Внеурочное занятие по ИЗО «Символ весны в детском творчестве»

Занятие по внеурочной деятельности

Тема «Символ весны в детском творчестве»

Цель: Продолжать знакомство детей с историей народной культуры, воспитывать уважение и любовь к добрым народным традициям, побуждать стремление изучать творчество талантливых предков нашего края, развивать творческое воображение и фантазию.

Задачи:

Познавательные: познакомить учащихся с историей народной культуры,

Обучающие: научиться создавать образ птицы-веснянки из соленого теста, художественно оформить и декорировать первый символ весны.

Развивающие: развивать творческое воображение и фантазию.

Воспитывающие: воспитывать уважение и любовь к добрым народным традициям,

Методы, используемые на уроке:

. словесный (рассказ о птицах- символах),

.объяснение последовательности работы, беседа с детьми);

· наглядный (показ картин, способов и приемов работы);

· практический (выполнение творческого задания)

Оборудование урока:

  1. Мультимедийный проектор;

  2. Презентация к занятию.

  3. Набор для выполнения творческого задания

а). материал для лепки (тесто, стеки, скалки).

б). бумага для эскиза, карандаши, гуашь, баночки для воды.

4. «Сказочное дерево» с жаворонками из теста.

5. Музыкальный диск « Соловьиная роща».

6. Подставки-фон для выставки работ.

Этапы урока:

1.Создание эмоционального настроя.

«Птицы- символы» (слайд №3-4)

2.Экскурс в историю славянской мифологии (слайд №6,7,8)

3.Галерея картин о птицах в творчестве русских художников.

4. Мастер класс: «Способы лепки из теста вестника-весны, жаворонка»

5.Творческая мастерская: «Создание образа птицы-веснянки»

6.Заключение: выставка работ, анализ образов птиц, подведение итогов занятия.

Ход занятия:

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся.

2) Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы занятия.

1).Вводная беседа:

Птица-образ, знакомый нам с детства.

  • Самая первая песенка, которую пела мама, ведя своим пальцем по ладошке малыша, имела такие слова: «Сорока-Ворона кашу варила…..»

  • Птица- первый признак весны.

Птица являлась неоднозначным символом и связана с важными аспектами жизни человека.

* Аист- рождение новой жизни;

* Голубь — человеческая душа;

*Лебедь-верность;

* Сова-мудрость

*С какой птицей мы сравниваем человека, если он обладает красивым голосом? Мы говорим: «Поет как …..».

*А если человек излишне разговорчив, то ему приклеивается ярлык птицы в черно- белом оперении.

2.Славянская мифология.

Много сказаний было сложено нашими далекими предками- славянами,

героями, которых были птицы, порой мифические, объединившие в своем облике черты реальных птиц.

Птицей счастья считалась у славян прекрасная птица-Сирин. Ее пение разгоняло тоску и печаль.

Птица — Гамаюн обладала пророческим даром, кому она являлась, открывались великие тайны.

3.Издревле художники обращались в творчестве к образу птицы, первые их изображения относятся к палеолиту.

*Русские художники делали птиц героями своих картин.

*Народные мастера не оставляли без внимания представителей этого вида фауны. Это и деревянные утицы хохломских мастеров, вышитые птицы на рушниках

и, конечно же, глиняные игрушки-свистульки.

В нашем районе живет замечательный художник и удивительный человек, восстановивший технологию обработки глины в нашем районе. Это Соловьев Владимир Петрович. Работая в детской школе искусств, он щедро делится опытом изготовления глиняных игрушек-свистулек с подрастающим поколением. (Слайд №16)

22 марта. Сегодняшний день наши далекие предки называли «Сороки или жаворонки». Этот день особенный потому, что день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить…

А еще наши предки верили

в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них…жаворонок…..(Слайд №10)

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету — красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек — «жаворонков», которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички:

Жаворонки прилетите

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зама нам надоела,

Весь хлеб у нас поела

4.Мастер-класс «Способы лепки из теста жаворонка». Сейчас, я покажу вам способ лепки жаворонка, которому научила меня моя бабушка. Вы научитесь и передадите свой опыт следующему поколению, очень хочется, чтобы эта добрая народная традиция продолжалась на нашей земле. Итак, смотрите внимательно!

1).Шарик теста раскатать в толстую лепешку.

2).В лепешке делается 4 надреза на равном расстоянии друг от друга, не доходящие до центра.

3). Берется ¼ часть лепешки, из которой вытягивается головка, оттягивается клюв.

4).С другого конца напротив головы находится хвост. Его мы выделяем несколькими коротенькими надрезам.

5).Теперь формируем крылья. Одно крыло поднимаем и укладываем поверх другого, крест накрест.

4)Затем оба крылышка надрезать более короткими разрезами.

5.Творческая мастерская:

Сегодня вам предстоит выполнение такой творческой работы — создание образа птицы- веснянки. Птицы, которая на своих крыльях несет солнце, свет, пробуждение природы, любовь. Такой птицы не существует в природе. Ее образ будет результатом вашего творческого воображения. В работе используем следующий материал: соленое тесто разного цвета, бусы, пуговицы, бисер.

Инструменты: фигурные ножницы, стеки, палочки.

Во время творческой работы звучит музыка «Соловьиная роща».

6.Выставка работ.

Подведение итогов занятия.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector