Внеклассное мероприятие по биологии «Мир вокруг нас»

Внеклассное мероприятие по биологии «Мир вокруг нас»

Цель: развитие логического мышления, памяти, познавательной

активности; воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения

товарищей, уметь серьезно подойти к каждому вопросу,

концентрировать внимание на нем; воспитание внимательного

слушателя и соблюдения правил поведения во время мероприятия.

Оформление: шары, осенние

листья.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТНИКОВ Команды формируются заранее.

Игроки садятся за стол. Выбирается капитан.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ

Ведущая:

Вы весёлые ребята,

И не любите скучать.

С удовольствием сегодня

Предлагаю в игру сыграть. ГОТОВЫ?

Проходит представление игроков зрителям.

1 команда

Мы собрались не зря,

Поскольку это начало октября.

Кто выиграет, для вас пока секрет,

Но игра на это даст ответ.

2 команда

Кто победит, кто проиграет,

Нас эта тайна донимает.

Мы желаем всем успеха,

Счастья, радости и смеха.

Ведущая: Приветствие жюри.

Вам и слава и почёт,

А мы любим точный счёт.

Итак, внимание! Начинается игра.

Вы готовы, детвора?

Игра состоит из пяти туров и пяти игровых пауз.

1 ТУР « ЗНАТОКИ»

1. Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы, в длину достигает 2

метров, весит до 120 кг. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично

бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от

мышей до обезьян), на домашних животных нападает редко. Имеет два

названия. Одно из них позаимствовала английская автомобильная фирма,

другое — фирма по производству спортивной одежды и обуви в США. Назовите

это животное.

ОТВЕТ: Ягуар, или пума.

2. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра

Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-

кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковые,

но вот посуда — разная. Из какого металла была изготовлена посуда для

офицеров?

ОТВЕТ: Серебро.

ИГРОВАЯ ПАУЗА № 1

Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.

1. Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой

представитель этого же семейства. (Хрен редьки не слаще).

2. Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).

3. На один из органов кровообращения не распространяется влияние

дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).

4. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно

постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми,

он все в лес смотрит)

5. Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат.

(Комар носу не подточит).

6. Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность

сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит).

7. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с

представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности

скрыться в направлении лесного массива. (Работа- не волк, в лес не

убежит).

8. Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая

сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба

с возу — кобыле легче).

9. При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь

навыки движения вокруг своей оси. (Хочешь жить — умей вертеться).

10.Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение

насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается

зажать в руке высохший злачный стебель. (Утопающий хватается за

соломинку).

2 тур «Станция ДА- НЕТ»

1 команда:

1. Анатомия — это наука, изучающая особенности внешнего и внутреннего

строения

человека. (ДА)

2. Гормоны — это специализированные клетки крови. (НЕТ)

3. Череп человека состоит из неподвижно сочлененных между собой костей.

(ДА)

4. Внутренняя среда организма образованна только тканевой

жидкостью. (НЕТ)

5. Нейрон основная структурная единица любого живого организма. (НЕТ)

6. Согласованную работу всех органов в организме регулирует нервная

система. (ДА)

7. Дендриты — это короткие сильно ветвящиеся отростки нейронов. (ДА)

8. Все кости скелета соединены друг с другом при помощи суставов. (НЕТ)

9. Жидкая часть клетки — это цитоплазма. (ДА)

2 команда:

10.Хромосомы — это носители наследственной информации. (ДА)

11.Кровь — это жидкая соединительная ткань. (ДА)

12.Гормоны вырабатываются нервной системой в организме. (НЕТ)

13.Головной мозг человека расположен в полости черепа. (ДА)

14.Инсулин — это гормон роста. (НЕТ)

15.В состав человека входит 600 костей и 210 видов мышц. (ДА)

16.Органические вещества придают костям прочность и твердость. (НЕТ)

17.Суставы — это подвижное соединение костей. (ДА)

18.Клетка основная структурная единица строения всех живых организмов.

(ДА)

За каждый правильный ответ — 1 балл.

ИГРОВАЯ ПАУЗА № 2 “ САМЫЙ…С АМЫЙ…” (поочереди)

1. Самое упрямое домашнее животное. (Осел).

2. Самое распространенное в России дерево. (Лиственница).

3. Самая большая змея. (Удав анаконда — 11м, 200кг)

4. Самая большая сухопутная ящерица. (Варан).

5. Неморская птица с самым большим размахом крыльев. (Кондор, 2,8 — 3м).

6. Самая крупная обезьяна.(Горилла).

7. Самая крупная ягода . (Тыква).

8. Кто является самым верным другом человека среди животных? (Собака).

9. Назовите самый первый способ передвижения, который осваивает

человек. (Ползание).

10.Назовите самую большую рыбу. (Гигантская или китовая акула).

11.Самое скоростное сухопутное животное. (Гепард, 110км1ч).

12.Самый хитрый зверь в русских народных сказках. (Лиса).

13.Животное с самыми большими ушами. (Слон).

14.Назовите самое простейшее животное, состоящее из одной клетки.

(Амеба).

15.Назовите самый популярный в Голландии цветок. ( Тюльпан).

16.Самое крупное из сегодня обитающих на Земле пресмыкающихся.

(Крокодил).

17.Самое крупное млекопитающее животное. (Синий кит).

18.Птица — обладатель самого большого в мире клюва. (Пеликан).

3 ТУР «ОБГОНЯЛКИ»

воп-

роса Вопрос Ответ

1- 1

ком

анд

а

Известно, что в жизни России

большую роль играет

картофель, во Франции –

виноград, в странах южной

Европы – олива. А какой плод,

если верить легендам, трижды

влиял на судьбы человечества

и в каких ситуациях?

Яблоко с древа познания, яблоко

раздора и яблоко, подсказавшее

Ньютону закон всемирного

тяготения.

2 – 2

команда

Почему гибель рыб в

аквариуме от недостатка

кислорода, растворенного в

воде, наиболее вероятна в

ночное время?

В ночное время водные растения

прекращают процесс

фотосинтеза, но продолжают

дышать, потребляя кислород. Это

может вызвать удушье у рыб.

3 — 1

команда

Как объяснить, что из 1/200

части тела гидры может быть

восстановлен целый

организм? Как называется это

свойство живых организмов?

Регенерация – происходит

благодаря делению

промежуточных клеток.

4 — 2

команда

Зачем паук-крестовик каждую

ночь заново плетет ловчую

сеть, даже если она остается

неповрежденной?

Паук регулярно плетет новую

паутину, прежде всего потому,

что ее нити утрачивают свою

клейкость из-за частичного

высыхания и приклеивания на

них всевозможной пыли.

5 — 1

команда

Какое растение сырым не

едят, а когда сварят, —

выбрасывают?

Лавр.

6- 2

команда

Назовите животное «парадокс

с птичьим клювом»

Утконос

ИГРОВАЯ ПАУЗА № 3 “ СЛАДКОЕЖКИ” -2 участника от команды с полным

конфет ртом поют песню «В лесу родилась елочка».

4 ТУР «Эрудит»

Скелет

Сердце Зубы

Щитовидная железа

Один участник команды, прочитав слово должен объяснить его команде, чтобы

они поняли, о чем идет речь. Объясняющий не должен называть самого слово и

однокоренных слов. Нарушение условий приводит к снятию данного слова.

Максимальное количество баллов за этот конкурс — 5 (по одному за каждое

слово). Возможно, ограничение времени на выполнение данного задания – 15

секунд.

ИГРОВАЯ ПАУЗА № 4 «Самый быстрый» —

по 2 участника от каждой команды на скорость съедают яблоки.

Побеждает та команда, которая вперед съест яблоко.

5 ТУР “Живая природа”

1. Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло весь

мир. Со вторым открытием люди борются до сих пор во всем мире. Вопрос:

назовите имя этого путешественника и два открытия, о которых знает весь мир.

(ответ: Колумб является первооткрывателем нового материка, но именно с его

экспедицией в Европу был завезен табак. С курением люди борются по сей

день.)

2. Согласно русской пословице, голову нужно держать в холоде. Вопрос: как,

согласно этой же пословице, нужно держать ноги и живот?

(ответ: Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Именно тогда ты

сможешь быстро принимать решения и трезво мыслить, быстро двигаться, и

точно не заработаешь простуду, если ноги содержишь в тепле. Именно эта

пословица была любимой у известного полководца А. Суворова.)

3. В черном ящике лежит ветка этого дерева. Многие народы, живущие на

территории России, почитали это дерево, как священное. По якутским

поверьям, на ветвях этого дерева живет Хозяйка Земли. А вот что поется в

русской песне об этом дереве:

Первое дело – мир освещать,

Второе дело – скрип утешать,

Третье дело – больных исцелять,

Четвертое дело – чистоту соблюдать.

Вопрос: Что лежит в черном ящике? Объясните, о чем говорится в песне.

(ответ: ветка березы. Люди освещали дома березовыми лучинками; дегтем из

березовой коры смазывали оси колес, чтобы они не скрипели; от болезней

почек, печени и легких помогает отвар березовых почек; полы мыли да

парились березовыми вениками)

4. Согласно древнегреческому мифу, бог света и искусств Аполлон полюбил

прекрасную нимфу Дафну. Но она в страхе стремилась скрыться от него. Когда

же у нее не осталось сил бежать, она превратилась в прекрасное дерево.

Опечаленный Аполлон воскликнул: “Пусть венок из твоей зелени украшает мою

голову, пусть никогда не вянут твои листья. Стой вечно зеленым!”

Вопрос: Появление какого растения объясняла эта легенда?

(ответ: так появился лавр благородный)/

Ведущий: ну. Что же, вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча.

Хочется сказать, что победителями в сегодняшней встрече стали все мы. Мы с

пользой и толком провели время, стали чуть ближе друг к другу и чуть-чуть

умнее. А ведь всегда большое складывается из малого, собирается из зернышек.

Одно из таких зернышек мы сегодня посадили глубоко в землю и скоро, очень

скоро оно даст проросток. Я благодарю всех, кто сегодня собрался на нашем

мероприятии, желаю вам новых знаний и новых достижений. До новых встреч,

друзья!

Учитель би

ологии: Латкина Мира Викторовна__

Внеклассное мероприятие по биологии

Урок – игра «Формула здоровья»

Цели мероприятия:

  • дать представление о том, что такое здоровый образ жизни;

  • заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни;

  • объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека, развитии общества.

Оборудование: тесты-опросники, доска со словами «Факторы здоровья», жетоны, таблицы «Вред курения», «Вред алкоголя», плакаты с пословицами и поговорками о здоровье.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в при­ветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека — самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!

Сегодня у нас необычный урок — сегодня мы вместе с вами поиграем и выведем формулу здоровья, от каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела.

На протяжении всей игры каждая команда может зарабатывать жетоны, а потом мы определим победителя.

Содержание.

Учитель. «Отп’ш теа тесит porto» (лат. — все свое ношу с собой) — сказал греческий философ Биант, подчеркивая, что главное богатство человека — он сам. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно с наиболь­шей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Еще в XIX в. немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здо­ровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него реши­тельно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия».

Но вернемся к самому началу. Прежде чем вывести формулу здоровья, давайте уточним, что же такое здоровье?

Учащиеся предлагают ответы (активным вручаются жетоны).

  1. До 1940 г. здоровьем подразумевалось отсутствие заболевания. Здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни. Для первого этапа характерно противо­поставление понятий «здоровье — болезнь».

  2. Второй этап трактовки здоровья связан с включением в его определение понятия внешней среды: здоровье — такое состояние ор­ганизма, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Здоровье — это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.

Учитель. Итак, приглашаются представители от каждой команды, которые хорошо разбираются в вопросах здоровья. Если отвечаете правильно, делаете шаг вперед, если неправильно — шаг назад.

Викторина

1. Согласны ли вы, что зарядка — источник бодрости и здоровья? (Да)

2. Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Нет)

3. Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (Нет)

4. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (Да)

5. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да)

6. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да)

7. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет)

8. Отказаться от курения легко? (Нет)

9. Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (Нет)

10. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? (Да)

11. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да)

12. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет)

13. Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (Да)

14. Правда ли, что ежедневно надо выпивать 2 стакана молока? (Да)

15. Правда ли, что ребенку достаточно спать ночью 8 часов? (Нет)

Учитель. Все, кто дал больше 5 правильных ответов, получают жетоны и садятся на место. А остальным прошу достать ладонями пол. Сцепите руки за спиной и присядьте несколько раз. Как можно назвать то, что мы с вами сейчас делаем?

Учащиеся. Разминка, физнагрузка, зарядка, одним сло­вом — активный образ жизни!

Учитель. Он способствует укреплению здоровья или нет? (Да)

На доске «Факторы здоровья» учитель записывает «активный образ жизни» в гра­фу положительных ответов.

Учитель. Поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел. А кто более один раз в году? А кто более 2 и более раз?

Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть! А ведь это неверная установка! Давайте изменим установку и запомним: что человеку естес­твенно быть здоровым! Ученые доказывают, что человек должен жить 150-200 лет! Так, например, древние греки (пеласги) считали, что умереть в 70 лет — это почти то же самое, что умереть в колыбели. Как свидетельствуют историки, продолжитель­ность жизни пеласгов составляла около 200 лет; при этом до конца своих дней они сохраняли жизненные силы и не седели.

Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10 % зависит от наследствен­ности, на 5 % — от работы медиков. Остальные 85 % в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

На продолжительность жизни людей влияют различные факторы — наследственность, окружающая среда, вредные привычки, образ жизни. Я вам сейчас предлагаю подсчитать, сколько лет отпущено вам природой, оценить ваши шансы на долголетие с помощью теста, составленного американскими медиками.

Мое здоровье и экология

Перед тобой тест, составленный американскими медиками. Попробуй посчитать, сколько лет тебе отпущено природой.

Тест

Средняя продолжительность жизни людей постоянно растет. Но каждого, естест­венно, интересуют его шансы на долголетие. Наверное, многое прояснит этот тест. Отвечай на вопросы совершенно искренне, а над некоторыми еще и поразмышляй. Возможно, тебе необходимо в чем-то изменить свой образ жизни. Возраст не имеет значения, Все равно – 14 тебе или 50. Но чем раньше ты откажешься от вред­ных привычек, тем лучше.

Итак, возьмем число 72. Из него нужно будет вычитать или прибавлять к нему набранные в результате твоих ответов очки.

  • Если ты мужчина, вычти из 72 цифру 3. Женщинам надо добавить к 72 цифру 4 (они живут в среднем на 7 лет больше, чем мужчины). Следовательно, у мужчин берется за основу средняя продолжительность их жизни — 69 лет, у женщин — 76.

  • Если ты живешь в городе с населением более 1 млн. человек, вычти 2 года.

  • Если живешь в населенном пункте с населением менее 10 тыс. человек, добавь 2 года.

  • Если ты планируешь в будущем заниматься умственным трудом, отними 3 года, если физическим — прибавь 3.

  • Если занимаешься спортом пять раз в неделю хотя бы по полчаса, прибавь 4 года, если два-три раза — прибавь 2 года.

  • Если в будущем ты собираешься вступить в брак, добавь 5 лет, если нет, то вычти по одному году за каждые 10 лет холостой жизни (начиная с 25-летнего возраста).

  • Если ты постоянно спишь больше 10 ч, вычти 4 гада, если по 7-8 ч, ничего не вычитай.

  • Если ты плохо спишь, отними 3 года. Накопившаяся усталость, как и слишком продол­жительный сон, — признак плохого кровообращения.

  • Если ты нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отними 3 года, если спокойный, уравновешенный — добавь 3 года.

  • Если ты счастлив, добавь 1 год, если несчастлив, отними 2 года.

  • Если собираешься получить среднее образование, добавь I год, если высшее — 2 года.

  • Если кто-нибудь из твоих бабушек и дедушек дожил до 85 лет, то добавь 2 года, если кто-то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта…), вычти 4 года.

  • Если кто-то из твоих родственников, не дожив до 50, скончался от рака, инфаркта и т.д., вычти 3 года.

  • Если ты выкуриваешь больше трех пачек сигарет в день, отними 8 лет, если 1 пачку — 6 лет, если меньше пачки — 3 года.

  • Если каждый день ты выпиваешь хоть каплю спиртного, вычти 1 год.

  • Если твой вес по сравнению с нормальным для твоего возраста и роста превышает на 20 кг, вычти 8 лет, если на 15—20, то —4 года, если на 5— 15кг— 2 года.

Число, которое получится в итоге, и есть тот возраст, до которого ты можешь до­жить. Как видишь, на продолжительность жизни влияют разные факторы. Важное место среди них занимает наследственность. Но очень многое зависит и лично от человека: от его привычек, образа жизни. Посмотри разные пункты теста. Убедись еще раз, что курение, алкоголь, агрессивное поведение, пассивный образ жизни и другие вредные факторы сокращают продолжительность жизни.

Влияет и окружающая среда. Не случайно в тесте есть вопрос о населенном пун­кте, в котором живет человек.

Попробуй найти в тесте факторы продолжительности жизни, зависящие от воли человека.

Учащиеся выполняют задания теста.

Учитель. Как бы банально это не звучало, но здоровье — основа для благополучной жизни и успешной карьеры. Во всех цивилизованных странах, где конкуренция очень велика, люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся его сохранить, начиная с юных лет.

Чтобы поддерживать высокий уровень работоспособности, японцы начинают за­каляться с 4 лет, т.к. большие умственные нагрузки требуют большой физической выносливости. Итак, один из факторов, положительно влияющих на здоровье, за­каливание.

Учитель делает соответствующую запись на доске «Факторы здоровья».

Учитель. Часто спрашивают: «Как закаляться, чтобы не простужаться?»

Кому-то уже удалось в этом деле добиться результата — они перестали бояться хо­лода и забыли о простудах. Но многие, несмотря на закаливание, снова заболевали и, естественно, закаливаться прекращали. Есть один простой способ закаливания. Он безопасен и доступен. Дело в том, что есть части тела, закаливая которые мож­но укреплять весь организм. Это, прежде всего, наши ноги, ступни. Начните с них. Надо хотя бы на несколько секунд выскакивать босиком на балкон. И сразу после этого надевать шерстяные носки, даже специально подогретые заранее. Через несколько дней вы почувствуете, что холод вам начинает нравиться, становится приятным, а простудных заболеваний нет и в помине.

Учитель. Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем — это уже стресс. Уроки — стресс. Дорога — стресс. Родители ругают… С друзьями пос­сорился… И так далее… Но нужно учиться избегать утомления, нервных стрессов, быть бодрым и работоспособным.

Попробуйте определить свое физическое состояние с помощью опросника. Внимательно прочтите каждое утверждение. Если ваше ощущение совпадает с его содержанием, в листке для ответов напротив соответствующего номера утвержде­ния поставьте ответ «да», в противном случае — «нет». Если затрудняетесь с выбором, поставь оба ответа.

Опросник.

1. Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком.

2. В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относил­ся (-лась) спокойно.

3. Я стал (а) вялым (ой) и безразличным (ой).

4. Мне трудно удержать в памяти дела, которые необходимо сделать сегодня.

5. В последнее время мне стало труднее учиться.

6. У меня ровный и спокойный характер.

7. Меня мучают боли в висках и во лбу.

8. У меня бывают приступы сердцебиения.

9. Мне трудно сосредоточиться на задании.

10. У меня иногда возникает ощущение тошноты.

11. У меня часто болит голова.

12. Моя учеба и увлечения мне перестали нравиться.

13. Я постоянно хочу спать днем.

14. Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер.

15. Мне нравится работать в коллективе.

16. Я с удовольствием прихожу в школу.

17. У меня чаще всего беспокойный сон.

18. Я все время чувствую себя усталым (ой).

Подсчитайте баллы

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

0

0

0

0

]

0

0

0

0

0

0

0

I

1

0

0

0

+

0

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

I

1

0

0

1

1

1

Если получилось более 6 баллов, это свидетельствует о наличии начальной формы хронического утомления.

Учитель. Тому, кто набрал более 6 баллов, стоит подумать о более рациональном режиме дня, о снижении нагрузок, возможно, о нормализации взаимоотношений со сверстниками, родителями. Если вы заработались или заучились до того, что чувс­твуете: «Все, больше не могу!»— нужно открыть кран и … помыть руки. Даже не по­мыть, а просто подержать их под прохладной или холодной водой. Конечно, лучше было бы выйти на свежий воздух, быстро походить или побегать, сделать несколько дыхательных упражнений. Но если такой возможности нет, выручит холодная вода, которая снимет и усталость, и нервное напряжение, и даже стрессовое состояние.

Жизнь иногда преподносит неприятные сюрпризы: настроение из-за этого не­важное, подавленное, порой отчаянное, а то и безнадежное. Естественно, это самым пагубным образом сказывается на здоровье. Что тут можно посоветовать? Главное — не зацикливайся на своих неприятностях! Вспоминай и о том хорошем, что пода­рила тебе жизнь.

Учитель записывает на доске «хорошее настроение».

Учитель. Один из способов быть счастливым, считают американцы, — проявлять физическую активность. Пока не совсем понятно, почему, но любая физическая активность доставляет здоровому человеку настоящее наслаждение. Академик И.С. Павлов назвал это «мышечной радостью». По мнению некоторых ученых, при физических усилиях в мозгу вырабатываются своего рода естественные наркотики, приводящие к эйфории. Для этого годятся бег, ходьба на лыжах, любые виды спорта, танца — все, что доступно. А на нашей доске появляется еще одна запись в графе положительных факторов — «спорт».

Учитель. Здоровье — не только личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни — это система поведения человека, включая физическую культуру, творчес­кую активность; высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу и природе. На человека воздействует социальная среда, в которой он живет — обще­ство в целом, семья, знакомые, сослуживцы. Это происходит на протяжении всей моей жизни. Малыши копируют взрослых, для подростков важно мнение сверстни­ков. Но влияние окружающих может быть не только положительным, но и отрица­тельным.

Учитель. К сожалению, физический, психический, моральный и экономический ущерб че­ловеку и обществу наносят пьянство, алкоголизм, наркомания и такая вредная при­вычка, как курение. Все эти пороки, к несчастью, сегодня широко распространены среди молодежи. Молодые люди порой и не осознают, какой вред может нанести это их здоровью.

А сейчас приглашаются по одному человеку от каждой команды для участия в конкурсе.

О пьянстве сложено немало пословиц и поговорок. Попробуйте объяснить, как вы понимаете их смысл.

Конкурс пословиц

1. Пьяному море по колено, а лужа по уши.

2. Что у трезвого на уме — у пьяного на языке.

3. С хмелем познаться — с честью расстаться.

4. Пить до дна — не видать добра.

Учитель предлагает дополнить список пословиц и поговорок участникам объеди­нений. Наиболее активные получают жетоны, а слово «алкоголь» записывает в гра­фу отрицательных факторов на доске.

Учитель. Всемирная организация здравоохранения в 1988 г. объявила 31 мая все­мирным днем без табака. Перед мировым сообществом была поставлена задача — добиться, чтобы в XXI веке проблема табакокурения исчезла. Отказаться от курения сложно, но возможно.

Учитель. Вопрос командам: какое влияние на организм человека оказывает курение?

Учащиеся отвечают, наиболее активные и давшие полные ответы получают жетоны.

После обсуждения вопроса учитель записывает «курение» в графу отрицательных факторов на доске.

Учитель. Одна из самых страшных бед нашего времени — употребление нарко­тических веществ. Наркомания, подобно раковой опухоли, развиваясь, задевает не только тело, но и душу. Чем позже распознается этот недуг, тем сложнее процесс лечения, который, к сожалению, не всегда приводит к полному выздоровлению.

Во всем мире отмечается парадоксальный факт: несмотря на все усилия в борьбе с наркотиками, осведомленность молодежи об истинных последствиях их употребле­ния снижается. Это отчасти связано с активным внедрением в сознание молодежи ряда мифов о наркотиках.

Каждая команда получила задание — разоблачить один из этих мифов.

Команда 1. Миф первый: «Попробуй — пробуют все».

Статистика показывает, что чаще жертвами подобной ложной аргументации ста­новятся подростки невысоких психологических устоев; конфликтные, склонные к мелкому воровству, лживости, с неуравновешенным характером.

Такие личности неспособны к целенаправленной деятельности, плохо успевают в школе. Они же впоследствии становятся распространителями наркотиков, что неизбежно, поскольку только таким путем они могут обеспечить себя деньгами на наркотики.

Команда № 2. Миф второй: «Попробуй — вредных последствий не будет». Это ложь. Пристрастие к некоторым наркотикам может возникнуть и после одного — двух приемов. Существуют индивидуальные различия в чувствительности орга­низма, и летальный исход возможен при первой же инъекции. В условиях подполь­ного кустарного производства наркотиков невозможно избавиться от вредных при­месей и точно дозировать вещество, что может привести к тяжелому отравлению.

Команда № 3. Миф третий: «Попробуй — если не понравится, прекратишь прием».

Многие убеждены, что особых проблем не будет, поскольку человек, обладающий определенной волей, в состоянии немедленно и бесповоротно бросить принимать наркотики. Но при употреблении любого вида наркотика, и «легкого» и «тяжело­го», прежде всего, страдает воля. Происходит то, что наркологи называют «энер­гетическим снижением»: ослабляются именно волевые качества личности, человек становится неспособным к продуктивной деятельности, часто прекращает учиться, бросает работу. В настоящее время медицина не в состоянии оказать эффективную помощь наркоманам, т.к. в ее арсенале нет реальных средств подавления психичес­кой зависимости.

Команда № 4. Миф четвертый о существовании «безвредных» наркотиков.

Безвредных легких наркотиков не существует! Не все наркотики вызывают физи­ческую зависимость, но все они пагубно влияют на личность. Психическая зависи­мость часто развивается даже при употреблении «легких» наркотиков: утрачивается интерес к происходящему в жизни, пропадает желание работать, учиться, человека перестает волновать то, как он выглядит.

Учитель. Каждый может стать объектов внимания «доброжелателя», который по­пытается привлечь к опаснейшему для человека «занятию». В этом случае каждый человек обязан быть готовым решительно отклонить такие попытки и помнить, что этот «добрый» приятель, как правило, преследует самые корыстные цели, жестоко используя неопытного.

Помните и о том, что некто из наркоманов не собирался продолжать прием нар­котиков, все хотели лишь попробовать, удовлетворить любопытство. А конец, как правило, трагичен: загублена человеческая судьба, сама жизнь!

Учитель записывает слово «наркомания» в графу отрицательных факторов на до­ске.

Учитель. Как сказал один из известных диетологов: «Одно только поколение пра­вильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столько ред­ким явлением, что на них будут смотреть, как на нечто необыкновенное». А молодо­му растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов. Каких, вы сейчас скажете сами.

Каждая команда на своем плакате должна перечислить продукты, необходи­мые для организма человека.

Команда, лучше справившаяся с этим заданием, получает жетоны.

Учитель. Вот мы и разобрали основные факторы, влияющие на здоровье. Какой же можно сделать вывод? Как закончить фразу «формула здоровья — это …?»

Будет здоровой наша страна или нет, зависит от нас с вами, от каждого из нас!!!

В конце урока подводятся итоги, выявляются наиболее активные участники, на­бравшие большое количество жетонов.

Домашнее задание.

Заполнить «Карту здоровья». В графе «Мои действия» запишите такие мероприя­тия, как, например, посещение врача в случае необходимости, соблюдение режима дня, советов врачей и родителей, занятия спортом, диета и др.

Подумайте еще раз, от каких недугов и вредных привычек вам хочется избавиться, чтобы быть здоровыми и достичь главных целей своей жизни и, конечно, быть краси­выми, стройными, внешне привлекательными.

«Карта здоровья»

Мои болезни, недостатки вне­шности, вредные привычки

Рекомендации врачей, специа­листов, родителей

Мои действия

Приложение 1.

Викторина

1. Согласны ли вы, что зарядка — источник бодрости и здоровья? (Да)

2. Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Нет)

3. Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (Нет)

4. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (Да)

5. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да)

6. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да)

7. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет)

8. Отказаться от курения легко? (Нет)

9. Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (Нет)

10. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? (Да)

11. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да)

12. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет)

13. Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (Да)

14. Правда ли, что ежедневно надо выпивать 2 стакана молока? (Да)

15. Правда ли, что ребенку достаточно спать ночью 8 часов? (Нет)

Приложение 2.

Тест: «Мое здоровье и экология»

Перед тобой тест, составленный американскими медиками. Попробуй посчитать, сколько лет тебе отпущено природой.

Средняя продолжительность жизни людей постоянно растет. Но каждого, естест­венно, интересуют его шансы на долголетие. Наверное, многое прояснит этот тест. Отвечай на вопросы совершенно искренне, а над некоторыми еще и поразмышляй. Возможно, тебе необходимо в чем-то изменить свой образ жизни. Возраст не имеет значения, Все равно – 14 тебе или 50. Но чем раньше ты откажешься от вред­ных привычек, тем лучше.

Итак, возьмем число 72. Из него нужно будет вычитать или прибавлять к нему набранные в результате твоих ответов очки.

  • Если ты мужчина, вычти из 72 цифру 3. Женщинам надо добавить к 72 цифру 4 (они живут в среднем на 7 лет больше, чем мужчины). Следовательно, у мужчин берется за основу средняя продолжительность их жизни — 69 лет, у женщин — 76.

  • Если ты живешь в городе с населением более 1 млн. человек, вычти 2 года.

  • Если живешь в населенном пункте с населением менее 10 тыс. человек, добавь 2 года.

  • Если ты планируешь в будущем заниматься умственным трудом, отними 3 года, если физическим — прибавь 3.

  • Если занимаешься спортом пять раз в неделю хотя бы по полчаса, прибавь 4 года, если два-три раза — прибавь 2 года.

  • Если в будущем ты собираешься вступить в брак, добавь 5 лет, если нет, то вычти по одному году за каждые 10 лет холостой жизни (начиная с 25-летнего возраста).

  • Если ты постоянно спишь больше 10 ч, вычти 4 гада, если по 7-8 ч, ничего не вычитай.

  • Если ты плохо спишь, отними 3 года. Накопившаяся усталость, как и слишком продол­жительный сон, — признак плохого кровообращения.

  • Если ты нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отними 3 года, если спокойный, уравновешенный — добавь 3 года.

  • Если ты счастлив, добавь 1 год, если несчастлив, отними 2 года.

  • Если собираешься получить среднее образование, добавь I год, если высшее — 2 года.

  • Если кто-нибудь из твоих бабушек и дедушек дожил до 85 лет, то добавь 2 года, если кто-то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта…), вычти 4 года.

  • Если кто-то из твоих родственников, не дожив до 50, скончался от рака, инфаркта и т.д., вычти 3 года.

  • Если ты выкуриваешь больше трех пачек сигарет в день, отними 8 лет, если 1 пачку — 6 лет, если меньше пачки — 3 года.

  • Если каждый день ты выпиваешь хоть каплю спиртного, вычти 1 год.

  • Если твой вес по сравнению с нормальным для твоего возраста и роста превышает на 20 кг, вычти 8 лет, если на 15—20, то —4 года, если на 5— 15кг— 2 года.

Число, которое получится в итоге, и есть тот возраст, до которого ты можешь до­жить.

Приложение 3.

Опросник.

1. Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком.

2. В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относил­ся (-лась) спокойно.

3. Я стал (а) вялым (ой) и безразличным (ой).

4. Мне трудно удержать в памяти дела, которые необходимо сделать сегодня.

5. В последнее время мне стало труднее учиться.

6. У меня ровный и спокойный характер.

7. Меня мучают боли в висках и во лбу.

8. У меня бывают приступы сердцебиения.

9. Мне трудно сосредоточиться на задании.

10. У меня иногда возникает ощущение тошноты.

11. У меня часто болит голова.

12. Моя учеба и увлечения мне перестали нравиться.

13. Я постоянно хочу спать днем.

14. Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер.

15. Мне нравится работать в коллективе.

16. Я с удовольствием прихожу в школу.

17. У меня чаще всего беспокойный сон.

18. Я все время чувствую себя усталым (ой).

Подсчитайте баллы

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

0

0

0

0

]

0

0

0

0

0

0

0

I

1

0

0

0

+

0

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

I

1

0

0

1

1

1

Если получилось более 6 баллов, это свидетельствует о наличии начальной формы хронического утомления.

Приложение 4.

Конкурс пословиц

1. Пьяному море по колено, а лужа по уши.

2. Что у трезвого на уме — у пьяного на языке.

3. С хмелем познаться — с честью расстаться.

4. Пить до дна — не видать добра.

Приложение 5.

Миф первый: «Попробуй — пробуют все».

Миф второй: «Попробуй — вредных последствий не будет».

Миф третий: «Попробуй — если не понравится, прекратишь прием».

Миф четвертый о существовании «безвредных» наркотиков.

Приложение 6.

Заполнить «Карту здоровья». В графе «Мои действия» запишите такие мероприя­тия, как, например, посещение врача в случае необходимости, соблюдение режима дня, советов врачей и родителей, занятия спортом, диета и др.

Подумайте еще раз, от каких недугов и вредных привычек вам хочется избавиться, чтобы быть здоровыми и достичь главных целей своей жизни и, конечно, быть краси­выми, стройными, внешне привлекательными.

«Карта здоровья»

Мои болезни, недостатки вне­шности, вредные привычки

Рекомендации врачей, специа­листов, родителей

Мои действия

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector