Внутренняя политика Александра I (первый период)

Внутренняя политика Александра I

(первый период)

Фаворская Лариса Николаевна

ГБОУ лицей № 344

Невского района Санкт-Петербург

Цели и задачи урока:

Образовательные:

— проанализировать попытку реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I;
— выяснить причинно-следственные связи между социально-политической ситуацией в стране и неудачами либеральных начинаний.

Развивающие:

— развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа.

Воспитательные:

создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

Оборудование. Задания для групповой работы.

В политике Александр тонок, как кончик булавки,

остер, как бритва, фальшив, как пена морская.

Шведский дипломат Лагербильке

I этап. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

II этап.

На этом уроке мы с вами разберём политику Александра I, М.М. Сперанского и подведём итоги этих мероприятий, а также проанализируем их. Работа на уроке будет строиться как индивидуально, парами, так и группами. Мы с вами будем составлять кластеры, работать с учебником, с раздаточным материалом, прослушаем сообщение, подготовленное учащимися, и в конце урока составим синквейн.

Итак, в 1801 г. русским царем стал Александр I, сын Павла I, вольно или невольно участвовавший в заговоре против отца, который закончился убийством Павла.
Он вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. А вот что он понимал под этими словами — счастливая страна? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?

Учащиеся формулируют важнейшие проблемы России

Среди выделенных целей царствования Александра I обязательно прозвучат и такие, как:

  • ликвидация последствий правления Павла I;

  • отмена крепостного права;

  • введение конституции;

  • усовершенствование государственного аппарата, создание парламента;

  • развитие образования в стране.

Учитель. С первых же дней молодой император взялся за государственные дела. Планов у молодого императора действительно много.
Еще в 1797 г. он писал: «
Когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем,… чтобы создать народное представительство, которое … составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я … удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества. И наслаждался бы им».
А.С. Пушкин об этом времени говорил так: «
Дней Александровых прекрасное начало…».
Что было осуществлено в ходе реформ, проведенных в 1801—1806 гг.?

Учитель делит класс на группы по два человека. Вновь организуется работа — сначала индивидуально, затем в группе — с материалами § 21.

Преобразования Александра I в 1801—1806 гг.

Ликвидация последствий правления Павла I
Возвращение репрессированных: Павлом I проведена амнистия 12 тыс. человек.
Открыты границы.
Разрешено ввозить товары и книги из Западной Европы.
Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам.
Решение крестьянского вопроса
1803 г. — Указ о вольных хлебопашцах.
1808, 1809 гг. — Указы, ограничивающие произвол помещиков: запрет продавать крестьян на ярмарках и пр.
1801 г. — право не дворян покупать землю.
Усовершенствование государственного строя России
1802 г. — Сенат — высший судебный орган.
Проведена реформа государственной власти:
1802—1811 гг. — созданы министерства, заменявшие коллегии.
Установлено единоначалие.

Учитель. Сравните планы и их конкретную реализацию. Какой вывод напрашивается из данного сравнения?
Учащиеся. Не удалось осуществить отмену крепостного права, введение конституции и парламента.  Возникает вопрос: почему царю, самодержцу российскому, не удалось осуществить задуманное?

III этап.

Учитель. Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав еще одну попытку царя провести реформы политического характера — ввести в России конституцию и парламент. Постараемся выяснить, почему так трудно шло осуществление реформ в России начала XIX в.
Первая попытка введения представительного органа в России связана с именем М.М.Сперанского.


Историческую справку — биографию М.М. Сперанского — сообщает один из учащихся.


Учитель: Я предлагаю вам проанализировать планы Сперанского по реформированию сословного строя России и государственного управления.

ЗАДАНИЯ ГРУППАМ

Группа 1

Ознакомьтесь с текстом учебника на с.250. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного строя России:

Группа 2

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 250-251. Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России.
2. Подготовьте и задайте группе 1 и 2 вопросы об изменении государственного строя России по проекту М.М. Сперанского.

Группа 3

Ознакомьтесь с текстом учебника на с.250-251. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:
а) организация государственной власти;
Подготовьте схему (на доске) и рассказ.

Предоставляем слово группам.

Учащиеся 1 группы: Мы проанализировали планы М.М. Сперанского. Смыслом намечаемых преобразований являлись введение в государственную жизнь гражданских и политических прав, прежде всего незыблемости права частной собственности, выборное начало в органах власти, некоторое ограничение самодержавной власти царя. Сутью проекта Сперанского, подготовленного к 1809 г., стала идея привлечения к участию в законодательстве, суде и управлении народных представителей на различных уровнях.

Учащиеся 2 группы: Проект Сперанского предполагал введение в стране широкого избирательного права. Участие в выборах крепостных крестьян и работных людей не планировалось, но и они оказывались под защитой закона.

Учащиеся 3 группы: схема на доске.

Император

Государственный совет

Законодательная власть исполнительная власть судебная власть

Государственная Дума Правительствующий Сенат Судебный сенат

(губернские, волостные думы) (волостные, окружные, (волостной, окружной,

губернские управления) губернский суды)

Вопросы учащихся:

      1. Кому принадлежала верховная власть в стране по проекту Сперанского М.М?

      2. . Что было бы, если принципы государственного устройства были приняты в России в начале XIX века?

      3. Как отреагировал Александр I на проект М.М. Сперанского?

      4. Как отреагировали сословия на проект Сперанского М.М.

В ходе рассуждений учащиеся делают вывод, что данный проект не устраивал дворянство, которое не хотело ни с кем делиться своими привилегиями.

Предлагаю вашему вниманию отрывок из воспоминаний Д.Н. Рунича:
«Даже самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная еще, в чем состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг перед плебеями. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим».

В этих условиях многое зависит от личности царя. Почему Александр I не проявил политическую волю и не довел дело до конца?
Александр I: особенности характера.

IV этап урока.

:Итак, с чем мы познакомились на сегодняшнем уроке? Что нового вы узнали?

Учащиеся перечисляют все мероприятия, которые желал осуществить Александр I, проекты данных мероприятий, отношение к ним сословий российского общества и причины свёртывания всех намеченных преобразований.

V этап. Заключение.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector