Гендерное образование: устаревшая дань традициям или самая эффективная система обучения?

Школы, что большинство из нас видели в старых английских фильмах, вроде «Джейн Эйр», которые обучают только девочек или только мальчиков — реальны ли они? Актуальна ли такая «старомодная» модель обучения сейчас, когда так остро ставятся вопросы равенства и уничтожения гендерных стереотипов? Некоторые представители образовательного сектора спорят с тем, что такая традиционно английская система «раздельного» образования устарела, и утверждают, что сейчас она может оказаться, как никогда, полезной.

Правда, в Великобритании такие школы — намного популярней, чем в Америке: сейчас на территории туманного Альбиона функционирует около 300 частных школ-пансионов для девочек и примерно 200 для мальчиков. Это – около 20% всех частных школ. А в США  школы с раздельным образованием составляют всего 4% от общего числа частных школ, и их популярность постепенно падает.

«Школы с раздельной формой обучения в Англии играют довольно большую роль в формировании лучших выпускников. Академические результаты в таких учебных заведениях, как правило, выше, чем в обычных, смешанных школах» — говорит Ирина Следьева, CEO агентства образования за рубежом AcademConsult. В Америке самое высокое место, которое школа с раздельным образованием занимает в списке лучших частных школ, это 17 место. В то время как в Великобритании из 10 первых мест лучших школ 5 принадлежат школам, которые обучают только мальчиков или же только девочки. По результатам английского выпускного экзамена A-Level такие школы считаются одними из самых эффективных и лучших. Наивысший результат по данному экзамену среди школ с раздельным образованием на 2017 год принадлежит Westminster School с их 86% учеников, получивших самые высокие оценки А*-А. Эта школа является третьей в списке лучших частных школ Великобритании по версии The Telegraph.

Школы с раздельным образованием часто ставятся в противопоставление более привычным для нас школам, которые обучают мальчиков и девочек вместе. И их противостояние за последние годы только усилилось. Это стало предметом дискуссий многих психологов и людей, работающих в сфере образования. И на сегодняшний день, как, впрочем, и десять лет назад, «раздельная» система обучения нередко ставится под сомнение. Но, даже несмотря на это, в Англии они не только успешно функционируют и показывают хорошие результаты, но и с каждым годом растут в количестве учеников. Это не может не говорить о том, что в школах с раздельным обучением все-таки есть то, чего не достает обычным и всем привычным школам смешанного типа.

«Разделяй и учи»: в чем «женские» и «мужские» школы видят свои преимущества? Сара Баумен, директор приемной комиссии британской школы Harrogate Ladies’ College, в которой обучают только девочек, говорит о необходимости существования таких школ в современном обществе. «Девушки в настоящее время испытывают невероятную тяжесть стереотипов, которые навязываются им обществом и, в особенности, СМИ. Одним из самых больших преимуществ таких школ, как наша,  является то, что мы предоставляем им полную свободу быть собой и не подстраиваться под чужие мнения»,- говорит Сара.

Виктория Истман, директор по маркетингу школы для девочек Moreton Hall в Освестри  (Великобритания), отмечает, что для девочек, которые обучаются в таких школах, существует множество и других преимуществ, как с социальной, так и с академической точки зрения. «Есть определенная разница между формами и способами обучения мальчиков и девочек, поэтому девочкам учиться в чисто женском коллективе по специально разработанной для них программе, намного удобней и проще,- считает Виктория,- Для девушек очень важно чувствовать себя уверенно как во время занятий, так и после уроков. Отсутствие в классах мальчиков, которые привыкли занимать лидирующие позиции, позволяет девочкам выражать свои мысли более открыто и брать инициативу».

И правда, достаточное количество психологов и людей, которые поддерживают раздельное обучение, оперируют, в первую очередь, тем, что отсутствие в классах противоположного пола, помогает мальчикам и девочкам более уверенно раскрывать свои потенциалы, не боясь осуждения из-за прочно устоявшихся стереотипов. И, конечно же, это касается выбора предметов для углубленного изучения, так как в обществе уже давно сложилось определенное мнение по поводу того, какие предметы и сферы науки стоит считать «мужскими», а какие «женскими». В школах с раздельным образованием мальчики могут более спокойно проявлять свой интерес к психологии, литературе и гуманитарным наукам, традиционном считающимися «женским» полем боя, а девушки, соответственно, могут заниматься наукой, не боясь постоянных сравнений с парнями, которые, в своем большинстве, более сильны в этой сфере.

«У нас в Harrogate Ladies’ College не существует таких понятий, как «женские» и «мужские» предметы,- говорит Сара.- Согласно статистике, в школах с раздельным обучением, девочки с 75% вероятностью выбирают математику и с 70% вероятностью химию для уровня A-Level»

«В Moreton Hall более половины девочек продолжают изучать STEM (обобщенное название всех дисциплин, изучающих науку, инженерию, технологии и математику) для сдачи тестов A-Level. Это — те предметы, в которых традиционно в Великобритании лидируют мужчины. По большей части это является результатом отсутствия мальчиков в классах. Мы поощряем девочек думать о себе, как о будущих ученых, математиках и специалистах, которые могут достичь чего угодно в этой жизни»,- отмечает Виктория.

Также Виктория рассказала нам о том, что именно помогает их школе создавать подходящую для девочек атмосферу, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно на протяжении всего обучения. Большую роль во всестороннем образовании девушек играют внеклассные занятия и мероприятия, которые направлены на их подготовку к жизни и будущей карьере. Так, в школе существует программа Moreton Enterprises — ряд бизнес-программ, которыми могут управлять ученицы старших классов. Перед своеобразным «приемом на работу» девушки проходят интервью и подготовку, после чего могут занять должности менеджеров, управляющих магазинами и консультантов. Пробуя себя в качестве лидеров на таких позициях, которые более популярны среди мужской половины населения, девушки развивают в себе уверенность и чувство собственной важности. И, безусловно, это не может не отразиться на их будущем. «Девушки выпускаются из Moreton Hall полноценными и уверенными в себе личностями. Закончив образование в такой среде, как предлагает школа с раздельным образованием, у них нет никаких сомнений в том, что женщины важны в нашем обществе, и что они, на самом деле, могут быть успешными в абсолютно любой сфере деятельности».

В школах для мальчиков также убеждены в том, что раздельное обучение приносит ученикам намного  больше выгоды, чем они программа в обычных школах смешанного типа. Так, американская школа Army and Navy Academy убеждена, что парни намного быстрее и правильнее развиваются в кругу таких же парней и менторов в школах, где образование подстраивается специально под «мужской» склад ума и нацеливается на развитие способностей и качеств, которые помогут мальчикам стать настоящими мужчинами. Такая «мужская» система образования должна помочь ученикам в полной мере раскрыть свои потенциалы и создать атмосферу максимального поддержки «братства», в котором они живут.

«Разница в психологии девочек и мальчиков просто призывает к разработке разных подходов к их обучению и совершенствованию, что успешно и применяется, если после уроков 2-3 раза в неделю школы организуют совместные мероприятия – театральные постановки, активный отдых на воздухе или что-то подобное», — считает Ирина Следьева. Чем, собственно, и занимается каждая школа с раздельной системой образования в таких странах, как Англия, США и Швейцария.

Сколько школ, столько и мнений: есть ли необходимость в раздельном образовании? Несмотря на  наличие преимуществ у школ с раздельным образованием, они все равно вызывают довольно резкую реакцию у критиков. И данную реакцию вполне можно считать оправданной, поскольку школы с раздельным образованием не лишены своих недостатков, которые для большинства родителей являются решающими. Сам факт того, что девочки учатся только с девочками, а мальчики только с мальчиками, и представители обоих полов, соответственно, не так часто вступают в контакт, признается психологами как опыт, который с большой вероятностью может негативно сказаться на их будущем. В мире, где людей призывают к равенству и устранению дискриминации, это, безусловно, довольно сомнительный результат. «Школа — это подготовка к жизни» — часто слышим мы, но как дети могут подготовиться к жизни в обществе, если их изначально помещают в среду, довольно отличную от настоящей жизни? Мужчины и женщины общаются, живут и работают вместе, поэтому очень важно дать детям и подросткам возможность научиться этому в школе, а также получить необходимые знания  о представителях противоположного пола. Девочкам и мальчикам необходимо взаимодействовать — это важная составляющая процесса социализации. Им необходимо дружить, спорить, наблюдать, строить догадки и ошибаться, ведь все это в своей совокупности делает личность мальчика или девочки довольно гибкой, а их самих готовыми к будущему.

Психологи отмечают, что нередко бывает так, что во время обучения в школах с раздельным  образованием, у парней и девушек складываются достаточно идеализированные понятия о представителях другого пола, из-за нехватки опыта общения. То, что девочки не растут с мальчиками и не видят «мужской» модели поведения на разных стадиях развития, может привести к достаточно большим пробелам в знаниях и проблемам в понимании мужчин, того, как нужно с ними работать и, вообще, жить. Все это ставит под сомнение преимущества данных школ с социальной стороны вопроса, и прибавляет весомые баллы школам смешанного типа.

Вопрос о том, какие же школы лучше, «раздельные» или же «смешанные», на сегодняшний день остается открытым. Психологам, как и образовательному сектору каждой страны, не удается прийти к каким-то однозначным выводам. Именно такой выбор стоит перед родителями, когда они выбирают частную школу своему ребенку. Однако еще раз отметим, что по статистике лучших школ Англии первые 10 мест делят между собой в равном количестве как школы смешанного типа, так и школы с раздельным обучением. Наверняка девочки и мальчики, учась с представителями только своего пола, будут с большей вероятностью учиться лучше. По мнению агентства AcademConsult, которое уже более 20 лет зачисляет в том числе и в школы раздельного обучения за границей, «самое верное решение – это наблюдение за своим ребенком. В какой именно среде он или она показывает лучшие результаты и чувствует себя более счастливым человеком? В этом скорее всего и кроется ваш правильный выбор.»

Агентство AcademConsult – 23 года опыта работы, более 600 зачислений в топовые школы за рубежом, в том числе в частные школы раздельного обучения.

Источник: http://academconsult.ru/