Внутренний мир русской избы

Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета

«Внутренний мир русской избы»

Александрова Наталья Викторовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 п. Победа, Республика Адыгея, учитель ИЗО, педагог-психолог.

Аннотация

Знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев своего народа необходимо для того, чтобы понять и объяснить многие моменты истории страны. Чтобы пробудить интерес к бытовой истории, натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое и настоящее. Посмотреть на себя, как на прямых потомков и наследников крестьянской России.

Эта содержательная информация чрезвычайно важна для формирования мировосприятия учащихся. Она позволяет по-новому взглянуть на внутреннее жилое пространство русской избы, на деревенский, бесхитростный, но мудро организованный быт, воспроизводящий в образной форме гармонию Великого космоса.

Введение

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Первоначально это были земляные дома (землянки), затем по мере развития человечества появились деревянные и каменные. Из истории России мы знаем, что уже в ХVI — XVII веках большинство зданий на Руси строилось из дерева.

Слово «изба» (а также его синонимы «ызба»,»истьба», «изъба», «истобка», «истопка») употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами «топить», «истопить». В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение.

Кроме того, у всех трех восточнославянских народов — белорусов, украинцев, русских — сохранялся термин «истопка» и обозначал опять-таки отапливаемое строение, будь то кладовая для зимнего хранения овощей или жилая изба крохотных размеров, но непременно с печью.

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу — обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым, и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными для строительства было место, где прежде хоронили людей, где раньше проходила дорога или стояла баня.

Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Русские предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили.

В крестьянских домах было, как правило, одно или два, реже три жилых помещения, соединенных сенями. Наиболее типичным для России был дом, состоящий из теплого, отапливаемого печью помещения и сеней. Их использовали для хозяйственных нужд и как своеобразный тамбур между холодом улицы и теплом избы.

Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана.

Внутреннее убранство русской избы

Особенно интересно в интерьере русской избы устройство печи. Её ставили в одном из углов, отступив, во избежание пожара, от стен. Небольшое пространство в углу между печью и стенами – запечье – использовалось для хозяйственных нужд. Угол, противоположный печи по диагонали, назывался красным. Печь была вторым по значению «центром святости» в доме — после красного, Божьего угла, — а может быть, даже и первым.

Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название «чулан» или «прилуб». Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.

С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым.

Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов.

Под окнами избы делались лавки, которые не принадлежали к мебели, но составляли часть пристройки здания и были прикреплены к стенам неподвижно. Короткая лавка — лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины. Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб.

Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю.

Лавка судная — лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков.

Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь — под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное — на лавке под полатями или на помосте около печи. Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын — по левую, третий — рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать.

Мебель и утварь

Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя наиболее ранние столы были глинобитными и неподвижными.

Покрывался стол скатертью. В крестьянской избе скатерти изготавливали из домотканины как простого полотняного переплетения, так и выполненной в технике бранного и многоремизного ткачества. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ пестряди, как правило с клеточным узором (расцветка самая разнообразная) или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кружевная прошва между двумя полотнищами, кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.

В русском быту различали следующие виды скамей: переметную, переносную и приставную. Скамья переметная — скамья с перекидной спинкой («переметом») служила для сидения и спанья.

Скамья переносная — скамья с четырьмя ножками или двумя глухими досками, по мере необходимости приставлялась к столу, использовалась для сидения. Если не хватало места для спанья, скамью можно было перенести и поставить вдоль лавки, чтобы увеличить пространство для дополнительной постели. Переносные скамьи являлись одной из древнейших форм мебели у русских.

Скамья приставная — скамья с двумя ножками, расположенные лишь на одном конце сиденья, другим концом такую скамью клали на лавку. Нередко такого типа скамьи изготавливали из цельного куска дерева таким образом, что ножками служили два корня дерева, обрубленные на определенной длине.

Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой приставляли другую лавку. На этих лавах клали постель, состоявшую из трех частей: пуховика или перины, изголовья и подушек.

Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие — длиной до 2 м и маленькие 50-60 см (укладки). Опорная часть решалась либо в виде невысоких ножек, либо в виде профильного плинта. Крышка была прямой или немного выпуклой. Иногда сундуки обивали со всех сторон звериной шкурой с коротким ворсом (лося, оленя). Укрепляли сундуки металлическими деталями, которые одновременно служили и украшениями. В металлических полосках делали прорезной орнамент, отчетливо выступающий на фоне покрашенного в яркий цвет (зеленого или красного) сундука. Затейливо украшали ручки, размещенные с боков сундука, личины замков и ключи. Замки делали со звоном, даже мелодией и хитрым способом замыкания и отмычки. Резьбой и росписью сундуки украшали и внутри, наиболее распространенной темой был растительный узор. Особенно богато и ярко расписывали свадебные сундуки. Высоко ценились сундуки из древесины кедра, специфический запах которой отпугивает моль.

Посуду ставили в поставцах: это были столбы с многочисленными полками между ними. На нижних полках, более широких, хранили массивную посуду, на верхние полки, более узкие, ставили мелкую посуду.

Главное украшение домов составляли иконы. Иконы ставились на полочку или открытый шкафчик называемый божницей. Она изготовлялась из дерева, нередко украшалась резьбой и росписью. Она располагалась всегда в красном углу избы. На божницу часто вешалась занавеска, закрывавшая иконы, или божник. Такого рода полочка или шкафчик были распространены во всех русских избах, так как, по мнению крестьян, иконы должны были стоять, а не висеть в углу избы. Божник представлял собой узкое, длинное полотнище домотканого холста, украшенное вдоль одной стороны и на концах вышивкой, тканым орнаментом, лентами, кружевом. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывали лики.

Фото. Рушники.

Для праздничного убранства избы использовались рушники- полотенца белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блестками, позументом, тесьмой, бахромой. В день свадьбы полотенце использовалось невестой в качестве фаты. Накинутое на голову, оно должно было предохранить ее от дурного глаза, порчи в самый ответственный момент ее жизни. Такая символика полотенца исключала использование его для вытирания рук, лица, пола. Для этой цели пользовались рукотерником, утиркой, утиральником и т.д.

В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долбленой, долбленой, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках

Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей.

Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, ее бережливости, уважения к семейным традициям. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи.

Для подачи на стол кушаний использовалась такая столовая утварь, как блюдо. Оно было обычно круглой или овальной формы, неглубоким, на невысоком поддоне, с широкими краями. В крестьянском быту были распространены главным образов деревянные блюда.

Для питья и приема пищи служила чаша. Деревянная чаша представляет собой сосуд полусферической формы на небольшом поддоне, иногда с рукоятями или кольцами вместо ручек, без крышки. Часто по краю чаши делали надпись.

Для питья различных напитков применяли кружку. Кружка — это цилиндрическая посуда разного объема с ручкой. Глиняные и выточенные из дерева кружки украшались росписью, а деревянные — резьбой, поверхность некоторых кружек покрывалась плетением из бересты. Их использовали в повседневном и праздничном обиходе, были они и предметом обрядовых действий.

Для питья хмельных напитков пользовались чаркой. Она представляет собой небольшой сосуд круглой формы, имеющий ножку и плоское дно, иногда могла быть ручка и крышка. Чарки обычно расписывались или украшались резьбой. Этот сосуд употреблялся как индивидуальная посуда для питья браги, пива, хмельного меда, а позднее — вина и водки в праздничные дни, так как пить разрешалось только по праздникам и подобного рода напитки были праздничным угощением для гостей. Пить было принято за здоровье других людей, а не за себя. Поднося гостю чарку вина, хозяин ждал от него ответной чарки.

Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными. Ложки украшались росписью или резьбой.

Ступы могут иметь различную форму и размеры, от неглубокой миски до высоких, более метра в высоту, ступ для размалывания зерна.

Традиционной утварью для русского застолья являлись ендовы, ковши, братины, скобкари. Ендовы не считались ценными предметами, которые необходимо выставлять на самое лучшее место в доме, как это, например, делалось с братиной или ковшами.

Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело — это предметы, связанные с очагом и печью.

Кочерга — это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.

С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти.

Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях.

Цеп (чеп, молотило) — примитивное орудие для обмолота, состоит из двух подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая часть, ударяющая по злакам.

Бочка (бачонок, кухвель, кухля) представляла собой деревянную емкость, выпуклой формы, применяемую для хранения воды и прочих сыпучих веществ. Традиционно она состояла из дубовых «клепок». Мастера старались, как можно надежнее, стянуть обручами сосновые, еловые, ольховые, кленовые и осиновые «клепки».

В начале прошлого века одни из лучших «бондарей» в нашей местности были мастера, проживавшие в окрестностях с. Литовня Апраксинской волости Севского уезда. Модернизированные бочки и бочонки используются в хозяйствах жителей нашего района до настоящего времени.

Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались кадки. Как правило, кадки были бондарной работы, т.е. делались из деревянных дощечек — клепок, стянутых обручами. они делались в форме усеченного конуса или цилиндра. они могли иметь три ножки, являвшиеся продолжением клепок. Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это делалось для того, чтобы соления и мочения всегда находились в рассоле, не всплывали на поверхность. Крышка берегла продукты от пыли. У кружка и крышки имелись небольшие ручки.

Плетухи, севалки и кошели были сами распространенными видами плетеной тары, которую применяли для доставки урожая на хранение, а также на рынки и базары. Основным материалом для этих целей служила речная ивовая лоза или верба, которая росла вдоль побережья рек, озер и других водоемов. В нашем крае художественное лозоплетение было развито слабо, поэтому заготовленные прутья после специальной «отмочки» в кипящей воде и очистки, чаще всего пускали на изготовление утилитарных предметов крестьянского быта.

Лукошком называлась открытая цилиндрическая емкость из луба, дно плоское, из деревянных досочек или коры. Делалось с ручкой-ложкой или без нее. Размеры лукошка определялись назначением.

В деревнях были свои гончары. Изготавливали вот такую глиняную посуду.

Кувшин (глечик, жбан) был одним из видов глиняной посуды, немного расширенной в нижней части, с прямыми стенками и высоким горлом, иногда с ручкой и носиком, который с давних пор применялся для хранения молока и молочных продуктов.

Коромысло —дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.

На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок — утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом, имеющим низкий венчик, круглым туловом, плавно сужающимся к донцу. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Держали скот: изготавливали масло, сметану. Масло получали при помощи маслобойки.

Вилы (рогачи, рагули, ямки, бармаки, бурмаки) предназначались, в основном, для укладывания в копы («капения») сена и соломы. Также при помощи них складывали в кучи навоз и на песчаных почвах выкапывали картофель. Следует отметить, что «рогачами» и «ямками» жители нашего края именовали также ухват, при помощи которого доставали горшки из печи. Название «рогачи» закрепилось за вилами от внешнего вида, напоминающего рога животных, «вилы» — от глагола «навивать», а «ямки» — от «имать», то есть «брать» или «отнимать».

Возможно, что в более древние времена «ямки» были не только орудием труда, но и предметом быта. Для копки и погрузки картофеля, а также других овощей применялись специальные железные вилы с тупыми, закругленными и расплюснутыми на концах зубьями.

Коса (касцы, литовка) была одним из древних и самых распространенных крестьянских орудий труда, применяемых при летних и осенних полевых работах. Обычно в нашей местности коса состояла из двух частей: железной рабочей части – «косицы» и деревянной ручки с выбранным «гнездышком» под пяточный выступ на широком конце, которую также называли «касье» или «держаки».

Серп-орудие труда для уборки зерновых культур.

Всю одежду крестьяне делали сами. Ее так и называли- домотканая. Льняные нити получали из волокна, содержащегося в стеблях этого растения. Стебли льна сначала долго вымачивали в воде. Когда наружная оболочка сгнивала, внутреннюю часть стебля сушили, а затем мяли и трепали во дворе, чтобы избавиться от ненужной части ствола.

Делали это при помощи специальных приспособлений- мялки и трепалки. После этого лен чесали гребнем с редкими и длинными зубьями. Постепенно получали льняную кудель- волокно для прядения нитей.

Пряли кудель вручную, использую прялку.

Прялка (самапрядка, самапрялка, санапрядка) по данным ряда этнографов прошлого века была двух видов: «лежак» и «стояк».

В прялке-«лежаке» или «самапрядке» «вьюшка» (катушка) с нитью была расположена по горизонтали, на одной линии с колесом. Такой вид прялки, по мнению ряда историков и этнографов, считается «более древним».

И прялка-«стояк» была более распространена в начале прошлого столетия, в которой катушка с нитью располагалась над колесом.. Прялки всех типов изготавливали из кленового дерева и состояли из различных частей.

Верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни была прялка. С детства, с 6-8 лет девочки в крестьянских семьях начинали готовить себе приданое к свадьбе: пряли нитки на прялке для того, чтобы потом наткать полотна для полотенец, рубах и сарафанов.

Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец- дочери. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Творческая фантазия не имела границ. Считалось: у кого самая красивая прялка, ту больше всех любит жених. Прялка была гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушке к внучке.

Долгими зимними вечерами женщины пряли пряжу, ткали полотно. Обычно они собирались в доме по несколько человек, пряли, пели песни, вели разговоры.

Обычно к весне прядение заканчивалось. Прялку откладывали и принимались за ткачество. Из сарая приносили ткацкий стан.

Из готового полотна шили одежду.

Одежду гладили при помощи рубеля. На круглые палки наматывалось полотно и при помощи рубчатого верхнего элемента, разглаживали полотно. Значительно позже появляется тяжелый железный утюг.

Пральник (валька, валек) применялся с давних времен для ручного обмолота зерна, в основном льна и конопли, Со второй половины прошлого века «пральники» в нашей местности стали применять только для стирки белья, а в сельском хозяйстве их также вытеснили молотилки.

На полу обычно лежали домотканые половики.

Таким образом, русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.

Заключение

Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем.

Изучая тему «Внутренние убранство русской избы», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.

Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.

В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков. Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках, в русских народных сказках

Знать историю народа, его быт необходимо, так как это часть истории, которую нельзя забывать. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в последние годы происходит переосмысление всего исторического наследия, переоценка всех духовно – нравственных ориентиров, рост национального самосознания и восстановление исторической и культурной памяти. Создаются новые ценности, на фоне еще сохранившихся старых. Этим обстоятельством, в первую очередь, обусловлена актуальность исследуемой проблемы. Знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев своего народа необходимо для того, чтобы понять и объяснить многие моменты истории страны. Чтобы пробудить интерес к бытовой истории, натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое и настоящее. Посмотреть на себя, как на прямых потомков и наследников крестьянской России.

Конечно, пожилое население сохраняет в домах часть старых вещей, но большинство, особенно молодое поколение, в том числе наши мамы и папы предпочитают обзаводиться современными вещами. К ним относятся современная мебель, аппаратура, всевозможные украшения для внутреннего убранства квартиры.

Разработка открытого урока

по изобразительному искусству на тему:

«Народное жилище. Единство конструкций и декора.»

Цели:

1. Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора.

2. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.

3. Развивать творческую и познавательную активность.

4. Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне).

5. Развивать умение работать в коллективе.

Оборудование и материалы:

1. Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема.

2. Шаблоны-развёртки для выполнения модели избушки (раздаточный материал).

3. Художественные материалы для выполнения эскиза, изготовления и росписи модели избушки.

4. Музыкальный эпиграф: колокольные звоны.

5. Схема-таблица с изображением русской избы.

ПЛАН УРОКА

1. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением.

2. Постановка художественной задачи.

3. Индивидуальная работа по изготовлению и росписи избушки по собственному эскизу.

4. Оформление коллективной композиции «Вот моя деревня» с использованием индивидуальных работ учащихся.

5. Подведение итогов и получение задания для подготовки к следующему уроку.

Х о д у р о к а

Музыкальный эпиграф.

Вводная беседа учителя.

Ребята! С давних времён голос колокола сопровождал весь жизненный путь человека. Он созывал новгородцев и псковичей на вече, предупреждал о появлении врагов и звал на бой. Случись где пожар, особый колокольный звон позовёт на помощь. Заблудился в непогоду в лесу – колокольный звон ведёт тебя к жилью.

О каком же событии в жизни человека рассказывают эти перезвоны?

14 октября – праздник Покрова Святой Богородицы. К этому дню увозились с полей последние снопы и складывались на риге, где уже шла молотьба, убирались овощи с огородов, заканчивалась вспашка зяби. Сёла наполнялись обычным в эту пору многолюдьем, с отходных промыслов возвращались домой сельские мастеровые. Достаток входил в каждый дом. С покрова наступало время весёлых игрищ и гуляний. Покров был непременной порой сельских свадеб.

Семьи на Руси были большие, патриархальные, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Скопом легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить. А если приходила необходимость раздела (изба становилась тесной для всех), отделяли младшего сына с молодой женой, старший продолжал род и принимал после отца семью. Младший создавал основы своего рода.

Знакомство с основными элементами жилища.

Новая жизнь – новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой черёд и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой – не будет тебе жилья в новом доме.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая из разрозненных частей на пустом месте что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

Как же представляли себе свой мир языческие славяне? Они делили его на три части: верхний мир – ПРАВЬ, мир добра и богов, где хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей – «хляби небесные». В хлябях небесных есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда улетают перелётные птицы, они же являются посланниками Правого мира. Средний мир – ЯВЬ, живой мир, мир людей и домашних животных. Нижний мир – НАВЬ, мир мёртвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. К покойникам на Руси относились двояко. Своих родных мёртвых уважали, называли «дедами», «предками», они покровительствовали и помогали всей семье.

Были и чужие мёртвые – «навьи души» — это иноплемённые души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, с дерева падших, убитых молнией, самоубийцы). Эти навьи души на «злых ветрах» прилетают в живой мир человека, неся смерть и болезни. Напасть на человека они могут везде и отовсюду.

Но есть у человека надёжная защита – его мир, его дом. «Мой дом – моя крепость», — говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение предавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинён особому ритуалу, корни которого – в преданиях наших далёких предков.

После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге(ведь под ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или — всего хуже – пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в «худом» месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить – и подавно!

После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освещал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг – замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матёрый камень-валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.

Русская изба:

1. Кровля.

2. Охлупень(конёк)

3. Причелина.

4. Полотенце.

5. Слуховое окно.

6. Красное окно.

7. Ставни(наличники).

8. Курица.

9. Сливень.

В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Порог – это граница между мирами, миром живых и миром мёртвых. Хозяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этот дом с добром.

Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть вездесущие навьи. Щели в оконцах, сквозняки, зимний холод, всё, что могло причинить болезнь, — всё это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проём – это не только»окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно.

Посмотрите, ребята, как красивы наличники на окнах русских домов, с какой любовью и мастерством они выполнены!

Показ слайдов.

Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жить под одной крышей – ходить под одним небом». Её завершал «охлупень», или «конёк».

Резная доска, закрывающая выход слег на фасад – причелина. Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего утреннего солнца; с правого края – вечернее заходящее солнце. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, — полотенце – полуденное солнце в зените.

Строительство дома завершено. Построенный на священной земле предков, освящённый специальным магическим обрядом, защищённый символикой солнца и небесных сил, находящийся под покровительством домового, дом готов принять новую семью и положить основу новому роду.

Постановка художественной задачи.

А теперь давайте посмотрим иллюстрации к сказкам – избы и терема. Решите, какой из них вы возьмёте за основу для своей объёмной модели из бумаги.

Кто-то выберет дом «трёх медведей», кто-то дом из сказки «Колобок», «Снегурочка», «Гуси-лебеди», а кто-то «избушку на курьих ножках» Бабы Яги. Выбирайте.

Практическое выполнение задания.

Работа над изготовлением модели своей избушки. При работе используются шаблоны, а вот декоративное решение выбирается детьми самостоятельно. Работа носит индивидуальный характер, но учитывая возрастные особенности, может выполняться в малых группах (2-3 человека).

Оформление коллективной композиции:

В конце урока, на заранее подготовленном учителем фоне (формат А1) ученики строят из своих избушек деревню. Придумывают ей название. Фоном можно выбрать лесную опушку, берег реки, зимний пейзаж и т.п.

Подведение итогов.

Готовые работы можно использовать для проведения экскурсии в начальных классах с рассказом о русском народном деревянном зодчестве.

Ресурсы

1. А. Терещенко Быт русского народа. М., 1997.

2. И.Е. Забелин. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900

3. М.Г. Рабинович. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988

4. М.Г. Рабинович. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978.

5. М.В. Короткова. Путешествие в историю русского быта.- М.: Дрофа, 2003.

6. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.

7. С.К. Шамбинаго, «Древнерусское жилище по былинам», Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. М., 1900

16

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *