Русский язык
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ
ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ
Урок 128 (110).
Тема: Виды предложений по цели высказывания
– Развитие умений определять предложения по цели высказывания, ставить знаки в конце предложений.
– Выразительное чтение повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
|
Ι. Актуализация знаний.
|
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 3 4 1. Повторение изученного во 2–3-м классах. Беседа: – Что такое предложение? – Из чего оно состоит? – Нарисуйте схему предложения. – Какие знаки препинания ставятся в конце предложений? От чего это зависит?
|
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы.
|
1 3 3 Игра «Каждому свой домик». На доске нарисованы два домика.
Ниже даны предложения и словосочетания. Мы плыли на лодке. сильный человек Где река? рыбные места Не ходите туда!
Задание: – Назовите домики и расселите «жильцов» в них (запишите их под домиком). – Как назвали домики? (Словосочетание и предложение.) – Как вы различаете словосочетание и предложение? – Прочитайте предложения. Какие знаки поставили в конце? Почему? Сформулируйте тему урока. – Составим план урока.
|
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Открытие новых знаний. |
3 4 4 1. Наблюдение. Работа по учебнику. Упр. 390. Работа по рисункам, с. 137. – Кто изображён на картинках? (Афанасий и дедушка Фёдор.) – О чём они разговаривают? – Кто говорит на 1-й картинке? Прочитайте это предложение. – С какой целью говорит Афанасий? (Он сообщает дедушке, что прочитал интересную книгу.) Затем рассматриваются остальные картинки, прочитываются предложения, определяется цель каждого высказывания. – Какие цели ставят перед собой люди, общаясь? (Что-либо сообщить, о чём-либо спросить, что-то посоветовать и т.д.) 2. Работа с текстом определения (с. 138). а) Чтение текста про себя, затем вслух. б) Беседа по вопросам. – Как вы понимаете 1-е предложение? – Какие предложения бывают по цели высказывания? Затем дети отвечают на вопросы в учебнике (после текста). в) – Составьте схему-опору правила. |
|
IV. Развитие умений. |
3 4 6 1 3 Работа в учебнике. 1. Упр. 391 – развивается умение определять вид предложения по цели высказывания. – Важно при определении вида предложения давать объяснения с опорой на правило. Начинайте так: «Это предложение по цели высказывания повествовательное, так как … (в нём сообщается (рассказывается) о ёжике»). Дети устно определяют вид каждого предложения по цели высказывания, читают предложения с соответствующей интонацией. Возможна запись (по выбору, по вариантам). Методическая рекомендация: при работе над разными видами предложений необходимо обращать внимание на интонацию. В повествовательном предложении голос понижается на слове, которое является главным по смыслу. В вопросительном предложении голос повышается на том слове, в котором содержится вопрос. В побудительном предложении голос повышается на слове, выражающем совет, призыв, просьбу или приказ. Словарная работа. Слово дельфин. Работа над значением слова. Дельфины – морские животные, разновидность зубатых китов. – Как называются специальные водные комплексы, в которых разводят и содержат дельфинов? (Дельфинарии.) – Запишите с одним из слов предложение. Подчеркните орфограмму-непроверяемую букву безударного гласного. 2. Упр. 392 – развивается умение отличать повествовательные и побудительные предложения. Выполняют по заданию самостоятельно. Проверка коллективная. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3. Упр. 393 – развиваются умения выразительной устной речи (чтение предложений в парах с разной интонацией). Последовательность выполнения: 1) Чтение и определение вида предложений по цели высказывания. Подготовка к выразительному чтению. 2) Выразительное чтение. 3) Выполнение задания после стихотворения. На доске одновременно работают 3 ученика: каждый над определённой орфограммой. а) Распевает (петь), на сосне (сосны), на полянке (поле), весне (вёсны) и т.д. б) Снег (снега), зябкий (озябли), лапки (лапа), чуб (нет чуба). в) У певуньи, взъерошен.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
|
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
V. Итог урока.
|
4 4 – Что нового для себя каждый из вас узнал на уроке?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
|
|
VI. Домашнее задание.
|
1. Упр. 1, с. 156, выучить определение на с. 138. 2. Письменный звуко-буквенный анализ слова съем. |
|
© ООО «Баласс», 2014 6