

Часто не хватает одного урока для презентаций всех работ учащихся. Здесь каждый учитель должен проявить свою изобретательность, т.к. услышанным должен быть каждый ребёнок. Неважно, помогали ли ребёнку взрослые или ребёнок сам нарисовал и оформил свою работу, все учащиеся должны услышать от учителя слова благодарности и похвалы за проделанную работу.

Всё это направлено на формирование коммуникативных и информационных компетентностей младших школьников, и позволит в дальнейшем каждому из наших учеников реализовать успешно себя как в школьной жизни, так и в дальнейшей жизни в современном обществе. Умение находить и использовать нужную информацию пригодится нашим ученикам для принятия важных решений в жизненных ситуациях.

Список источников

1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образо-

вании. – М.: Логос, 2011. – 336 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. − Изд. второе, доп.,

испр. и перераб. − М.: Логос, 2000. − 384 с.

3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вента-Граф, 2009. – 238 с.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003. – 52 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего обра-

зования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации.− М.: Просвещение, 2010.− 31с.

6. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей

общеобразовательных учреждений/ под ред. У.И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов. – М.: Просвещение, 2012. − 128 с.

7. http://www.kakprosto.ru/search

8. http://www.pligin.ru/articles/recomend.htm

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *