Виды изображений поверхности Земли. Тема. Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Азимут

Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли.

Тема. Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Азимут.

Цель урока: выяснить, какие бывают стороны горизонта, что такое азимут и как его определять, научиться определять стороны горизонта.

Предметные УУД:
В познавательной сфере:
— давать определение ориентирование
— уметь определять стороны горизонта;
— уметь ориентироваться на местности
В ценностно-ориентационной сфере:
— анализировать и оценивать роль ориентирования для человека
УУД:
Личностные: развитие познавательных мотивов
Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи
Коммуникативные: планирование учебного процесса.
Познавательные: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве.
Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации.
Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
-Умение участвовать в образовательном процессе.
— Умение вступать в диалог и участвовать в обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Ход урока:

1. Новая тема.

Ты узнаешь:

  • какие исследования необходимы человеку в наше время;

  • как сегодня собирают информацию о Земле; 

  • откуда получают и где хранят географическую информацию;

  • для чего необходимо ориентироваться на местности.

Какие исследования необходимы человеку в наше время.

Открытие материков , океанов, островов, рек и озер, горных хребтов остались в прошлом. Лишь в самых труднодоступных местах Земли-глубоко на дне океанов или высоко в горах-остались неисследованные участки
На карту нанесены тысячи и тысячи географических объектов, созданы глубокие описания.
Но как и раньше перед человеком стоит много вопросов: как защититься от стихийных бедствий. Что и где лучше строить, выращивать, добывать. Какие изменения происходят в природе.
И чем больше информации получает человек о территории, тем с большей ответственностью он сможет осваивать ее.

Ответь на вопрос, а с помощью чего человек получает эту информацию? Т.е какие ты знаешь источники географической информации?

Источники географической информации.


Традиционные источники информации-географические карты и атласы. На них нанесено все то, что человечество открыло на Земле за века.
Еще одно хранилище географических знаний-энциклопедии и справочники. Справочник «Страны мира» содержит информацию о каждой стране.
Интересные статьи о странах, районах, городах можно прочитать в газетах и журналах.
В последнее время все больше информации можно получить в сетях ИНТЕРНЕТА. Поисковые системы помогают найти нам материалы о любой точке земного шара.
Появление мощных компьютеров позволило ученым создать географические информационные системы (ГИС). ГИС-это компьютерная система, которая содержит огромное количество данных и отображает их в виде электронных карт.

Вопрос! Где ты найдешь наиболее полную информацию о стране, которая тебя интересует?

Ваш ответ : Справочник

Молодчина! Значит ты уже работал со справочной литературой!

А теперь, когда ты знаешь, сколько добыто информации человеком за многие годы, хорошо бы понять, как найти свое географическое место на планете.

Умеешь ли ты ориентироваться в пространстве, создавать элементарный план своей местности, например, дачного участка и ориентироваться по сторонам горизонта.

В нашей повседневной жизни оказывается это не последним делом:

  • в каком направлении двигаться,

  • найти улицу в незнакомом городе,

  • определить верно свое местоположение,

  • как не заблудиться в лесу.

Ориентирование — умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта и других объектов. Записать!

Север, юг, восток и запад — основные стороны горизонта.

Направления «север» и «юг» определяются полюсами Земли, а «восток» и «запад» связаны с вращением планеты вокруг своей оси.


Между ними располагаются промежуточные стороны горизонта- северо-запад, юго-восток, юго-запад и северо-восток.

Ориентироваться можно по Солнцу, по звездам, по местным признакам, по объектам природы. Сначала определяется направление на север.

По Солнцу: Слайд 10

В полдень тень падает на север.

Не забывай: Солнце восходит на востоке, а садится на западе.

По звездам: Слайд 11

По компасу: Слайд 12

Наилучший способ ориентирования – с помощью компаса. Чтобы определить по компасу стороны горизонта (приблизительно, без учета магнитного склонения), нужно отпустить тормоз магнитной стрелки и установить компас горизонтально. Затем повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против буквы С, которая обозначает север. При таком положении компаса буквы В, 3 и Ю укажут соответственно направления на восток, запад и юг. В любом из этих направлений можно выбрать на местности какой-либо ориентир, который в дальнейшем будет использован для ориентирования в движении.

Иногда нам на помощь приходят хорошо запоминающиеся предметы-ориентиры-дорожный знак, вывеска, колодец, овраг или ручей.
Слайд 13 -15.

В других случаях нам, как древним мореходам и путешественникам, поможет знание сторон горизонта и положение звезд и Солнца на небе.
Во всех случаях мы должны уметь
ориентироваться.

2. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/69/90069704_69854.JPG

Как ориентироваться по компасу. Азимут.

Для ориентирования на местности полезно знать, что такое АЗИМУТ.

Азимут – это угол между направлением на север и направлением на изучаемый предмет, отсчитываемый по часовой стрелке. Записать.


Азимут позволяет определить направление на объект по отношению к северу.

Его измеряют в градусах от 0º до 360º от направления на север по ходу часовой стрелки.
Азимут на север соответствует 0º, на восток — 90º, на юг — 180º, на запад — 270º.
Слайд 16.

Приблизительно азимут можно измерить с помощью КОМПАСА.
Намагниченная стрелка компаса окрашенным (синим) концом всегда направлена в сторону севера.Слайд 17.

Задание: Слайд 18.

Определи азимут по рисунку:

  • на дерево,

  • на холм,

  • на жилой дом,

  • на вышку ЛЭП

Ваш ответ :
Азимут на дерево = 45º
Азимут на холм = 135º
Азимут на жилой дом = 225º
Азимут на вышку ЛЭП = 315º

Молодец! Это правильный ответ!


3. Выводы к уроку.

4. Домашнее задание П.6 Выполнить задания:1. Определение азимута и направления; 2. Стороны горизонта.

Интернет-урок «Ориентирование на местности» и Что такое транспортир и как им пользоваться.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector