Презентация по алгебре на тему «Понятие обратной функции. Определение логарифмической функции» скачать бесплатно

< >
Презентация по слайдам
Слайд №1

Текст слайда: Понятие обратной функции. Определение логарифмической функции. Алгебра и начала анализа, 11 класс Воробьев Леонид Альбертович, г.Минск


Слайд №2

Текст слайда: Рассмотрим пример какой-либо функции, заданной в явном виде формулой y=f(x). Пусть, для определенности, это будет линейная функция y=2x–7. Вспомним, как выполняется такая задача: найти значение функции по заданному значению аргумента. Вспомнили?.. …Правильно: для этого надо данное значение аргумента подставить в формулу и произвести вычисления. Например, при x=2, значение функции равно y=2 2–7=–3. Эту же задачу можно выполнить графическим способом. Для этого нужно: 1) построить график данной функции; x y 1 0 1 –7 3,5 2) отметить на оси абсцисс значение 2; –3 2 3) получить на графике точку с отмеченной абсциссой 2; 4) найти ординату полученной в п.3 точки. Для любой другой функции задача нахождения значения функции по заданному значению аргумента решается аналогично.


Слайд №3

Текст слайда: А теперь вспомним, как решается обратная задача по нахождению значения аргумента при заданном значении функции. В нашем примере с линейной функцией y=2x–7 это происходит по следующему алгоритму: в формулу, задающую данную функцию подставляют заданное значение функции и решают полученное уравнение с переменной х. Например, при у=–5 2x–7=–5 х=1. Эту же задачу можно выполнить графическим способом. Для этого нужно: 1) построить график данной функции; 2) отметить на оси ординат значение –5; 3) получить на графике точку с отмеченной ординатой –5; 4) найти абсциссу полученной в п.3 точки. x 1 0 1 –7 3,5 –5 Для любой другой функции задача нахождения значения аргумента по заданному значению функции решается аналогично. y 1


Слайд №4

Текст слайда: Однако, при решении обратной задачи можно поступить по-другому. Для этого составляют обратную зависимость, считая заданное значение данной функции аргументом этой зависимости. Сделать это можно двумя способами: Выразить из формулы данной функции х через у. В нашем случае: y=2x–7 2х=у+7 х=0,5у+3,5. А теперь записать эту зависимость, как новую функцию, в привычном для нас виде: у=0,5х+3,5. Или 2) Поменять в формуле данной функции х и у. В нашем случае: y=2x–7 х=2у–7. А теперь записать эту зависимость, как новую функцию, в привычном для нас виде, выразив у через х : 2у=х+7 у=0,5х+3,5. y=2x–7


Слайд №5

Текст слайда: Таким образом, мы получили обратную для функции y=2x–7 зависимость, которая является в свою очередь также функцией у=0,5х+3,5. С помощью обратной функции мы можем решать обратную задачу по нахождению значения аргумента при заданном значении данной функции. Только для обратной функции это заданное значение функции является аргументом! Значит, для у=х=–5 у=0,5 (–5)+3,5=1. Примечание 1. Если для данной функции можно составить обратную зависимость, являющуюся также функцией, то говорят , что данная функция обратима и обратная зависимость является обратной функцией. Примечание 2. Если функция y=f(x) является обратимой и y=g(x) – обратная для неё функция, то: 1) D(f)=E(g) и E(f)=D(g); 2) f(g(х))=g(f(х))=x. Примечание 3. Графики данной и обратной для неё функций симметричны относительно прямой у=х.


Слайд №6

Текст слайда: В рассмотренном нами случае: f(x)=2x–7 и g(x)=0,5у+3,5 – обратные функции. 1 0 1 x y f(x)=2x–7 g(x)=0,5x+3,5 y=x


Слайд №7

Текст слайда: Чтобы обратная для данной функции зависимость была также функцией необходимо и достаточно, чтобы каждое свое значение функция принимала только при одном значении аргумента. Значит, чтобы функция была обратимой, данная функция должна быть монотонно возрастающей или монотонно убывающей на всей своей области определения. 1 0 1 x y y=x 3 –3 9 D(y) E(y) D(y) E(y)


Слайд №8

Текст слайда: 0 x y y=x


Слайд №9

Текст слайда: Постарайтесь самостоятельно ответить на вопросы: 1) является ли данная функция обратимой на своей области определения? 2) на какой области данная функция обратима? 3) назовите обратную на этой области функцию; 4) постройте графики обеих функций. y=x


Слайд №10

Текст слайда: Рассмотрим теперь показательную функцию y=ax, которую Вы изучили. Так как эта функция является монотонной, в зависимости от основания степени a – монотонно возрастающей или монотонно убывающей (вспомните соответствующие условия этого), то она обратима на всей своей области определения. Составим обратную функцию описанным выше методом: Теперь перед нами встает проблема выражения из последнего равенства переменной y (показателя степени, в который возводится положительное число a) через x, чтобы получить привычную формулу зависимости. Это делается с помощью нового понятия – логарифма числа по основанию a: Читают так: «логарифм икс по основанию а». Определение. Логарифмом числа x по основанию a называется показатель степени, в которую нужно возвести основание a, чтобы получить число x. Число a называется основанием логарифма, число x называют подлогарифмическим выражением.


Слайд №11

Текст слайда: Примечание 3. Т.к. основание показательной функции y=ax число a>0, a 1, то основание логарифма обладает такими же свойствами. Примечание 4. Функция, заданная формулой y=logax, где a>0, a 1 называется логарифмической функцией. А теперь постарайтесь ответить на вопрос: в какую степень нужно возвести число 3, чтобы результатом этой степени получилось число 10? 3 = 10 ?


Слайд №12

Текст слайда: y x 1 0 1 y=ax, a>1 y=ax, 0


Слайд №13

Текст слайда: Некоторые полезные свойства логарифмов: - основное логарифмическое тождество - формула перехода к новому основанию


Скачать презентацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *