Презентация по философии на тему «Механизмы развития научного потенциала и эффективность их использования вузами Рособразования» скачать бесплатно

< >
Презентация по слайдам
Слайд №1

Текст слайда: Ежегодное собрание научно-педагогической общественности высшей школы Российской Федерации Механизмы развития научного потенциала и эффективность их использования вузами Рособразования Докладчик заместитель руководителя Федерального агентства по образованию доктор экономических наук, профессор Е.Я. Бутко 10 – 12 декабря 2009 года г. Санкт-Петербург


Слайд №2

Текст слайда: * Основные механизмы развития научного потенциала вузов Рособразования совершенствование деятельности аспирантур и докторантур; развитие материально-технической базы для проведения исследований; повышение результативности научных исследований и разработок; активизация участия в реализации федеральных и ведомственных целевых программ; развитие инновационной системы высшей школы.


Слайд №3

Текст слайда: Кадровый потенциал Подготовка кадров высшей научной квалификации Материально-техническая база проведения научных исследований Результативность научных исследований и разработок Научно-исследовательская деятельность студентов Финансирование научных исследований и разработок * Основные показатели научно-исследовательской деятельности вузов и научных организаций Рособразования


Слайд №4

Текст слайда: РОССТАТ. Работа аспирантуры и докторантуры за 2008 год. Том III, часть 1. Москва 2009 Статистический сборник. Научный потенциал вузов и научных организаций Федерального агентства по образованию 2008 Москва 2009 * Кадровый состав работников высшей научной квалификации вузов Рособразования (2008 год) и условия для развития научного потенциала Аспирантура и докторантура вузов Рособразования Аспирантуры 339 (Россия 1 529) Докторантуры 251 (Россия 593) Диссертационные советы 1 507 (Россия 3 316) Доктора наук 27 099 (2007/08 уч.год) Кандидаты наук 116 887 (2007/08 уч.год) Аспиранты 86 080 (Россия 147 674) очн. 55 157 (Россия очн. 95 704) Докторанты 3 125 (Россия 4 242)


Слайд №5

Текст слайда: Подготовка научных кадров за счет средств федерального бюджета 2004 2009 технические экономические педагогические физико-математические % * Аспирантура и докторантура вузов Рособразования Подготовка научных кадров по отраслям: техническая: аспирантов – 17 218, докторантов – 927; физико-математическая: аспирантов – 4 396, докторантов – 265; биологическая: аспирантов – 2 397, докторантов – 99; науки о Земле: аспирантов – 2 186, докторантов – 103; химическая: аспирантов – 1 685, докторантов – 102. Более 50% от всего контингента аспирантов и докторантов проходят подготовку, ориентированную на высокотехнологичные отрасли экономики.


Слайд №6

Текст слайда: Подготовка кадров для высокотехнологичных и оборонной отраслей промышленности * Аспирантура и докторантура вузов Рособразования Трудоустройство выпускников аспирантур По подготовке кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса 50 аспирантур Для подготовки кадров по направлению «нанотехнологии» 39 аспирантур От 20 до 60% Остаются работать в вузе От 10 до 30% Работают в других вузах


Слайд №7

Текст слайда: Снижение среднего возраста докторантов вузов Рособразования 42,8 лет 42,2 лет 41,8 лет 41,7 лет 41,4 лет 41,0 лет 40,7 лет 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 * Аспирантура и докторантура вузов Рособразования В 2009 году поддержаны предложения вузов по открытию 60 докторантур


Слайд №8

Текст слайда: * Высших учебных заведений - 345 Государственных научных учреждений - 18 В подведомственных вузах функционируют: 2081 проблемная научно-исследовательская лаборатория 133 технопарка 336 научно-исследовательских институтов 115 проектно-конструкторских и опытно-конструкторских бюро 220 инженерных центров 923 научных центра 409 научно-методических центра 213 экспериментально-опытных производств Развитие материально-технической базы для проведения исследований


Слайд №9

Текст слайда: * Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» Государственный университет - Высшая школа экономики Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева Московский авиационный институт (государственный технический университет) Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана Московский физико-технический институт (государственный университет) Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Новосибирский государственный университет Пермский государственный технический университет Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С. П. Королева Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова (технический университет) Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики Томский политехнический университет Национальные исследовательские университеты


Слайд №10

Текст слайда: * В 2008 году подведомственными вузами: получено: 5 138 патентов Российской Федерации; 25 зарубежных патентов; 5 801 заявка на объекты промышленной собственности; продано 244 лицензии (в т.ч. зарубежным организациям 6 лицензий), зарегистрировано в реестрах Роспатента 2 433 программы для ЭВМ и базы данных топологии и интегральных схем; издано и опубликовано: 12 859 монографий, 11 155 сборников научных трудов, 34 874 учебника и учебных пособия, 508 298 статей и тезисов к докладам. Результативность научных исследований и разработок


Слайд №11

Текст слайда: Участие студентов в научных исследованиях * Представлено работ в конкурсах на лучшую НИР 60 360 Количество работ, выигравших гранты 4 440 Количество работ, получивших медали, дипломы и грамоты 49 498 Опубликовано научных работ 147 556 Подано заявок на объекты интеллектуальной собственности 1 600 Получено охранных документов 1 209


Слайд №12

Текст слайда: Участие вузов в выставках, форумах, ярмарках * В 2008 году На выставках всех уровней представлено: 115 096 экспонатов в том числе: на международных выставках: 17 902 экспоната на выставках на базе вузов: 75 332 экспоната


Слайд №13

Текст слайда: Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы Цель Программы: создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы *


Слайд №14

Текст слайда: Мероприятие 1.2 Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук и кандидатов наук ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы * Мероприятие, состав группы (не менее) 2009 год Количество заявок Количество заключённых ГК Средняя стоимость проекта в год (млн. руб.) факт/план Участвуют в выполнении проектов 1.2.1 1 кандидат наук до 39 лет вкл., 2 аспиранта, 2 студента, руководитель - доктор наук 2 480 574 1,32 2,00 Доктора наук – 962 Кандидаты наук – 1 647 Аспиранты – 1 399 Студенты – 1 444 1.2.2 1 аспирант, 2 студента, руководитель - кандидат наук 1 929 573 0,96 1,50 Кандидаты наук – 1 401 Аспиранты – 945 Студенты – 1 261 Итого 4 409 1 147 Привлечено участников свыше 9 000 (по плану 5 000)


Слайд №15

Текст слайда: Мероприятие 1.3 Проведение научных исследований молодыми учеными - кандидатами наук и целевыми аспирантами в научно-образовательных центрах ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы * Мероприятие, состав группы 2009 год Количество заявок Количество заключённых ГК Средняя стоимость проекта в год (млн. руб.) факт/план Участвуют в выполнении проектов 1.3.1 Молодые учёные – кандидаты наук 1 014 347 0,63 1,00 Кандидаты наук – 623 Аспиранты – 313 Студенты – 298 1.3.2 Целевые аспиранты 813 471 0,36 0,50 Аспиранты – 631 Студенты – 307 Итого 1 827 818 Привлечено участников свыше 2 200 (по плану 800)


Слайд №16

Текст слайда: Распределение государственных контрактов по ведомственной принадлежности организаций-победителей ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы *


Слайд №17

Текст слайда: Мероприятие 2.2 Распределение участников олимпиад и конкурсов по Федеральным округам ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы * Результаты мероприятия   Итого Общее количество участников олимпиад (факт/план) 16 078 15 000


Слайд №18

Текст слайда: Мероприятие 2.4 Обеспечение развития системы научно-технического творчества молодёжи ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы * Школьный блок Студенческий блок Разработка и реализация программ развития научно-технического творчества обучающихся Разработка и реализация программ развития студенческих конструкторских бюро В 2009 году: оснащение 25 центров и станций юных техников станочным и компьютерным оборудованием; повышение квалификации 6 000 педагогических работников. оснащение 13 студенческих конструкторских бюро приборами и оборудованием


Слайд №19

Текст слайда: Мероприятие 2.5 Оснащение вузов современным специальным научно-технологическим оборудованием ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы * № Наименование вуза 1 «МАТИ» - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского 2 Московский физико-технический институт (государственный университет) 3 Санкт-Петербургский государственный морской технический университет 4 Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева 5 Южно-Уральский государственный университет 6 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева 7 Московский государственный институт электронной техники (технический университет) 8 Московский авиационный институт (государственный технический университет) 9 Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики 10 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана 11 Московский государственный технологический университет Станкин 12 Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" 13 Саровский государственный физико-технический институт


Слайд №20

Текст слайда: ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы Соотношение общего количества заявок и количества заявок-победителей по 14 национальным исследовательским университетам *


Слайд №21

Текст слайда: 20 лучших регионов по значению среднего количества проектов в рамках Программы, приходящихся на 1 вуз Рособразования ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы *


Слайд №22

Текст слайда: Распределение тематики научно-исследовательских проектов Программы по приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники Российской Федерации ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы *


Слайд №23

Текст слайда: Соответствие тематики научно-исследовательских проектов Программы приоритетам модернизации экономики и технологического развития ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы * Медицинские технологии 14,7% Информационные технологии 13,3% Энергоэффективность 9,1% Космические технологии и телекоммуникации 4,2% Ядерные технологии 4,2%


Слайд №24

Текст слайда: Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы» ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" * Цель Программы: создание в Российской Федерации современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии


Слайд №25

Текст слайда: Комплексы проектов Программы * ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" № Направления комплексов проектов/решаемые проблемы Проекты 1 Создание системы мониторинга и прогноза потребностей наноиндустрии в специалистах начального, среднего и высшего профессионального образования и специалистов высшей квалификации Мониторинг на основе статистики Прогноз на основе патентных исследований 2 Подготовка научно-педагогических кадров для НОЦ вузов - организация системы подготовки преподавательского состава, способного вести учебный процесс с учетом междисциплинарной направленности системы подготовки кадров для ННС Маршрутное обучение на базе сети НОЦ Ресурс «НАНООБР Междисциплинарное обучение», включающий 60 специализированных курсов www.nanoobr.ru 3 Разработка и апробация УМО и УМК нового поколения для подготовки кадров по программам среднего и высшего профессионального образования Учебно-методическое обеспечение УМК нового поколения 4 Обеспечение эффективности взаимодействия НОЦ в подготовке кадров и проведении научных исследований и создание информационно-аналитической инфраструктуры для НОЦ Удаленный доступ к исследовательским ресурсам и методическим материалам Поставка аппаратно-программных средств Создание программных средств 5 Формирование позитивного имиджа национальной нанотехнологической сети Олимпиады, конкурсы, семинары Газета «Поиск»


Слайд №26

Текст слайда: Удаленный доступ к уникальному оборудованию обеспечивает: ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" расширение круга потенциальных пользователей оборудования и методик исследования; широкопрофильную подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров для различных областей наноиндустрии за счет расширения спектра оборудования используемого при обучении. Виды работ и услуг, предоставляемых в режиме удалённого доступа: Образовательные услуги Научно-исследовательская работа Консультационные услуги Виртуальный эксперимент Реальный эксперимент без оператора (полный доступ) Реальный эксперимент с оператором Система удаленного доступа к уникальному научному оборудованию продемонстрирована на 11-ой Всероссийской выставке "Современная образовательная среда – 2009". *


Слайд №27

Текст слайда: Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» Задачи программы: привлечение к научно-исследовательской деятельности молодых ученых, аспирантов, студентов; получение новых знаний; внедрение результатов научной деятельности в образовательный процесс; повышение качества высшего профессионального образования. * АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)»


Слайд №28

Текст слайда: Результативность Программы в 2006 – 2008 годах * АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» 1 238 выполнено научных проектов; 14 196 человек приняли участие в научных исследованиях, из них 4 350 молодых учёных, докторантов, аспирантов, студентов


Слайд №29

Текст слайда: Состав участников Программы в 2009 году В рамках мероприятия 1 Программы 334 вуза выполняют 3801 научно-исследовательских работ В рамках мероприятий 2 и 3 Программы 253 вуза выполняют 1925 проектов * АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» Категория участников Общее число участников Доля от общего числа участников, % Всего участников 23 932 100 Всего молодых ученых, в том числе: 13 038 55 Доктора наук до 40 лет 220 1 Кандидаты наук до 35 лет 2 796 12 Докторанты 662 3 Аспиранты 4 192 18 Студенты 5 168 21


Слайд №30

Текст слайда: Соответствие проводимых исследований по Программе приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники Российской Федерации * АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)»


Слайд №31

Текст слайда: Распределение тематики проводимых исследований по приоритетам модернизации экономики и технологического развития Российской Федерации * АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)»


Слайд №32

Текст слайда: Развитие инновационной системы высшей школы Цель - поддержка малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере деятельности в системе высшей школы, создания и развития ключевых элементов инновационной инфраструктуры: * бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических, рекламно-выставочных, информационно-аналитических, студенческих инновационных центров, центров научно-технической экспертизы, центров трансфера (передачи) технологий, отделов по управлению интеллектуальной собственностью, консалтинга, маркетинга. Рособразованием разработана целевая программа ведомства «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере»


Слайд №33

Текст слайда: 1) проведен мониторинг вузов, подведомственных Рособразованию, по готовности создания хозяйственных обществ: 121 вуз подтвердил свою готовность создать 925 малых инновационных предприятий на 11 485 рабочих мест; 2) организована работа по внесению дополнений в уставы подведомственных вузов и научных учреждений: 244 вуза внесли изменения в свои уставы; 3) на базе 42-х подведомственных Рособразованию вузов уже создано 112 хозяйственных обществ на 846 рабочих мест; 4) организованы разработка и обсуждение проекта целевой программы ведомства «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере»; 5) разработаны и размещены на сайте Рособразования Методические рекомендации по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности и макет устава создаваемых хозяйственных обществ; 6) разрабатывается единая база данных Рособразования по интеллектуальной деятельности подведомственных вузов и анкета учета ее результатов. * Мероприятия Рособразования по реализации Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ:


Слайд №34

Текст слайда: Предложения вузов по повышению эффективности научно-исследовательской деятельности Ежегодное проведение вузами инвентаризации результатов НИР для выявления новых и перспективных разработок, для коммерциализации и внедрения в промышленность. Активизация участия вузов в ФЦП, в том числе программах Роснауки, международных научных проектах, а также работу по прямым договорам о создании научной продукции. Создание вузами технопарков, бизнес-инкубаторов, вовлечение в их работу студентов и аспирантов с целью подготовки высококвалифицированных специалистов. Внедрение в учебный процесс результатов научно-исследовательской деятельности в виде создания нового поколения учебных пособий, учебников, в том числе дистанционных и мультимедийных. Организацию работы по формированию студенческих научных групп при научно-исследовательских лабораториях (центрах), студенческих конструкторских бюро. Создание научными организациями на базе вузов лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность. Создание вузами на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс. Привлечение к учебному процессу ведущих ученых и представителей реального сектора экономики. Создание в вузах системы кадрового резерва. *


Слайд №35

Текст слайда: Спасибо за внимание! *


Скачать презентацию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector