Внеклассное занятие «Обряды на Дону. Масленица»

Масленица

Масленица — один из самых любимых народных праз­дников.

Справляется он за семь недель до Пасхи и каждый год бывает в разные дни. Приходится он на период с конца февраля до начала марта. Чтобы праздновать Масленицу, надо узнать дату Пасхи. Отсчитать от нее назад семь не­дель. А восьмая неделя будет Масленицей.

Зима в народном сознании отождествлялась со смертью, с мраком. Потому проводам зимы и встрече весны прида­валось большое значение. Даже было убеждение, что не потешить Масленицу — значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить». Русская пословица гласит: «С себя все заложить, а Масленицу проводить».

Зажигая ритуальный огонь в честь набирающего силу солнца, люди стремились приблизить огонь к солнцу, чтобы соединить земной и небесный огонь, тем самым ускорить наступление долгожданной весны, тепла. Кост­ры должны были осветить как можно больше простран­ства, принести земле свет и тепло. В середину костра встав­ляли шест с укрепленным вверху зажженным колесом. Горящее колесо (или бочка) символизировали солнце. Солнце — непременный элемент всех земледельческих обрядов. Известно, что на кострах сжигали солому. Соло­ме в земледельческой обрядности тоже придавалась важ­ная роль, она непосредственно связана с зерном, хлебом. Отслужившую солому возвращали земле, чтобы она воз­родилась и принесла плоды. Костры часто жгли на ози­мом поле, а головешки и пепел разбрасывали по всему полю или зарывали в снег. Все это должно было содей­ствовать плодородию земли.

На масленичном костре сжигали Масленицу — соло­менное чучело, куклу в женском образе. Проводы-похо­роны Масленицы сопровождались пением, ритуальным смехом, шутовским действом. Смех должен был утвер­дить жизнь, весну, тепло. Это был оберег.

Каждый день Масленицы имел свое название, за каж­дым закреплены были определенные действия, правила поведения:

понедельник — «встреча»;

вторник — «заигрыш»;

среда— «лакомка», «разгул», «перелом»;

четверг — «разгуляй-четверток», «широкий»;

пятница— «тещины вечера», «тещины вечерки»;

суббота — «золовкины посиделки»;

воскресенье — «проводы», «прощеный день».

Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая; боярыня-матушка, госпожа Масленица». Масленицу назы­вали сырной и мясопустной. Это потому, что мяса на масле­ной неделе не ели, зато досыта ели сметану, масло, творог. Самое главное угощение на Масленицу — блины. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пекли из гречневой или пшеничной муки. Большие — во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавали разные приправы: сметану, яйца, икру, мед и др. Первыми блина­ми на Масленицу поминали усопших или отдавали нищим, чтобы они помянули. А уж потом начиналось веселье.

Пришла маслена неделя,

Была у кума на блинах.

У кума была сестрица,

Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть,

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Друг на друга поглядели,

Дали душеньке простор

И… блины-то все поели!

Так шутили и посмеивались сами над собой.

Одним из любимых развлечений на Масленицу явля­лось катание с ледяных горок на санях с бубенцами. Ка­тались на санках с естественных возвышенностей, со спус­ков к речке. Но чаще всего делались специальные горки с основанием из дерева и спуском из замороженного снега и льда. Каждый старался украсить свою горку получше, чтобы кататься на нее приходило больше народу, особен­но девушек. С горок катались на салазках, скамейках, подмороженных низких соломенных корзинках. Народ­ная фантазия в развлечениях и забавах была неистощи­ма. Бывало, что в санный поезд впрягали вместо лошадей ватагу ряженых.

Целую неделю все от мала до велика веселились. Люди как будто объединялись в одну большую казачью семью. В каждом доме салютовали из ружей и пистолетов. Дети стреляли из маленьких пушечек. У кого не было такой игрушки, делали самодельные устройства из трубчатых костей животных или камыша. Мальчики устраивали скачки наперегонки.

На Дону в эти дни устраивались показательные скачки и стрельбы. Приготовления к ним велись почти месяц. Молодежь днями не выходила из конюшен.

Для выполнения военных упражнений устанавливали мишень — пучок камыша. От нее отмеряли расстояние примерно в 200 саженей (426,72 м). С этого места всадни­ки должны были разгоняться, чтобы поразить цель на полном скаку. Первым выезжал почтенный казак. Он должен был стрелой мчаться к цели, достать короткое ружье и успеть при сближении поджечь камыш. За ним следовал молодой казак. Не достигая мишени, он спры­гивал с лошади и продолжал нестись рядом с ней, дер­жась за гриву. Одновременно с этим, он выхватывал из-за пояса пистолет и стрелял по мишени, а затем взлетал на коня и скакал дальше. Следующие за ним наездники перепрыгивали на лошадях через огонь. Особой популяр­ностью у казаков пользовались скачки на лошадях-одно­летках. В них участвовало ежедневно от 50 до 100 скаку­нов (при закладке Новочеркасска в 1805 году в скачках участвовало 500 лошадей). Трем лучшим наездникам по­лагались призы. Победитель получал коня с полным ком­плектом сбруи и большую серебряную кружку.

Устраивались и военные игры. Казаки делились на ва­таги и выбирали атаманов. С четверга до воскресного ве­чера проходили военные состязания. Каждая ватага дол­жна была показать свои умения выполнять военные при­емы, стрелять и метать дротики. До начала игр станич­ный атаман предупреждал о недопустимости хулиганства во время состязаний.

Дети, особенно мальчики, тоже устраивали состязания. Во время Масленицы во многих станицах дети и юноши сооружали снежные городки — царство зимы — с высо­кими башнями и стенами, для прочности облитыми во­дой. В середине городка ставился высокий, гладко остру­ганный столб с подвешенным на самой вершине призом. Такие городки брались «штурмом» в последний день Мас­леницы.

В последний день Масленицы вечером на общем ста­ничном сборе подводили итоги игр за большим столом с напитками и закусками. В этот же день на костре сжигали соломенное чучело. У костра собиралось много народу, было весело. Подбрасывая в огонь солому, дети выкрикивали:

Масленица, прощай!

А на тот год опять приезжай!

День заканчивался обрядом прощения. Все просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды. Говорили: «Прости, если в чем виноват перед тобой».

ОБРЯДЫ НА ДОНУ. МАСЛЕНИЦА

Цель: Познакомить с традициями проведения Масле­ницы на Дону, показать самобытность и неповторимое свое­образие народной культуры, обогатить духовный мир детей

Оборудование: казачьи костюмы, соломенное чучело, куклы-Масленички, большой рису­нок солнца, миски с блинами, плакаты с пословицами и поговорками про Масленицу для украшения зала, костер для сожжения чучела из соломы (устанавливается на улице), мешки для состязаний, ка­нат, две корзины и теннисные мячи.

(Сотники входят в зал, держат в руках чучело Мас­леницы.)

1-й сотник: Здравствуйте, гости дорогие!

2-й сотник: Маленькие и большие!

1-й сотник: Здравствуйте, ребятишки!

2-й сотник: Девчонки и мальчишки!

1-й сотник: Собрались мы сегодня зиму снежную про­вожать!

2-й сотник: А весну-красну к нам скорей зазывать!

1-й сотник: Становись в хоровод, знакомиться будем.

Проводится игра «Знакомство»

(Дети образуют два круга и двигаются под музыку в разных направлениях. Когда музыка умолкает, повора­чиваются друг к другу, кланяются и называют свое имя).

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Собрались мы сегодня отпраздновать самый веселый, самый разгульный праздник — Масленицу. Масленицу на Дону всегда ждали с нетерпением, готовились заранее, праздновали целую неделю и называли ее широкая, веселая, госпожа Масле­ница. Каждый день масленой недели имел свое название.

Понедельник — «встреча», в домах начинали печь бли­ны. Круглый горячий блин — символ солнца, он помо­жет своим жаром растопить снежные заносы.

Ходили друг к другу в гости. Приходя в гости, обяза­тельно дарили куклу — девочку-Масленичку (демонстра­ция). Ее помещали под образа. Считалось, что с ней в доме хозяев остается все хорошее, что пожелали гости.

Обычно в первый день Масленицы такую куклу дари­ли крестным матери и отцу. В остальные дни гости дари­ли куклу хозяевам. Чем больше «сидело» кукол перед образами, тем здоровее, богаче будут хозяева. Поэтому, девочки-подростки готовили этих кукол заранее.

У каждой казачки был свой собственный потаенный рецепт приготовления блинов. Блины пекли тонкие и лег­кие. Первый блин на Масленице не съедали, он был за упокой душ родительских. Его оставляли на слуховом оконце и говаривали: «Честные родители наши, вот для вашей души блинок!» Первые блины также отдавали ни­щим, чтобы те молились в церкви за упокой усопших родственников.

(Выходят две девочки с мисками, накрытыми поло­тенцами.)

1-я девочка (помешивая «тесто»):

Блины печь — дело сложное:

Затворю я квашню на донышке

Поставлю ее на столбышке,

Будет моя квашонка полным-полна,

Полным-полна, до краев ровна.

2-я девочка: Хороша опара уродилась! Пора блины из нее печь. А ну-ка, угадайте, на чем печь блины будем? (загадывает загадку)

Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях)

1-я девочка: А теперь угадайте, что я делать буду? (за­гадывает загадку)

На плешь маслом капну,

На плешивое место вылью,

Потом плешь обдеру и опять наведу. (Печь блины).

2-я девочка: Опару завели знатную, пышную. Пора бли­ны печь. А вам мы подарим рецепт приготовления бли­нов.

1-я девочка: Настоящими блинами считались те, кото­рые делались из гречневой муки. Взять два стакана греч­невой муки, два с половиной стакана молока, 30 граммов дрожжей, соль. Тесто для блинов поставить за 2—3 часа до того, как их подавать к столу. Муку развести в теплом молоке или воде с добавлением соли и дрожжей, разве­денных в небольшом количестве молока, и поставить в теплое место. Когда тесто поднимется, осторожно, не пе­ремешивая, печь блины на горячей сковородке, смазан­ной маслом. Блины подавать с растопленным маслом, сме­таной, икрой.

(Девочки уходят)

Ведущая: Вторник — «заигрыш». Казаки в лучших одеждах на лошадях готовились к состязаниям. Казач­ки в нарядных возках привозили жаровни для сохране­ния горящих углей и готовили угощение, чтобы покор­мить отважных наездников в перерывах между состяза­ниями.

Первым открывал игрища опытный в боевом ремесле казак. На полном скаку, бросив поводья у самой мишени, он выстрелом из ружья ловко поджигал камыш. Сле­дом стремглав летел молодой казак. На всем скаку, уме­ло соскочив с лошади, держась одной рукой за гриву ска­куна, другой он выхватывал из-за пояса пистолет и мет­ким выстрелом поражал цель. А следом уже скакали дру­гие казаки, перемахивая на конях через огонь.

Дети тоже устраивали состязания. Во время Маслени­цы во многих станицах дети и юноши сооружали снеж­ные городки с высокими башнями и стенами, облитыми водой. В середине городка ставился высокий, гладко ост­руганный столб с подвешенным на самой вершине при­зом. Такие городки брались «щтурмом» в последний день Масленицы.

1-й сотник:

А ну, ребята, кто блинов наелся,

Силушки богатырской набрался.

Выходи, покажись,

Силушкой померяйся.

2-й сотник:

Кто в мешке без остановки

Проскакать сумеет ловко?

1-й сотник:

Трудно проскакать без ног —

Ноги спрятаны в мешок!

2-й сотник:

Тот, кто прибежит быстрей,

Приз получит, ну, скорей!

Забавы юных казачат

Конкурс 1. Бег в мешках.

Конкурс 2, Меткий стрелок. Участвуют две команды мальчиков. По очереди игроки должны попасть мячом в корзину (если проводится в помещении) или снежками по мишени (если проводится на улице).

Конкурс 3. Перетягивание каната.

Конкурс 4. Толкание. Команды выстраиваются друг про­тив друга вдоль линии. По сигналу противники упирают­ся ладонями и пытаются столкнуть противника за линию.

Конкурс 5. По парам становятся спиной друг к другу, сцепляются локтями, присаживаются. Кто поднимет про­тивника, тот и победитель.

Ведущая: Аи да мальчики у нас! Молодцы-удальцы!

(Победители получают в подарок кукол-Масленичек).

Ведущая: Среду называли «лакомка», ходили в гости к теще на блины.

Четверг называли « разгуляй-четверток », « широкий ». Одним из любимых развлечений на Масленицу было ка­тание с ледяных горок на санях с бубенцами. Катались на санках с естественных возвышенностей, со спусков к реч­ке, но чаще всего делались специальные горки с основа­нием из дерева и спуском из замороженного снега и льда. Каждый старался украсить свою горку получше, чтобы кататься на нее приходило больше народу, особенно деву­шек. С горок катались на салазках, скамейках, подмороженных низких соломенных корзинках. Бывало, что в санный поезд впрягали вместо лошадей ватагу ряженых. Игры всегда сопровождались пением песен и частушек.

2-й сотник:

Эй, девчонки-хохотушки!

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

1-я девочка:

Все мы в городе живем,

Блины маслены жуем,

Мы частушек знаем много

И сейчас для вас споем.

2-я девочка:

Как на масленой неделе

Из трубы блины летели,

Ой, блиночки вы мои

Да подрумяненькие!

3-я девочка:

Эй, ребята-кавалеры!

Отодвиньтеся от нас.

Мой дружочек всех пониже,

Мне не видно из-за вас!

1-й ученик:

На окошке два цветочка

Голубой да аленький.

Казачок я боевой,

Хоть и ростом маленький.

2-й ученик:

Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка в тарантас.

Повезу свою подружку

Всем соседям на показ.

3-й ученик:

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху,

4-я девочка:

Ой, маманя, не перечь!

На печи не устеречь!

Всю трубу разворочу,

На гулянку укачу!

5-я девочка:

Как на масленой неделе

Со стола блины летели.

И сметана, и творог —

Все летело под порог!

Мальчики:

Девочки — беляночки,

Где вы набелились?

Девочки:

Мы вчера коров доили,

Молоком умылись.

Все вместе:

Хороши у нас частушки,

Хороши припевочки!

Веселитесь вместе с нами,

Мальчики и девочки!

1-й сотник. Кто это к нам в гости пришел? Да это Филя и Уля!

Сценка «Филя и Уля»

(Мальчик и девочка под музыку выходят на сцену)

Уля: Здорово, Филя!

Филя: Здорово, Уля!

Уля: Где ты был?

Филя: У матушки.

Уля: Что матушка в гостинец прислала?

Филя: Маслены блины.

Уля: А где же они?

Филя: Я их под лавку положил.

Уля: Экий ты, Филя, чудак.

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы их в печку положила. Ты бы пришел и поел.

(Под музыку расходятся и снова сходятся.)

Филя: Матушка прислала тебе сарафан.

У ля: А где же он?

Филя: А я его в печку положил.

У ля: Да почему в печку-то?

Филя: Так сама сказала!

У ля: Эх, Филя, Филя!

(Под музыку расходятся).

Ведущая: В пятницу и субботу устраивали посиделки.

Пятница — «тещины вечера». Зятья угощали своих тещ блинами.

Суббота — «золовкины посиделки», невестки пригла­шали родных в гости.

Воскресенье — прощеный день. Вечером выносили на станичную площадь столы и скамейки, устанавливали их в круг, ставили напитки и закуски. Устраивали проводы Масленице — на костре сжигали соломенное чучело, что­бы вместе с ним сгорели в огне все болезни и невзгоды. А вечером все просили друг у друга прощения за нанесен­ные в течение года обиды. Говорили: «Прости, если в чем виноват перед тобой».

Пора и нам прощаться с Масленицей.

(Сотники берут соломенное чучело)

1-й сотник:

Ты прощай, прощай, наша Масленица.

Ты прощай, прощай, наша широкая.

2-й сотник:

Ты пришла к нам с добром,

С сыром, с маслом, с блином.

1-й сотник:

Мы катались с горки от зари до зари,

А сегодня кончается наше веселье.

Вместе: Прощай, прощай, наша Масленица!

(Сотники несут Масленицу на улицу и сажают в приготовленный костер.) Все выходят следом, берутся за руки и ходят хороводом вокруг костра со словами: «Мас­леница, прощай! На тот год приезжай! Гори, гори, Масле­ница!»

Сотники с девочками угощают всех блинами. Празд­ник заканчивается.

Внеклассное занятие:

«Обряды на Дону. Масленица»

Подготовила

Черновол Алла Ивановна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №2

2011 г.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector