Текст слайда: Дыхательная система. Строение и функции органов дыхания. Дыхательные движения и их регуляция. Газообмен в тканях и легких. Первая помощь и гигиена органов дыхания. Обобщение: «Взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем».
Текст слайда: Цели и задачи урока: 1. Знать особенности строения органов дыхания в связи с их функциями. 2. Понять сущность и значение дыхательного процесса. 3. Выяснить механизмы голосообразования.
Текст слайда: Основные термины и определения: Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ .
Текст слайда: Основные термины и определения: Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ . Органы дыхания - специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой
Текст слайда: Дыхание Внутреннее Внешнее Вдох и выдох Клеточное дыхание
Текст слайда: Биологическое значение дыхания: 1. Обеспечение организма кислородом. 2. Удаление углекислого газа. 3. Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности. 4. Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)
Текст слайда: Дыхательная система Дыхательная часть Воздухоносные пути последовательно соединенных между собой полостей и трубок: 1) полость носа, 2) носоглотка, 3) гортань, 4) трахея 5) бронхи. место, где происходит газообмен: 1) легкие 2) плевра - (соединительно-тканная оболочка)
Текст слайда: Органы дыхания
Текст слайда: Верхние дыхательные пути: полость носа и носоглотка
Текст слайда: Гигиена дыхания: 2. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции. 1. Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.
Текст слайда: Наблюдение: «Проверить проходимость воздуха через носовые ходы» Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.
Текст слайда: Верхние дыхательные пути: гортань
Текст слайда: 1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх. 2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения. Наблюдения:
Текст слайда: Образование звуков Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика. Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.
Текст слайда: Образование звука Воздух Голосовая щель Колебания голосовых связок Звук
Текст слайда: Гигиена голосового аппарата: Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.
Текст слайда: Верхние дыхательные пути: трахея и бронхи
Текст слайда: Гигиена дыхания: 1. Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею. 2. При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.
Текст слайда: Дыхательная часть: легкие Легочная плевра Легкие – парный орган Пристеночная плевра Плевральная полость Через легкие за 1 мин проходит около 100 л воздуха
Текст слайда: Внутреннее строение легкого Бронхи – бронхиолы - альвеолы Сурфактант препятствует смыканию альвеол
Текст слайда: Гигиена дыхания: При легочных заболеваниях сурфактант может не выделяться, тогда альвеолы смыкаются и не участвуют в газообмене. Курение нарушает физиологические свойства сурфактанта.
Текст слайда: 1. 300-350 млн. альвеол с общей площадью – 100 кв.м 2. Длина легочного капилляра – 7-8 мкм 3. Через капилляры альвеол кровь проходит за 0,8 с, но гемоглобин успевает насытиться кислородом Это интересно:
Текст слайда: Наблюдение: Выяснить, чем полное дыхание отличается от поверхностного дыхания.
Текст слайда: Проверь себя Орган 1. Носовая полость 2. Гортань 3. Трахея и бронхи 4. Легкие 5. Легочная и пристеночная плевра Выполняемая функция а) содержит жидкость, снижающую трение б) увлажнение воздуха, задерживание пыли в) обеспечивает свободное прохождение воздуха г) образование звуков, рефлекторный кашель д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану
Текст слайда: Проверь себя Орган 1. 2. 3. 4. 5. Выполняемая функция а) б) в) г) д)
Текст слайда: Проверь себя сам: 1 3 6 7 4 5 2
Текст слайда: Домашнее задание: 1. Учебник, таблица 2. Творческая лаборатория: 1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания. 2. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.