Презентация на тему "Драма А.Н.Островского «Гроза»" по литературе

Презентация по слайдам
Слайд №1

Текст слайда: Драма А.Н.Островского «Гроза» Идейно-художественное своеобразие Автор: Фомичева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы ГОУ школа 464 г. Павловска


Слайд №2

Текст слайда: Цель урока: Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины


Слайд №3

Текст слайда: 1. Творческая история драмы «Гроза» Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 г. Это период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъём общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60-х годов XIX века.


Слайд №4

Текст слайда: По заданию Его императорского Высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озёрами или реками, приёмы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.


Слайд №5

Текст слайда: Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.


Слайд №6

Текст слайда: В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращён в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны домыслы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен.


Слайд №7

Текст слайда: Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года. Год 1859 в жизни Островского скрыт пеленой. Но известно, что летом он часто жил под Москвой – в Давыдовке или Иванькове, где целой колонией селятся на дачах актёры Малого театра и их литературные друзья.


Слайд №8

Текст слайда: Друзья Островского часто собирались у него дома, и талантливая, весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества. Прекрасная исполнительница русских народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала Островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий, совершенный характер.


Слайд №9

Текст слайда: Слушая рассказы Косицкой о ранних годах её жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство её языка, на красочность и выразительность оборотов. В её «холопской речи» Островский почувствовал свежий источник для своего творчества. Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания образа Катерины.


Слайд №10

Текст слайда: В октябре 1859 года на квартире Косицкой Островский прочёл пьесу актёрам Малого театра. Актёры дружно восхищались сочинением, прикидывая для себя роли. Известно было, что Катерину Осровский заранее отдал Косицкой. Главным постановщиком был Островский. Под его руководством актёры искали нужные интонации, согласовывали темп и характер каждой сцены. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года.


Слайд №11

Текст слайда: 2. Тема, идея, конфликт пьесы В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенный период общественными и семейно-бытовыми порядками


Слайд №12

Текст слайда: Частные темы: - рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи; - излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов;


Слайд №13

Текст слайда: - рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц, автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейных отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде; - отражён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерный эпидемиях, о развитии промышленно-торговой деятельности в Москве; - наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и картины природы, разное отношение к ней действующих лиц.


Слайд №14

Текст слайда: Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов».


Слайд №15

Текст слайда: - В чём заключается конфликт? А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни». Конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.


Слайд №16

Текст слайда: К нему присоединяются конфликты : Кулигин – Дикой - Кабаниха, Тихон - Кабаниха, Кудряш - Дикой, Борис - Дикой, Варвара -Кабаниха. Пьеса является правдивым отображением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.


Слайд №17

Текст слайда: 3.Система художественных образов. «Темное царство»: Кабанова Марфа Игнатьевна, Дикой Савел Прокофьич, странница Феклуша, мещанин Шапкин, служанка Глаша. Жертвы «тёмного царства»: Катерина, Борис, Кулигин, Варвара, Кудряш, Тихон


Слайд №18

Текст слайда: Значение имён в драме. Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная. Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка. Марфа – от арамейского: госпожа. Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова. Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный (у бога). Тихон – от греческого: удачный, спокойный.


Слайд №19

Текст слайда: 4.Композиция пьесы. Экспозиция – картины волжского простора и духоты калиновских нравов. (Д.I, явление 1-4).


Слайд №20

Текст слайда: Завязка – это придирки свекрови к Катерине, Катерина отвечает с достоинством и миролюбием: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение. (Д.I, явление 5).


Слайд №21

Текст слайда: Развитие конфликта - в природе дважды собирается гроза (Д.I, явление 9). Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса. Пророчество старой барыни, отдалённый удар грома.


Слайд №22

Текст слайда: Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, ощущается только предгрозовое напряжение.


Слайд №23

Текст слайда: Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Д.V, явление 4).


Слайд №24

Текст слайда: Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (Д.V, явление 7).


Слайд №25

Текст слайда: 5.Жанровое своеобразие пьесы. Трагедия, т.к. конфликт между героями приводит к трагическим последствиям Элементы комизма /Дикой с его требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев/ Сам Островский назвал пьесу драмой, подчеркивая этим широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий


Слайд №26

Текст слайда: Домашнее задание: Перечитать Д.1-4. Подготовиться к беседе о городских порядках и жителях города Калинова


Слайд №27

Текст слайда: Источники: Золотарева И.В., Михайлова Т.И.Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс Интернет