Здоровьесберегающие технологии при проведении экзамена в школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области с углубленным изучением отдельных предметов»

Здоровьесберегающие технологии

при проведении экзамена в школе

подготовила

учитель физической культуры

Ивакина Елена Николаевна

п. Дубовое

2010

Здоровьесберегающие технологии

при проведении экзамена в школе

(рекомендации для учащихся и родителей).

Система модернизации образования требует от учителя инновационного подхода к здоровьеформирующей и обучающей деятельности. Использование здоровьерасберегающих технологий направлены на главную цель – это сохранение и укрепление здоровья школьников.

При комплексном подходе в школе решаются многие задачи, такие как:

  • Формирование у учащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни;

  • Организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительных мероприятий (гимнастика до занятий, физкультминутки, подвижные игры, игровые эстафеты, «Дни здоровья», «Дни пловца»)

В ходе каждого урока решаются оздоровительные задачи по укреплению здоровья учащихся. Даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.

Как бы школа ни старалась решить вопросы здоровьесбережения, не будет достигнуто 100% результата без совместной работы семьи и образовательного учреждения.

Успешно учиться в школе нелегко, для этого требуется много выдержки, упорства и, конечно, крепкое здоровье. А в период подготовки к итоговой аттестации экзамены и учебная деятельность создают дополнительную нагрузку и острый дефицит времени у учащихся. В эту пору возникает немало задач, от решения которых зависит здоровье детей, и главная задача – проследить и не допустить переутомления. Школе одной с этим не справиться: нужна огромная помощь родителей.

Что полезно знать родителям, чтобы сохранить здоровье детей в ответственный момент их жизни?

— Физическая культура содействует не только укреплению здоровья, она способствует развитию логического мышления, памяти, инициативы, воображения, привычки к самостоятельным действиям, а также воспитывает положительные моральные качества. В процессе игр, занятий гимнастикой, спортивных развлечений развиваются желания к совместным действиям, стремление к дружбе, взаимопомощи, прививаются навыки общения, воспитываются дисциплинированность, сдержанность и другие ценные качества.

Тем более что в период итоговой аттестации как никогда нужна собранность, твердое решение беречь каждую минуту.

Но значит ли это, что можно отказаться от утренней зарядки, прогулок, занятий спортом?

Нет, конечно, нет. Физическая культура жизненно необходима при нагрузках. Чтобы утолить естественный физический голод организма, нужно больше двигаться, гулять, не лениться, ходить пешком. И дома, и в школе всегда должно быть много света и свежего воздуха. Если чётко и разумно организовать учёбу, отдых, соблюдать твёрдый распорядок дня, включающий в себя все необходимые элементы физической культуры, никакие нагрузки не будут переутомлять. Именно в этом кроются резервы повышения работоспособности.

Всё в жизни нашего организма подчиняется строгому, размеренному ритму. Ритмично бьется сердце, ритмично работают лёгкие, ритмично должны чередоваться отдых, труд, еда, сон.

Человек обладает большим запасом прочности – долго может обходиться без сна, без пищи. Но и этот запас имеет свои границы. Существует предел выносливости нервной системы: если систематически переутомляться и не восстанавливать силы, неизбежен срыв, катастрофа. Хронические недосыпания вызывают истощение нервной системы, снижение продуктивности труда.

Тот, кто слишком много спит, пассивен, вял. Хороший отдых — это не просто прекращение деятельности, это подготовка к новой работе. Он не только снимает утомление и восстанавливает работоспособность, он повышает её, как бы тренирует организм, делает его способным выполнять большую, чем раньше нагрузку.

Ещё полвека назад великий русский физиолог И.М. Сеченов доказал, что отдых не должен сводиться к покою и что прекрасная его форма – смена занятий, переключение на другую деятельность. Дело в том, что центральная нервная система испытывает полезное возбуждение, получая новый освежающий поток импульсов. Раздражение одних нервных центров коры вызывает процесс торможения в других нервных центрах, а значит способствует более быстрому восстановлению сил.

Каковы же действия родителей? В период подготовки и проведения экзаменов очень важно, чтобы дома детей окружала атмосфера дружбы и взаимопонимания, так как ссоры в семье отрицательно сказываются на их нервной системе и в итоге на здоровье.

Как часто в житейской спешке и суете теряем мы свежесть и остроту чувств! Жалуемся на холодность и равнодушие близких людей, на отчуждённость подросших детей. С чего это начинается?

Может, с того, что мы, взрослые и дети, самые близкие люди, мало бываем вместе?

Совместные занятия физической культурой и спортом создают для этого большие возможности. Для внутрисемейных занятий полезны многие виды физических упражнений. Выполнение упражнений утренней гимнастики заряжает организм бодростью на весь день, и необходимо сделать её такой же привычной, как умывание или завтрак. А совместные занятия родителей и детей имеют большое воспитательное значение, устанавливают хороший климат в семье. Одно из наиболее простых занятий, доступных для семьи – оздоровительный бег. Бегайте на здоровье!

Какое раздолье для семейных занятий физической культурой в лесу, свежем воздухе. Как здорово дышать ароматом трав и цветов, слушать весёлые голоса птиц!

Рекомендуем воскресенье считать неприкосновенным днём. Этот день советуем проводить всем вместе за городом в кругу семьи, друзей, знакомых и называть его «Семейным днём», «Днём здоровья». После активного отдыха, как прекрасно ощутить прилив энергии и бодрости для дальнейшей творческой учебы и работы, и быть благодарными друг другу за проведённый вместе чудесный, полный радостных впечатлений день, превратившийся в маленький семейный праздник.

Комплекс упражнений для учащихся во время экзаменов.

Комплекс рекомендуется повторять каждые полтора часа. Упражнения не только полезны, но и удобны, поскольку невидимы для посторонних глаз. Сидя на стуле, за партой:

  1. выпрямиться, отвести плечи назад и, сильно напрягая мышцы спины, свести лопатки; задержаться в этом положении 4-6 секунд, затем полностью расслабиться и свободно подышать; повторить 3-5 раз;

  2. выпрямиться, сделать полный выдох, втягивая живот; задержаться в этом положении 1-2 секунды, повторить 6-8 раз;

  3. взяться обеими руками снизу за стул и попытаться приподнять себя; сохранять это положение 3-4 секунды, повторить 5-7 раз;

  4. сильно сократить ягодичные мышцы и за счет этого слегка приподняться, задержаться в этом положении 4-6 секунд, повторить 5-7 раз;

  5. сильно упереться ногами в пол, задержаться 10-12 секунд, после отдыха повторить 5-7 раз;

  6. положить руки на парту и сильно надавить на неё, сохранять напряжение 5-7 секунд, повторить 5 раз;

  7. расслабиться и сделать подряд 3-4 спокойных вдоха через нос, а затем столько же выдохов через рот, повторить 5-7 раз.

Рекомендуемая литература

  1. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М: 2001

  2. Матвеев А.П. Экзамен по физической культуре: Вопросы и ответы. – М.; Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

  3. Теория и методика спорта: Учебное пособие для УОР/ под общей редакцией Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. – М., 1997.

  4. Физическая культура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам. – СПБ.: Питер, 2004.

  5. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студентов вузов. Изд. 2-е, исправленное и доп. М., 2001

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *