Презентация по русскому языку на тему «Приемы компрессии текста (пишем сжатое изложение)» скачать бесплатно

< >
Презентация по слайдам
Слайд №1

Текст слайда: Готовимся к ГИА Приемы компрессии текста (пишем сжатое изложение) Часть 1. С 1.


Слайд №2

Текст слайда: Задание С1 подразумевает написание сжатого изложения исходного текста. Максимум баллов за это задание ученик получает, если: 1) передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы; 2) правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или правильно применил 1 прием сжатия текста, использовав его на протяжении всего текста; 3)работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.


Слайд №3

Текст слайда: Памятка 1. Не стремиться воспроизвести текст дословно. 2.Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.). 3.Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные. 4.Правильно употреблять личные местоимения. 5.Перечитать готовое изложение и а) устранить повторы; б) снять логическое противоречие; в) исправить неточное употребление слова.


Слайд №4

Текст слайда: Основные способы сжатия текста • предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.); • предложений с описаниями и рассуждениями; • повторов; • одного или нескольких синонимов. Исключение


Слайд №5

Текст слайда: Основные способы сжатия текста • обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. (В этом случае надо сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. Например: В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары.) • образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи. Обобщение


Слайд №6

Текст слайда: Основные способы сжатия текста Упрощение разбивка сложного предложения на сокращенные простые; • замена сложноподчинённого предложения простым. • перевод диалога или прямой речи в косвенную; • замена фрагмента текста синонимичным выражением; • формулирование мысли своими словами.


Слайд №7

Текст слайда: Работаем с текстом Выделим микротемы. 1 абзац. Доставшееся нам историческое и культурное наследие надо оберегать, но в памяти все же возникают горестные картины.


Слайд №8

Текст слайда: Работаем с текстом Выделим микротемы. 2 абзац. Взорвав чугунный памятник на могиле Багратиона, преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.


Слайд №9

Текст слайда: Работаем с текстом Выделим микротемы. 3 абзац. Путевой дворец Растрелли, стоявший недалеко от аэродрома Ленинграда, был разрушен во время войны немцами и до сих пор не восстановлен. Утрата любого памятника невосстановима.


Слайд №10

Текст слайда: Работаем с текстом Выделим микротемы. 4 абзац. «Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.


Слайд №11

Текст слайда: Работаем с текстом Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.


Слайд №12

Текст слайда: Использованные приёмы сжатия Замена фрагмента текста (доставшееся нам наследство – его). Исключение фрагментов предложения (жизненный опыт, а порой). Исключение синонима (грустные). Обобщение (образование сложного предложения путем слияния двух смежных).


Слайд №13

Текст слайда: Работаем с текстом Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.


Слайд №14

Текст слайда: Использованные приёмы сжатия Упрощение (замена имени и отчества инициалами, местоимением) Исключение предложения, содержащего второстепенные факты (Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!..) Замена фрагмента текста синонимичным выражением ( сделавшие это совершили преступление - преступники запятнали); Исключение фрагментов предложения и переформули-рование мысли своими словами.


Слайд №15

Текст слайда: Работаем с текстом Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектура которого связана с именами Растрелли, Росси, Захарова. По дороге с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать его – и какая праздничная увертюра к Ленинграду. Снесли! Теперь на этом месте пусто, пусто и в душе, потому что утрата любого памятника невосстановима.


Слайд №16

Текст слайда: Использованные приёмы сжатия Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, исключение синонимов, упрощение; Исключение предложения, содержащего второстепенные факты


Слайд №17

Текст слайда: Работаем с текстом «Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.


Слайд №18

Текст слайда:


Слайд №19

Текст слайда:


Слайд №20

Текст слайда:


Слайд №21

Текст слайда:


Слайд №22

Текст слайда:


Слайд №23

Текст слайда:


Слайд №24

Текст слайда:


Слайд №25

Текст слайда: Самостоятельная работа Самым значительным изобретением за всю историю человечества учёные из разных стран признали книгу, потому что благодаря этому изобретению стали возможны и многие другие. 1 абзац. Микротема.


Слайд №26

Текст слайда: Самостоятельная работа 2 абзац. Микротема. Сегодня книга - по-прежнему самый надёжный и долговечный аккумулятор знаний, ведущий к добру.


Слайд №27

Текст слайда: Самостоятельная работа 3 абзац. Микротема. Достоверным является лишь слово, закрепленное на бумаге, слово, услышанное и затем прочитанное, надолго сохраняется в памяти.


Слайд №28

Текст слайда: Самостоятельная работа 4 абзац. Микротема. Ум ограничен и скован без чтения книг, потому что в них обобщён опыт десятков поколений.


Слайд №29

Текст слайда: Творческих успехов! за работу


Скачать презентацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *