Внеклассное мероприятие для 5 класса «или право имею?»

Внеклассное мероприятие для 5 класса

«или право имею?»

Автор: Конева Надежда Александровна, учитель математики ВКК МОУ СОШ №4 г. Борисоглебска Воронежской области.

Цель: познакомить ребят с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, закреплённые в Конвекции о правах ребёнка, научить применять их в жизни.

Задачи:

— через призму викторины, сказок, юмористических стихов познакомить ребят с некоторыми статьями закона РФ, УК РФ;

— познакомить учащихся с историей образования правовых документов, с «Конвенцией ООН по правам ребёнка»;

— развивать кругозор детей, правовое мышление и речь;

— на примере сказочных героев показать нарушение прав человека, обратить внимание на обязанности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска , компьютер, презентация, листочки цветной бумаги, шариковые ручки, чтобы написать самим свои права и обязанности по итогам классного часа.

Ход мероприятия:

І. Вступление.

Дорогие ребята! Дорогие гости! Уважаемые родители! Сегодня мы все намного волнуемся. Ведь у нас необычный день — наша первая встреча. Вы простились с начальной ступенькой вашей школьной жизни. Кажется, совсем недавно вы пришли в первый класс — маленькими, робкими и неумелыми. Незаметно пролетели четыре года. Всё это время вы поднимались первыми, самыми трудными ступеньками знаний, вы многому научились, прочли немало книг, провели немало интересных праздников. Учились жить по правилам нашего родного школьного дома. Не одну тетрадку исписали вы за время учёбы и еще совсем недавно читали стихи и пели песни, прощаясь с начальной школой. Сегодня вы – пятиклассники! И не просто пятиклассники – ученики средней школы. Очень бы хотелось, чтобы учи­тельница (имя), которая была вместе с вами все четыре года, могла радо­ваться вашим успехам и гордиться тем, что ее ребята продолжают начатые тра­диции. Вы многое уже умеете, многому научились в начальной школе. .И главное – подружились.

А дружный класс живет интересно, ладно, весело. Давайте совместно с вами, ребята, определим, что среди друзей мо­жет быть разрешено, а что должно быть запрещено, т.е. поговорим сегодня о ваших правах и обязанностях. Посвятим нашу первую встречу теме, о которой будут говорить сегодня в каждом классе нашей школы.

Ребята! В какой стране мы живём? (в РФ) Символы страны. (слайд 2)

Но ещё мы живём в правовой стране. Право — это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности.

В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трёх лет, попадают в специальные интернаты, 348 тыс. семей состоят на учете в ОДН. (слайд 3)

I I. Хронология.

Это ещё раз подтверждает необходимость получения детьми, да и родителями, знаний в области прав ребёнка.

А Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества. Итак, краткая хронология: (слайд 4)

1924 г. Лига Наций принимает Женевскую декларацию прав ребёнка.

1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребёнка, в которой провозглашает социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступает к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Эта работа продолжается 10 лет.

1989 г. (20 ноября) Конвенция о правах ребёнка принимается Генеральной Ассамблеей ООН.

И 1октября 2010 года у Конвенции юбилейный год. Исполняется 20 лет с момента её ратификации и вступления в силу.

В каком году это произошло?

В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребёнок полноправный член общества, а не собственность своих родителей или лиц, их заменяющих. Права детей в прошлом рассматривались лишь в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговле детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации.

Декларация признала, что для полного и гармоничного развития ребёнку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что каждый ребёнок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, свободы, достоинства, терпимости, равенства и солидарности. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. (слайд 5)

Но декларация – это ещё не закон. Законом называется документ, который защищает наши права.

Таким законом стала Конвенция.(слайд 6) , в которой сформулированы основные права ребёнка:

  • право на жизнь;

  • на гражданство;

  • на образование;

  • на отдых;

  • на заботу родителей;

  • на защиту от физического и психического насилия;

  • на развитие личных талантов, умственных и физических способностей;

  • сохранение своей индивидуальности;

  • на общение, которое развивает достоинство и значимость личности. (слайд 7)

III. Беседа.

Кто же больше всего нуждается в защите своих прав? (слайд 8). Это, прежде всего, слабые:

— старики и дети-инвалиды,

— больные и сироты.

— бездомные и безнадзорные дети;

— дети с физическими и психическими недостатками;

— дети –жертвы насилия; вооруженных конфликтов;

— дети – жертвы техногенных и экологических катастроф, конфликтов, стихийных бедствий. (слайд 7)

А какие права ребёнка вам знакомы? (ученики отвечают, предполагают, рассказывают) (слайды 9 — 12)

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на индивидуальность.

Право на жилище.

Право на специальную охрану и защиту.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

I V. Нарушения прав и наказания (Знакомство со статьями УК РФ в стихах за нарушение чьих-то прав) (слайды 13 — 16), которые позволяют понять, что за каждое нарушение права неизменно следует наказание.

Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается. (народная мудрость). (слайд 13)

Мальчик витрину разбил в магазине:

Утюг подарить он хотел тёте Зине.

Но тётя не рада подарку такому:

В милицию мальчик поедет из дома.

(Комментарий: Грабёж, то есть открытое хищение чужого имущества, — наказывается исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 4-х лет (ст161 УК РФ))

Маленький мальчик звонил по «ноль-два».

Про бомбу в школе поведал сперва.

Милиция быстро нашла пацана-

Штраф двести тысяч – вот шутки цена.

(Комментарий: Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге ,– наказывается штрафом в размере до 200 тысяч руб. , либо лишением свободы на срок до 3-х лет (ст. 207 УК РФ) )

Подарили Женечке фотоаппарат,

Стать папарацци он очень был рад.

Творческих порывов не оценил сосед,

За шантаж мальчишке дали пару лет.

(Комментарий: Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества, или совершение других действий имущественного характера под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, – наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. (ст. 163 УК РФ) )

V. «Права и обязанности». Однако некоторые дети не видят грани между правами и обязанностями. Можно ли права отделять от обязанностей? Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности.(слайд 17)

Попробуем правильно выполнить следующие задания:

1). Распределите в два столбика права и обязанности любого школьника. (слайд 18 -19)

  1. Бесплатное образование.(право)

  2. Уважение мнений всех учащихся и учителей. (обязанность)

  3. Удобное рабочее место. (право)

  4. Посещение школы в предназначенное для этого время. (обязанность)

  5. Активное приобретение знаний. (право)

  6. Защита личной собственности. (право)

  7. Примерное поведение на уроках и переменах. (обязанность)

  8. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения. (обязанность)

  9. Бережное отношение к школьному имуществу. (обязанность)

  10. Сотрудничество с учителями. (право)

2). Назовите известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право:

— на жизнь (серый волк; Кощей Бессмертный; ведьма; Карабас Барабас; Кот Базилио; Лиса Алиса; Баба Яга; Змей Горыныч и др.)

— на труд ( Карабас Барабас; Кот Базилио; Лиса Алиса; Баба Яга; Мачеха; Сеньор Помидор; Лиса; Поп; Емеля; Бармалей; Мышь и крот и др.)

— на имущество (сын жабы; Ведьма, Сеньор Помидор, Сватья Бабариха, Купец, лиса Алиса и кот Базилио, Царь Дадон, Фрекен Бок, Лиса, Волк и др.) (слайд 20)

3) Угадай героя по описанию или назови, какое право нарушалось у данного героя.(слайды 21 — 26)

— В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации. На её жизнь было совершено покушение, а её бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. О ком идёт речь? (Красная шапочка)

— Какое право нарушается у главного героя в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.)

— Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых её собственная жизнь была в опасности. О каком идёт речь? (Лиса)

— В сказке «Спящая красавица» девушку разлучили с женихом, но его настойчивость привела сказку к счастливому концу. Какое право нарушается у главного героя в этой сказке. (Эта девушка имела право на брак. Поскольку она была красива, злая женщина нарушила её право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств).

— Она родилась в знатной семье, но старшие сёстры жестоко обращались с ней, заставляя её прислуживать им (т.е. рабство, подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка стала счастлива. Кто эта героиня? (Золушка)

— Какие права были нарушены у мухи- цокотухи? (Право на жизнь, на отдых и досуг)

4).Мы сегодня, ребята, говорили о правах детей, теперь посмотрим, насколько вы были внимательны и что вам запомнилось о правах и обязанностях.

Рефлексия: Цветик – многоцветик. (слайд 27)

На листах цветной бумаги в форме лепестков цветка написать ученикам (по рядам) права и обязанности, которые запомнились на классном часе и прикрепить их на классной доске вокруг желтого бумажного кружка, выполнив тем самым цветок с разноцветными лепестками.

VІ. Кодекс класса. (слайд28 -29)

Познакомившись со своими правами и некоторыми обязанностями, выработаем Кодекс класса, выбрав только те предложения, которые приемлемы для нашего класса:

1. Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.

2. Будь лично ответственным за свои слова и поступки.

3. В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.

4. В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.

5. Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

6. В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее.

7. В классе должен быть вожак, и все должны ему подчиняться.

8. . Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.

9. Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других.

10. Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.

11. Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.

12. Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное – уберет дежурный.

13. Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.

14. Вести себя хорошо только на перемене, а на переменах можно баловаться и шалить.

В заключении хотелось бы сказать:«В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребёнок вырастет в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте» (В. Сухомлинский) ( слайд 30)

Терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами. ( слайд 30)

V І І. Результативность:

формирование у учащихся знаний о правах ребёнка, зафиксированных в международно-правовых актах и в российских законах;

1формирование правовой культуры, речи, умения аргументировано выражать свои мысли;

через призму викторины, сказок, юмористических стихов знакомство ребят с некоторыми статьями закона РФ, УК РФ.

Литература: (слайд 31)

Маньшина Н.А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребёнка. Волгоград: Учитель. 2007

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector