Текст слайда:
Текст слайда: История живописи раннего Возрождения – это путь отделения ее от архитектуры, формирование собственного произведения – станковой картины.
Текст слайда: В средневековых фресках постепенно формировались приемы монументальной живописи. Успение Богоматери Церковь Богоматери в Охриде, 1295.
Текст слайда: Человеческие фигуры на фресках часто подчинялись окружавшему их орнаменту. Дж. Чимабуэ. Сон Иннокентия III, Церковь Сан Франческо в Ассизи, ок. 1260.
Текст слайда: Иногда роспись стен должна была лишь подчеркивать архитектуру храма. Баптистерий Св. Иоанна Крестителя, Флоренция.
Текст слайда: Чтобы сблизить архитектуру и роспись живописцы сознательно вводили в сцены реальные архитектурные детали. Я. Торрити. Гнев ограбленного иудея перед образом святого Николая, Церковь Сан Франческо в Ассизи, ок. 1303.
Текст слайда: Иногда с помощью живописи создавали иллюзию пространства. Джотто. Роспись капеллы дель Арена в Падуе, 1305
Текст слайда: В росписи повсеместно применяли технику фрески al secco (по сухой штукатурке). А. Орканья. Триумф смерти, фрагмент, до 1348.
Текст слайда: Первым итальянским художником, в творчестве которого произошел поворот к новым принципам живописи, стал Джотто ди Бондоне (1267-1337). Джотто. Житель Ассизи расстилает плащ перед св. Франциском, Церковь Сан Франческо в Ассизи, 1296-98.
Текст слайда: Крупнейшим памятником работы Джотто стали фрески Кпеллы дель Арена (Сокровеньи) в Падуе.
Текст слайда: Джотто применяет новую технику фрески – buon fresco (хорошая фреска), где можно было работать по заранее нанесенному рисунку. Джотто. Распятие, Капелла дель Арена, Падуя, 1305.
Текст слайда: В росписях Джотто все чаще появляется иллюзия глубины пространства, характерная для живописного полотна. Введение во храм. Капелла дель Арена, Падуя, 1305.
Текст слайда: Брак в Кане. Капелла дель Арена, Падуя, 1305.
Текст слайда: Отдельные фрески у Джотто уже не сливаются в единую роспись, но четко отделены друг от друга, образуя законченные самостоятельные композиции.
Текст слайда: Уже после Джотто художники вырабатывают правила изображения пространства на плоскости. В живопись вводятся законы линейной перспективы. П. Учелло. Ваза. Исследование перспективы
Текст слайда: С этого времени соблюдение правил линейной перспективы стало обязательным для художников. П. Учелло. Легенда о причастии, 1465-69
Текст слайда: Фра Анджелико. Благовещение. Монастырь Сан Марко, Флоренция, ок. 1437-46 Часто иллюзорное пространство фрески начинало противоречить реальному пространству храма.
Текст слайда: Крупнейшим художником, воспринявшим идеи Джотто, стал флорентиец Мазаччо (1401-1428). Мазаччо. Чудо со статиром, 1425-28.
Текст слайда: «Троица» Мазаччо долгое время считалась эталоном монументальной росписи. Здесь средневековая вертикальная композиция прекрасно сочетается с иллюзией глубины пространства.
Текст слайда: В творчестве отца и сына Фра Филиппо Липпи (1406-1469) и Филиппино Липпи (1457-1504) происходит окончательное избавление росписи от функции украшения стены. Фра Филиппо Липпи. Мадонна с двумя ангелами, 2 треть XV века.
Текст слайда: Процесс «проживания» архитектуры теперь отделен от созерцания живописи. Фра Филиппо Липпи. Благовещение, ок. 1440.
Текст слайда: Здесь же мы практически впервые встречаем автопортрет художника. Филиппино Липпи. Автопортрет, фрагмент фрески «Мученичество апостола Петра» в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция), 1481-82.
Текст слайда: Отделившись от архитектурного пространства церкви, живопись тотчас начала осваивать новые темы. П. Учелло. Битва при Сан Романо, ок. 1440-50
Текст слайда: Типичными становятся изображения сцен княжеского быта. П. Учелло. Ночная охота, ок. 1460
Текст слайда: Огромное значение приобрели античные мифы и их живописное воплощение. А. Мантенья. Парнас, ок. 1497.
Текст слайда: Смена заказчика привела к активной работе в жанре портрета. А. Мантенья. Портрет кардинала Карла де Медичи, 1466.
Текст слайда: При изображении человеческого лица художники ищут способы передачи эмоционального состояния. А. Мантенья. Евангелист Иоанн, 1453-54.
Текст слайда: Даже в традиционных изображениях появляются необычные ракурсы. А. Мантенья. Мертвый Христос, ок. 1490-1500.
Текст слайда: Вершиной живописи раннего Возрождения считается творчество Сандро Боттичелли (1445-1510). С. Боттичелли. Автопортрет, Фрагмент композиции «Поклонение волхвов» в церкви Санта Мария Новелла (Флоренция) ок. 1475.
Текст слайда: Сохранились многочисленные подготовительные рисунки художника. Навык рисования с этих пор становится чуть ли не главным достоинством живописца. С. Боттичелли. Осень
Текст слайда: Тончайшие линии рисунка часто являются основным выразительным средством художника. С. Боттичелли. Венера и Марс, ок. 1483
Текст слайда: Линии рисунка и цветовые пятна помогают Боттичелли построить сложную многофигурную композицию, предвосхищающую полотна художников барокко. С. Боттичелли. Оплакивание Христа, ок. 1495
Текст слайда: Психологически точны портреты художника. С. Боттичелли. Портрет Симонеты Веспуччи, ок. 1476-80 С. Боттичелли. Портрет Джулиано де Медичи, ок. 1478
Текст слайда: С. Боттичелли. Рождение Венеры, ок. 1485 В больших полотнах Боттичелли мастерски сочетает линии рисунка с изысканным цветом.
Текст слайда: С. Боттичелли. Весна, ок. 1482 Это полотно современники воспринимали как начало новой эпохи