Большакова Елена Николаевна
МБОУ «Гимназия №32» г. Нижнекамск Республика Татарстан
Учитель начальных классов
Занятие по внеурочной деятельности в 1-м классе по теме: «Путешествие в космос»
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Цели:
Познавательные и регулятивные умения: развитие зрительной памяти, внимания, мышления, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать и опровергать.
Личностные и коммуникативные умения: воспитание взаимопонимания, дружеского отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать, умение договариваться через организацию совместной деятельности (групповую работу).
Ход занятия
-
Введение в тему урока.
— Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
— Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, я предлагаю вам выполнить следующее задание: прочитайте слова, записанные на доске:
Звезда, буква, пример, планета, Солнце, минус, ударение, Луна, звук, сумма, плюс, Марс, слово.
— На какие группы можем разделить данные слова?
буква |
пример |
|
планета |
ударение |
минус |
Солнце |
звук |
сумма |
Луна |
слово |
плюс |
Марс |
|
|
— Каким словом мы объединим каждую группу? (Космос, обучение грамоте, математика).
— Как вы думаете, с какой из этих групп будет связано наше занятие? Почему?
— Чтобы наше занятие прошло интересно, мы отправимся в фантастическое космическое путешествие, в котором нас ждут интересные и увлекательные задания. Наша задача — расшифровать название звезды. После выполнения задания будет открываться 1 буква.
— На чём летают космонавты в космос? (На ракете). На одной ракете мы все не поместимся, разделимся на экипажи. В путешествии вы будете получать фишки за правильные ответы. Какая команда наберёт больше всего фишек, первая достигнет Земли.
— Как вы думаете, какими качествами должны обладать космонавты?
— Ваша победа зависит не только от ваших знаний, но и от того, как вы умеете слаженно и дружно работать в командах.
— Итак, чтобы полететь в космос, нужна ракета. Сейчас каждый экипаж сделает свою ракету и выберет своего капитана.
— А сейчас я предлагаю вам поприветствовать друг друга. Давайте поиграем в игру. 1 из вас кладёт руку на парту ладонью вниз и называет своё имя. Другой член команды кладёт свою руку на руку первого и так же называет своё имя. И так далее до последнего члена команды.
— Когда ваша команда будет готова к ответу, вы поднимаете руки вверх и берётесь за руки.
(Открывается буква Н).
-
Разминка
— Начнём предстартовую подготовку. Чтобы быть сильным и ловким, космонавты должны уметь прыгать с парашюта. Для этого нужно правильно ответить на вопросы разминки.
Кем (чем) они были раньше?
-
Цыплёнок — … (яйцом)
-
Лошадь -… (жеребёнком)
-
Корова — … (телёнком)
-
Дуб — … (жёлудем)
-
Рыба — … (икринкой)
-
Лёд — … (водой)
-
Мужчина — … (мальчиком)
(Открывается буква Р).
-
Развитие логического мышления
— Перед полётом нужно подкрепиться. В этом нам поможет задание №1 на с. 42
Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Укажи, какая рыба поймана раньше всех? (Щука)
— Раскрасьте эту рыбу. (Каждая команда по очереди называют свои ответы).
— Как вы выполнили это задание? Покажем на прямой.
— Кто же был прав?
(Открывается буква А).
-
Решение анаграмм
– Итак! Внимание! Взлёт!
И наша ракета помчалась вперёд!
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.
— Космос – это неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное, фантастическое. С чем мы встретимся? Ещё неизвестно. Главное в космосе дисциплина и правильная посадка. В иллюминаторе нашего корабля видна планета. Это планета Туманности. Почему она так названа? Её жители не могут справиться с заданием №5.
— Вам нужно отгадать зашифрованное слово.
Ответ: дождь – (идёт)
ствол — (стебель)
месяц – (июнь)
(Открывается буква Г).
-
Физ. минутка
— Ребята, а вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку, даже в полёте они находят время для спортивных упражнений. И мы с вами сейчас проведём физ. минутку, чтобы снять усталость.
Полетаем на ракете
На носочки тихо встанем
Потолок сейчас достанем.
Мы наклонимся вперёд
В правый бок и в левый бок.
А потом ещё присядем,
Встанем все и тихо сядем.
-
Логически – поисковое задание
— Пока мы отдыхали, на борт корабля поступили сигналы о помощи. Необходимо помочь 1 планете. На этой планете воздух непригоден для дыхания, кругом масса мелкой пыли. Что случилось? Оказывается, на планете поселился космический пират, он стал пиратом потому, что не может выполнить задание №7.
Бабочка, стрекоза и божья коровка сели на разные цветы: ромашку, колокольчик и василёк. Стрекоза села не на василёк, бабочка не на ромашку и не на василёк. Напиши названия цветов, на которые сели насекомые.
(Дети выполняют задание в группе, затем читают правильные ответы).
-Такие задачи удобнее всего решать с помощью таблицы:
бабочка |
стрекоза |
бож. коровка |
|
ромашка |
— |
+ |
— |
колокольчик |
+ |
— |
— |
василёк |
— |
— |
+ |
— Молодцы! Планету очистили от разной пыли и пират покинул эту планету.
(Открывается буква И).
-
Тренировка зрительной памяти
-По дороге нас застал метеоритный дождь. Но он нам не страшен. Для того, чтобы спастись от дождя, выполним задание: прочитать 3 раза слова, записанные на доске:
УТКА, ЛЕТО, САЛАТ, ТРАВА, ОСИНА.
— Постарайтесь их запомнить. Теперь я закрою слова, а вы попытайтесь ответить на мои вопросы:
-
Сколько букв в последнем слове? (5)
-
Какие 2 слова начинались с гласной буквы? (утка, осина)
-
Назовите слово, которое заканчивается на «о» (лето)
-
Сколько слов заканчивалось на «а»? (3)
-
Встречалась ли в словах буква «к»? (Да, в слове утка)
-
Было ли среди слов название дерева? (Да, осина)
(Открывается буква А).
-
«Магический квадрат»
– Космос – это дорога без конца. Но пора возвращаться домой. Надо брать курс на Землю. Для этого нужно выполнить вычисления. Найдите задание №6. Что это за фигура? Кто вспомнит, почему его так назвали? (В магическом квадрате надо расставить числа так, чтобы суммы чисел по всем направлениям были равными).
Ответ:
0 |
4 |
|
2 |
3 |
4 |
2 |
6 |
1 |
(Открывается буква Г).
-
Итог.
— Какую же звезду мы сегодня с вами открыли ? (Гагарин)
— О чём вам говорит эта фамилия?
— Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт нашей планеты. Почти 50 лет назад, 12 апреля 1961 года Гагарин облетел нашу Землю на космическом корабле «Восток» за 108 минут. Этот год объявлен в нашей стране годом космонавтики. Почему его называют звездой? (потому что он знаменитый, его знает весь мир). Если вы интересуетесь темой космоса, в интернете вы можете найти много интересного.
Из полёта возвратились
Мы на Землю приземлились.
–Какое задание больше всего понравилось?
— Какое было самое интересное?
— Самое трудное?
— Давайте подведём итог: какая команда набрала сегодня больше фишек.
— А сейчас, как обычно оцените свою работу на уроке: раскрасьте звёздочку в нужный цвет и отправьте её на небо.
— Мне сегодня очень понравилось, как вы работали в группах. Все молодцы. Спасибо за урок!