Текст слайда: ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Текст слайда: П.Ф. КАПТЕРЕВ ( 1849-1922 ) «.....СОЗДАВАТЬ У РЕБЕНКА ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО УЧАЩИЙСЯ САМ В СОСТОЯНИИ ВЫРАБАТЫВАТЬ СУБЪЕКТИВНО НОВЫЕ ЗНАНИЯ»
Текст слайда: ДУМАТЬ КРИТИЧЕСКИ ЭТО : Проявлять любознательность Использовать исследовательские методы Ставить перед собой вопросы Осуществлять планомерный поиск ответов Вскрывать причины и последствия фактов Сомнение в общепринятых истинах Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление
Текст слайда: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТОГО КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Оценивание Открытость новым идеям Собственное мнение Рефлексия собственных суждений
Текст слайда: НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ Применять в спорах аргументы Смотреть на старые идеи с новой точки зрения Отличать факты от предположений Различать обоснованные и необоснованные оценки Выделять причинно-следственные связи Видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале
Текст слайда: НОВОЕ В ПОНИМАНИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Открытость для новых идей Стремление к избеганию ошибок в собственных суждениях Знание разницы между возможно правильным и неправильным Осознание своего непонимания Разграничение обоснованных и необоснованных ошибок
Текст слайда: ШКОЛА НЕ ДОЛЖНА НАУЧИТЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ, ОНА ДОЛЖНА НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ - системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях
Текст слайда: ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РОССИИ Известна в России с 1997 года Проект института «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления» Руководитель проекта Сергей Заир-Бек Проект реализуется более, чем в 16 странах мира
Текст слайда: ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ КМ Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни ( умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д. )
Текст слайда: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК - НАУЧИТЬСЯ КРИТИЧЕСКИ И ПРОДУКТИВНО ПРОСЕИВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ
Текст слайда: МЕХАНИЗМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Три фазы: ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕФЛЕКСИЯ
Текст слайда: НА СТАДИИ ВЫЗОВА Активное участие в анализе собственных знаний по заданной теме Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания, которые могут стать базой для усвоения новых знаний Определение цели предлагаемой темы
Текст слайда: СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Контакт с новой информацией или идеями. Главная задача: поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданные во время стадии вызова
Текст слайда: СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ Прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения Обобщение приобретенных знаний
Текст слайда: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТКМ Разбивка на кластеры Синквейн Знаем/Хотим узнать/Узнали З-Х-У Взаимообучение Разработки для самостоятельных занятий Двойные дневники Оставьте за мной последнее слово Пятиминутное эссе Модельные уроки: - Чтение со стопами - 6 шляп критического мышления - Зигзаг и т.д.
Текст слайда: РАЗБИВКА НА КЛАСТЕРЫ Помогает учащимся свободно и открыто думать по заданной теме Используется как на стадии вызова, так и рефлексии Дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме
Текст слайда: Как сделать разбивку на кластеры? 1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске. 2. Начните записывать слова и предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой. 3. По мере появления идей и их записи, начните устанавливать связи между идеями. 4.Выписывайте идеи, пока они не закончатся или не будет исчерпано время.
Текст слайда: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА 1. Записывайте все, что вам приходит на ум. Не судите о качестве мыслей, просто их записывайте. 2. Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо. 3. Не переставайте писать, пока не выйдет время. 4. Постарайтесь построить как можно больше связей.
Текст слайда: ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ Когда разбивка на кластеры проводится индивидуально, то должна быть выбрана тема, о которой учащиеся знают достаточно много, так как в этой ситуации они лишены группового опыта, дающего им доступ к дополнительной информации.
Текст слайда: СИНКВЕЙН Цель: - научить резюмировать информацию, излагать идеи, чувства в нескольких словах. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк (франц.)
Текст слайда: ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА 1. В первой строчке тема называется одним словом ( обычно существительным ). 2. Вторая строчка – описание темы в двух словах – прилагательных. 3. Третья строчка – описание действия тремя словами. 4. Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающее отношение к теме. 5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Текст слайда: Прием «Пометки на полях» ( ИНСЕРТ ) Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Познакомить учеников с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях текста. Помечать следует абзацы или предложения.
Текст слайда: МАРКИРОВОЧНЫЕ ЗНАКИ V – ИНФОРМАЦИЯ ИЗВЕСТНА + - НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ - - ИМЕЛ ДРУГОЕ МНЕНИЕ ? – НЕПОНЯТНО, ТРЕБУЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ Завершение работы – устное обсуждение
Текст слайда: ЧТЕНИЕ СО СТОПАМИ ОСОБЕННОСТИ В ТКМ: ЧИТАЕТСЯ ДОЗИРОВАННО ПОСЛЕ КАЖДОЙ СМЫСЛОВОЙ ЧАСТИ ДЕЛАЕТСЯ ОСТАНОВКА ВО ВРЕМЯ «СТОПА» ИДЕТ ОБСУЖДЕНИЕ ИЛИ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА, ИЛИ ПОИСК ОТВЕТОВ НА ПРЕДЪЯВЛЕННОЕ ЗАДАНИЕ
Текст слайда: ПРИЕМ «ЗНАЕМ, ХОТИМ УЗНАТЬ, УЗНАЛИ» Составление маркировочной таблицы
Текст слайда:
Текст слайда:
Текст слайда:
Текст слайда:
Текст слайда: ЛИТЕРАТУРА 1. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке.- Просвещение, 2000 2. Муштавинская, И.В. Технология коаритического мышления; нучно-методическое осмысление // Методист. – 2002. - № 2 3. Хуртова, Т.В. Обучающие семинары,-Учитель,- Волгоград
Текст слайда: DER WEG Bestelladresse: Der Weg Andoverstrasse 77 47574 Goch Deutschland Internet: bestellung.derweg.org