Орлова Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 19
г. Камышина Волгоградской области
Внеклассное мероприятие для 4 класса
Тема: Турнир «ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА»
Форма проведения: игра-соревнование
Цель проведения: обобщение изученного материала по литературному чтению, истории, культуре, искусству и быту Древнего Рима и Древней Греции.
Оформление: цветные квадраты для жребия, карточки с именами богов Древнего Рима и Древней Греции, карточки с мужскими и женскими именами, пришедшими из древнегреческого и древнеримского языков; карточки с названиями профессий; изображения древнегреческих и древнеримских статуй, монет.
Сценарий мероприятия
I. Вступительное слово.
Сегодня нам предстоит определить в конкурсном соревновании команду-победите-ля на лучшие знания по истории Древнего Рима и Древней Греции.
II. Жеребьёвка.
Капитаны команд, выбирая квадрат определённого цвета, выясняют, какое государ-ство будет представлять их команда:
– «Греки» – «Римляне»
III. Конкурсное соревнование:
Название конкурса |
Содержание |
балл |
||
1 |
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД (инсценирование)
|
Каждая команда рассказывает легенды о своём народе: |
1б |
|
«ГРЕКИ» (Мифы Древней Греции) Самым известным из греческой мифологии признан цикл о 12 подвигах Геракла. Один из его подвигов – сражение с Лерней-ской гидрой. Лернейская гидра, в греческой мифологии чудовищ-ная девятиголовая змея, жившая в Лернейском болоте на Пелопон-несе, считалась непобедимой, так как на месте отрубаемых голов у нее вырастали новые. Но Геракл убил Гидру, прижигая шеи обез-главленного чудовища горящей головней. Также Геракл спас Прометея. В греческой мифоло-гии Прометей – титан, похитив-ший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклёвывал его печень, отраставшую снова за ночь. Геракл освободил Прометея и убил орла. |
«РИМЛЯНЕ» (Легенда об основании Рима) Братья-близнецы Ромул и Рем, вскормленные волчицей, а позд-нее найдены и воспитаны пасту-хом. Они решили основать город в тех самых местах. Однако при строительстве города Ромул и Рем поссорились из-за того, кто будет первым царем города и в честь кого он будет назван, и в возник-шей драке между сторонниками одного и другого Рем был убит. По другой версии, Ромул вспахал на Палатинском холме ров, озна-чающий стены будущего города. Рем якобы в насмешку над братом перескочил через будущие стены и Ромул в гневе убил его, восклик-нув при этом: «Так да погибнет всякий, кто перескочит через мои стены». Так единственным властителем остался Ромул, и вновь основанный город получил названье от имени своего основателя. Датой основания Рима считается 21 апреля 754 (753) г. |
|||
2 |
ЗНАТОКИ РЕЛИГИИ
|
На доске: 1. Анубис 2. Артемида 3. Афродита 4. Венера 5. Диана 6. Зевс 7. Нептун 8. Посейдон 9. Хатор 10. Юпитер |
а) Команды выбирают карточки с именами богов из мифологии своего народа. |
4б |
б) Заполняют карточки, вписывая в окошки, чему покровительствовали боги. |
4б |
|||
в) Находят «лишних» богов. Из какой мифологии они пришли и чему покровительствовали? |
1б |
|||
|
а) Ответы: |
Греки: 2, 3, 6, 8. |
Римляне: 4, 5, 7, 10. |
4б |
|
б) Ответы: |
|
|
5б |
|
в) Ответы: |
в) «Лишние» боги (египетские): 1. Анубис – бог смерти. 2. Хатор – богиня любви. |
|
1б |
3 |
ИМЕНА |
На доске: 1. Андрей 2. Валерий 3. Виктор 4. Галина 5. Евгений 6. Елена 7. Максим 8. Марина |
а) Команды выбирают имена, пришедшие из языков того народа, за который выступает каждая команда. |
4б
|
б) Заполнение карточек «Значение имён». |
4б |
|||
|
а) Ответы: |
Греки: 1, 4, 5, 6. |
Римляне: 2, 3, 7, 8. |
|
|
б) Ответы: |
|
|
4б |
4 |
ОДЕЖДА |
На доске: 1. Тога 2. Хитон 3. Туника 4. Гиматий |
а) Команды выбирают одежду, принадлежащую каждому народу. |
2б |
б) Рассказ об одежде. |
2б |
|||
в) Дополнительный вопрос каждой команде. |
1б |
|||
|
а) Ответы: |
Греки: 2,4. |
Римляне: 1, 3. |
|
|
б) Ответы: Рассказ об одежде
|
Греки: Хитон – у древних греков имевшая вид сорочки мужская и женская нижняя одежда, которую шили из льняной ткани. Чтобы одежда не сползала с плеч, употреблялись завязки. Шейные и плечевые борты нередко обшивались узкой каймой. Мужские хитоны были короткие (до и выше колен), средние (до икр) и длинные – до пят. Длинные мужские хитоны служили одеждой богов, лиц преклонного возраста и знатных, а также праздничным нарядом; с V в. их носили лишь жрецы, флейтисты и управители колесниц. Гиматий – верхняя одежда древ-них греков, состоявшая из квадрат-ного или продолговатого четырех-угольного куска шерстяной ткани. Гиматий надевался иногда на голое тело, служа в таком случае единственным его прикрытием, но всего чаще носился поверх хлами-ды. Носили его смотря по желанию и сообразно времени года и состоянию погоды: то накидывался он на плечи подобно нынешней шали, то играл роль плаща, при чем края его соединялись один с другим у шеи с помощью особой застежки (фибулы); особенно любили греки надевать его таким образом: придерживая левой рукой на груди, перекидывали его через левое плечо назад и прикрывали им спину и всю правую сторону тела, не исключая плеча. В бедном классе общества одним и тем же гиматием пользовались как муж, так и жена, брат и сестра.
Простейший покрой хитона
|
Римляне: Тога была древнейшею одеждою римлян и состояла первоначально из плотного шерстяного покрова (tego = покрывать), которым, как передником, прикрывали тело с пояса до нижней части ног. Древнейшая туника была домашней и рабочей одеждой мужчин и женщин, а также единственною одеждой, в которой можно было являться в общественных местах или перед посторонними. Туника (tunica) — древнеримская нижняя одежда, вошедшая во всеобщее употребление с начала III в. до Рождества Христова. Мужская туника имела вид нижней рубахи простейшего покроя и была одинакового фасона с греческим хитоном: кусок материи, из которого складывалась туника, имел форму креста с широкой вертикальной и узкой горизонтальной полосой. Когда кусок был выкроен, его складывали по средней линии узкой полосы и по бокам сшивали, оставляя отверстия для рук и головы.
Туника
|
2б |
|
в) Ответы: |
Дополнительный вопрос каждой команде |
|
|
|
|
Греки: Что хотели показать мудрецы и учёные мужи, когда прятали кисти рук под складками одежды? (Что они не занимаются физической работой) |
Римляне: Что хотел показать римский гражданин, когда надевал тогу серого цвета? (Траур) |
1б |
5 |
КОНКУРС КАПИТАНОВ
|
|
3б |
|
|
Ответы: |
Греки: 1) Первые театры 2) С правой стороны, с запада 3) По Олимпийским играм (раз в 4 года) |
Римляне: 1) Гладиаторские бои 2) С левой стороны, с востока 3) От основания Рима (753г. до н.э.) |
|
6 |
КОНКУРС ЗНАТОКОВ |
Объясни смысл слов, называющих профессии людей: |
|
|
|
|
1) Археологи (раскопки) 2) Художники (рисование) 3) Нумизматы (коллекционирование монет)
|
Архитекторы (строительство) Реставраторы (восстановление) Этнографы (изучение традиций, культуры, одежды) |
3б |
7 |
ЭСТАФЕТА (одновременно работают 8 групп по 3 ученика) |
1 ГРУППА – АРХЕОЛОГИ Дети кисточками сметают песок с картинок, выбирая изображения предметов, которые принадлежат их народу и рассказывают о них. Предметы другой команды не «откапывать»! СТИЛЬ (лат. stilus, stylus, от греч. stylos — палочка), в древности и в средние века заостренный стержень из кости, металла или дерева, которым писали на восковых дощечках или на бересте. Есть «лишние» предметы: трон из Египта (6) и ковш из Древней Руси (2). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы: |
Греки: Стиль (3) Ложе богатого грека (5) Стул из мрамора (7)
|
Римляне: Стиль (1) Вилка (4) Складной табурет судьи из Рима (8) |
3б |
|
|
2 ГРУППА – РЕСТАВРАТОРЫ Восстанавливают форму сосуда. (Учитывать скорость и аккуратность) |
1б |
|
|
|
|||
|
|
3 ГРУППА – ХУДОЖНИКИ Покрывают рисунком сосуды – амфору и кратер. |
1б |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 ГРУППА – ЭТНОГРАФЫ Рассказывают о восстановленной посуде. |
1б
|
|
|
|
Амфора Амфора – большой сосуд с узким горлышком, заострён-ным дном и парой (для хра-нения жидкостей, особенно вина, обычно на ней отмечали надписью год разливки; позже стали использовать для хранения пепла). |
Кратер Кратер – сосуд (с рисунком-меркой) для смешивания вина с водой. |
|
|
|
5 ГРУППА – НУМИЗМАТЫ а) Определяют, какая из монет принадлежит их государству. |
1б |
|
|
Ответы: |
Греки:
|
Римляне:
|
|
|
|
б) Находят монету своего государства. |
|
|
|
|
|
1б |
|
|
|
Римская монета Рубль Петра I Тетрадрахма (серебро), Россия (серебряная монета), Греция |
|
|
|
|
6 ГРУППА — ИСКУССТВОВЕДЫ Определяют, кого изображают древние предметы искусства (статуи), раскладывая фотографии в заготовленные рамки (см. ниже) |
4б |
|
|
|
7 ГРУППА – МАТЕМАТИКИ Записывают числа арабскими цифрами и римскими цифрами. |
|
|
|
|
Греки:
|
Римляне:
|
5б |
|
|
8 ГРУППА – ИСТОРИКИ Проводят аукцион открытий: ЧТО ДАЛИ МИРУ? Игроки каждой команды поочерёдно отвечают на заданный вопрос. |
|
|
|
|
|
1б за каж-дый ответ |
IV. Подсчёт баллов.
Первые голосования были придуманы и проведены в Древней Греции. До сих пор организационные и политические вопросы решают этим способом. Пока идёт подсчёт баллов по итогам сегодняшнего соревнования, каждая команда проводит голосование за «Лучшего игрока» своей команды.
V. Определение команды-победителя.
VI. Определение игроков-победителей в голосовании.
VII. Награждение грамотами и призами.
Список источников:
ДРЕВНИЙ РИМ |
|
Голова Зевса – верховного бога Солнца. 1в. до н.э. Мрамор. Кирена. |
Юпитер – верховный бог Солнца 1в. до н.э. Мрамор. Эрмитаж. |
Гера – богиня брака (жена Зевса) Древнее изображение |
Юнона – богиня брака (жена Юпитера) Мрамор.2 половина 2 в. до н.э. Ватикан |
ИЗОБРАЖЕНИЯ БОГОВ
ДРЕВНИЙ РИМ |
|
Артемида Эфесская – богиня охоты и природы. Полимастос (многогрудая) 3-2в. до н. э. Мрамор. Музей Неаполя |
Диана-охотница 4в. до н. э. Мрамор. Лувр. Париж |
Голова Гермеса – бога торговли. Терракотовая статуя около 500 лет до н.э. |
Меркурий – бог торговли. Бронза. 1564г. Музей Болоньи. |