Презентация по русскому языку на тему «Подготовка к олимпиаде по русскому языку» скачать бесплатно

< >
Презентация по слайдам
Слайд №1

Текст слайда: Подготовка к олимпиаде по русскому языку


Слайд №2

Текст слайда: Выбери вопрос!


Слайд №3

Текст слайда: Вопрос от писателя 10 С какой целью И Северянин использует повтор выделенных звуков? Как называется этот приём? Морозом выпитые лужи, Хрустят и хрупки, как хрусталь. Этот приём называется аллитерацией – повтором согласных звуков. В стихотворении он используется для того, чтобы читатель «услышал» картину, аллитерация вызывает ассоциацию у читателя, будто он слышит хруст.


Слайд №4

Текст слайда: Вопрос от писателя 20 Объясните правописание выделенного имени прилагательного в отрывке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус». Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?... __________________________ Здесь Лермонтов отражает на письме особенности произношения имён прилагательных, оканчивающихся на ГИЙ, КИЙ, ХИЙ. Во времена Лермонтова заднеязычные согласные Г, К, Х в этих случаях произносились как твёрдыеубогъй, убогой, лёгкъй, лёгкой, тихъй, тихой, одинокъй, одинокой


Слайд №5

Текст слайда: Вопрос от писателя 30 Объясните рифмовку выделенных слов в отрывке из стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил…» Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. _____________________________ Следует читать безнадежно – нежно. На месте звука О (буква Ё) произносится звук Э (буква Е). Это архаическая форма, используемая в произведениях 18-19 века с целью придания возвышенности.


Слайд №6

Текст слайда: Вопрос от писателя 40 Объясните рифмовку выделенных слов в отрывке из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В свою деревню в ту же пору Помещик новый прискакал И столь же строгому разбору В соседстве повод подавал. По имени Владимир Ленский, С душою прямо геттингенской… ______________________________ Здесь Пушкин отражает на письме особенности произношения имён прилагательных, оканчивающихся на ГИЙ, КИЙ, ХИЙ. Во времена Пушкина заднеязычные согласные Г, К, Х в этих случаях произносились как твёрдыеубогъй, убогой, лёгкъй, лёгкой, тихъй, тихой, Ленскъй, Ленской, геттингенскъй, геттингенской.


Слайд №7

Текст слайда: Вопрос от писателя 50 Какими звуками А. С. Пушкин передаёт грохот и топот копыт в стихах из поэмы «Медный всадник»? Как будто грома грохотанье – Тяжёло-звонкое скаканье По потрясённой мостовой. _________________________ Используется звукопись и аллитерация в данном отрывке при помощи звуков Р, СЖ, З


Слайд №8

Текст слайда: Этимология 10 Можно ли считать этимологически родственными слова: бедро – берцовая (кость)? Этимологически родственные Эти слова древнерусского происхождения. Бедрьце – берцо. В результате падения редуцированных гласных, упрощения ДР в Р и изменения под ударением Е в О.


Слайд №9

Текст слайда: Этимология 20 Можно ли считать этимологически родственными слова: пряник, пряный, пряжа, пряжка? Этимологически родственные пряник и пряный. Пряник образовалось от «пряный», а «пряный» от «пьпьръ» – перец. Пряжа и пряжка не этимологически родственные к этим словам. Пряжа от «прясть». Ж/СТ . Пряжка исконно русское, образовалось от пряжь – «застёжка, пряжка». Также родственными к этим словам являются слова «прячь» и «супруг».


Слайд №10

Текст слайда: Этимология 30 Можно ли считать этимологически родственными слова: век – веко – увечье - вечер? Этимологически родственные век и увечье. Век – первоначальное значение – сила, здоровье Увечье – приставка У – отрицательное значение придаёт. Этимологически родственные веко и вечер. Веко – буквально «покрышка» Вечер – буквально «закрывающий день». К/Ч


Слайд №11

Текст слайда: Этимология 40 Можно ли считать этимологически родственными слова: вор – врать – ворожить – врач – ворон – воронка - вороной? Вор – вьрати – «врать» Первичное значение «лгун, обманщик» Врать – врач – исконно русские. Вьрати «говорить» + ЧЬ Ворон – вороной – общеслав. Буквально «цвета воронова крыла» Ворожит от ворог- враг Таким образом этимологически родственными являются вор, врать, врач


Слайд №12

Текст слайда: Этимология 50 Можно ли считать этимологически родственными слова: ваять – вить - вития ? Ваять (общеслав.) от глагола «вить». Развитие значения шло таким образом: «заставлять виться» – «плести» – «лепить из глины» – «высекать из камня» Вития – поэт – тот, кто вьёт, плетёт стихи, стихоплёт


Слайд №13

Текст слайда: Этимология 50 Можно ли считать этимологически родственными слова: верста – вертеть – верстак – сверстник – вертел - время? Верста – от основы «вертеть» Первичное значение «оборот плуга», затем «расстояние от одного до другого поворота плуга» Вертеть – вертел – от основы «вертеть». Буквально «то, что вертят, когда жарят мясо» Время (старослав.) – первоначальное значение «возвращение, чередование дня и ночи». Сверстник – от верста, буквально «те, у кого вёрсты одинаковые» Верстак – от верстать – «делать, собирать»


Слайд №14

Текст слайда: Объясни фразеологизм 10 Объясните значение и происхождение крылатого выражения «не мечите бисер перед свиньями» Бесполезно говорить о вечных ценностях с теми, кто не способен ни понять, ни оценить этого. Из нагорной проповеди Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга ваши перед свиньями».


Слайд №15

Текст слайда: Объясни фразеологизм 20 Объясните значение и происхождение крылатого выражения «великий комбинатор» Мошенник, плут. Из романа Ильфа и Петрова «12 стульев».


Слайд №16

Текст слайда: Объясни фразеологизм 30 Объясните значение и происхождение фразеологизма Фома неверующий Человек, которого трудно заставить поверить во что-либо. Речь идёт про апостола Фому, когда ему рассказали о воскрешении распятого Христа, он сказал, что пока сам не увидит, не поверит.


Слайд №17

Текст слайда: Объясни фразеологизм 40 Объясните значение и происхождение фразеологизма умывать руки Отстраняться отчего-либо, снимать с себя ответственность. У некоторых древних народов судьи в знак своей беспристрастности совершали символический обряд: умывали руки.


Слайд №18

Текст слайда: Объясни фразеологизм 50 Объясните значение и происхождение фразеологизма хлеб насущный Средство, необходимое для существования. Выражение из молитвы: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».


Слайд №19

Текст слайда: Паронимы 10 Укажите различия в значении слов: главный - заглавный Главный – основной, ведущий Заглавный – одноимённый с заглавием


Слайд №20

Текст слайда: Паронимы 20 Составьте словосочетания со словами-паронимами: желанный - желательный Желанный гость – желательно сделать


Слайд №21

Текст слайда: Паронимы 30 Составьте словосочетания со словами-паронимами: косный - костный Косные взгляды – костный мозг


Слайд №22

Текст слайда: Паронимы 40 Составьте словосочетания со словами-паронимами: глиняный - глинистый Глиняный горшок – глинистая почва


Слайд №23

Текст слайда: Паронимы 50 Составьте словосочетания со словами-паронимами: абонент - абонемент Телефонный абонент – абонемент в театр


Скачать презентацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *