Внеклассное мероприятие по истории «Петр I перед судом истории»

Разработка Флигинской Лилии Ильясовны

учителя истории и обществознания

МАОУ СОШ № 110

г. Новокузнецк, 2011.

Внеклассное мероприятие по истории

«Петр I перед судом истории»

Цели и задачи: повторить и закрепить в памяти учащихся основные факты, имена, даты, события петровской эпохи; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять факты; формировать творческие начала, познавательный интерес к истории.

Оборудование: рисунки учащихся об эпохе Петра, костюмы, предметы обихода, весы.

Использованная литература:

  1. Н.Костомаров «Исторические монографии», М., 1989.

  2. А.Толстой, роман «Петр I».

  3. Е Федоров, роман «Каменный пояс».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

«Если спросить русского человека, какие периоды в истории России вызывают у него наибольшее чувство гордости, то 50% назовут эпоху Петра. Есть и такие, кто осуждал Петра, считая его деятельность «оскорбительной для чужого достоинства».

Для одних Петр был «отцом Отечества», для других – «царем — Антихристом».

Историки сломали немало копий, споря о царе – реформаторе. Давайте послушаем их мнение.

  1. ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В РОЛИ ИСТОРИКОВ.

Н.И.Павленко — «какую бы сферу деятельности мы не взяли, мы должны помнить, что это дворянский царь, отдавший все свои дарования укреплению государства дворян. Преобразования сопровождались ростом эксплуатации народных масс».

С.М.Соловьев – «он осознал, что его обязанность – вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации».

П.Н.Милюков – «он как — будто нарочно переходил от одной циничной выдумки к другой, еще более оскорбительной. Умышленно и систематически насиловал вкусы, убеждения, чтобы узнать, как много он сможет себе позволить, и, узнавая, что всё может».

УЧИТЕЛЬ: «Так кто же он – Петр?

Чудо или чудовище?»

Давайте попытаемся дать оценку деятельности Петра, выразить свое отношение к нему. Да свершится суд над Петром здесь и сейчас.

В судебном процессе участвуют: председатель, присяжные, прокурор, защита, эксперты, свидетели и подсудимый. Прошу судебное заседание считать открытым.

Присяжные задают вопросы Петру:

  1. Петр Алексеевич, где и когда вы родились, кто ваши родители, братья, сестры? (Петр отвечает на каждый вопрос).

  2. Чем вы занимались в детстве?

  3. С какой целью посылали к вам в Преображенское детей дворян?

Учитель : Во время следствия были обнаружены предметы, которые имеют отношение к Петру. Господа эксперты, обращаюсь с просьбой опознать их.

  1. Перстень.

  2. Знак «Деньги взяты».

  3. Мешочек с зубами.

  4. Табакерка.

  5. Башмак.

  6. Орех.

  7. Уголь.

  8. Красные чулки.

  9. Топор.

Идет опознание, учащиеся называют события, связанные с этими предметами.

Учитель: Подсудимый любил использовать в своей речи иностранные слова, значение многих нам не понятно. Прошу экспертов объяснить их. Виктория, конфуз, ассамблея, фискал, табель, кунсткамера, парадиз, хоромина, драгун, рекрут, реляция, парсуна, гистория, гренадер (слова написаны на доске).

Учитель: слово предоставляется Петру.

Петр: «Раньше его давали в Орде, сейчас могут навесить на любого из нас, а в 1702 г. его можно было купить в Москве за 3 копейки (ЯРЛЫК)» .

2. Однажды моим подданным пришлось праздновать Новый год дважды с интервалом в несколько месяцев. Почему это произошло?

3. Был ли мой дед последним из Рюриковичей?

За правильные ответы Петр награждает медалями.

Учитель: Слово имеет прокурор.

Прокурор: Петр Алексеевич, вы были очень жестоким человеком, вы сыграли печальную роль в судьбе многих людей. Эксперты, назовите их имена.

1). Крепкая здоровьем, тучная, круглолицая, с хорошими волосами, никогда не было замужем, не имела детей, не имела детей, но имела единственную страсть – страсть к власти. (Софья).

Выходит Софья, рассказывает о себе, обвиняя Петра в расправе над стрельцами и ею.

Прокурор выносит обвинения, присяжные бросают на одну чашу весов жетон. Защита берет слово для оправдания действий Петра. Присяжные соглашаются и бросают на другую чашу весов жетон. Прокурор продолжает вызывать свидетелей.

2). Это женщина небогатого боярского происхождения, воспитанная по старым обычаям, богомольна, в 16 лет выдана замуж за Петра. (Евдокия Лопухина).

Сценка гадания.

— Воробьиха, погадай мне!

— Ох, солнце красное, не умею я!

— Врешь, погадай, никому не скажу!

— Ох, девонька, за это нынче шкуру кнутом спускают. Ну да ладно, разве что на святой водице. Опусти колечко в блюдце, да гляди в него и думай затаённое. Отчего сомненья?

— Ох, Воробьиха, как вернулся из лавры, речей не слушает, будто я дурра последняя. Говорит мне: «Ты бы чего по гистории почитала, да по-немецки учила бы говорить».

— Да пыталась я. Ничего не понимаю. Жену-то, чай, и без книжек любят!

— Ну ты в колечко гляди. Видишь чего?

— Да будто лик чей-то.

— Женский?

— Будто женский.

— Она!

— Кто?

— Ну кто, кто. Про нее вся Москва шепчет, да сказать боится. Отпаивает его в немецкой слободе зельем любовным.

— Ах!

— Не всколыхивайся, касатка, помогу. Возьми иглу и повторяй за мной – «поди злая змея Анна сухотная да ломотная, поди не оглядывайся за Фафер гору, где солнце не всходит, где месяц не светит, роса не ложится. Поди в сыру землю, там тебе место пусто». Коли иглой в самое кольцо!

Прокурор дает справку о судьбе Евдокии, обвиняя Петра в ее судьбе.

Слово защите, экспертам.

Прокурор приглашает следующего свидетеля:

3) Этот человек беден духовно, рано сломился под гнетом печальных обстоятельств. Он был поставлен в трагическое положение выбора – быть на стороне матери, или на стороне отца. Всё, что любил отец, сделалось противно сыну (Алексей).

Сценка между Алексеем и батюшкой.

— Батюшка, Петр прислал письмо, велит мне стать наследником или быть монахом. Не дам ответ — как со злодеем грозит расправиться. Что делать?

— Постарайся, сын мой, постригайся в монахи, ведь клобук не прибит к голове гвоздём, можно его и снять. Когда иной дороги нет, иди в монастырь.

Учитель к экспертам: продолжите историю Алексея.

Дискуссия прокурора и его сторонников с защитой.

Прокурор приглашает следующего свидетеля.

Монолог крестьянина, который рассказывает о тяжелой судьбе крестьян в петровскую эпоху, строительстве Петербурга, работе на мануфактурах, рекрутских наборах.

Защита и эксперты защищают Петра. Защита представляет других свидетелей.

Демидов рассказывает о том, как он стал предпринимателем.

Меньшиков рассказывает как он из крестьянина превратился в «светлейшего князя».

Солдат-рекрут рассказывает, как был спасен Петром во время шторма.

Дискуссия мужде прокурором, защитой и экспертами.

Учитель: «Умер необыкновенный русский царь «то академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник.

Он всей объемлющей душой

На троне вечный был работник». (А.С.Пушкин).

Господа, прошу выразить сове последнее слово о Петре, какой он для вас, за что вы любите его или осуждаете.

Учащиеся высказывают свое мнение, могут спорить, доказывать.

Учитель: «На весь XVIII век и шире ложится одна гигантская тень Петра Великого, императора-роформатора. И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикой исторического развития – всё равно нельзя отрицать, что именно Петр стал создателем Новой России».

Слово для вердикта присяжным.

Подведение итогов работы учащихся на внеклассном мероприятии.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector