Урок-встреча с прекрасным по изобразительному искусству на тему: «Красота природы родного края. Роль колорита в пейзаже» для 7 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г.Рассказово

Урок-встреча с прекрасным

по изобразительному искусству

на тему:

«Красота природы родного края.

Роль колорита в пейзаже»

Проведен в 7 «Б» классе на семинаре директоров по теме:

«Сетевое взаимодействие общеобразовательного учреждения средней школы № 3 с социально-общественными структурами города»

Из опыта работы

учителя изобразительного искусства

Поповой Е.Н.

2009 год

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Для формирования умения передавать в рисунке свои впечатления окружающей действительности:

  • развивать художественное восприятие жизни;

  • развивать творческие способности в процессе изображения явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов;

  • создание с помощью цвета художественной образ природы.

  1. Для приобретения изобразительного мастерства:

  • развивать умения и навыки учащихся в передаче настроения природы в рисунке и свое эмоциональное отношение к ней, используя краски спектральных, теплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности;

  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, логического мышления, аккуратности.

  1. Для развития технических навыков:

  • совершенствовать умение учащихся смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;

  • помогать осваивать технику рисования разнообразными материалами, закрепить технику работы акварелью (гуашью).

  1. Для развития эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

  • вырабатывать умения наслаждаться красотой окружающей природы, замечать красивое и отличать уродливое в окружающем мире;

  • развивать художественно-эстетический вкус;

  • использовать межпредметные связи урока ИЗО с уроками музыки, литературы, природоведения, а так же межсетевое взаимодействие общеобразовательного учреждения № 3 с социально-общественными структурами города — музеем г.Рассказово:

  • воспитание у учащихся любви и бережного отношения к окружающему миру, природе;

  • повышение мотивации юных художников к пониманию духовно-нравственных аспектов в жизни человека;

  • формирование чувства неразрывной связи человека с природой.

Зрительный ряд:

  • картины Рассказовского художника В.Осадчего;

  • репродукции картин русских художников:

И.И.Левитан «Золотая Осень», «Над вечным покоем», «Март», «Весна», «Большая вода»;

А.К.Саврасов «Грачи прилетели», «Проселок», «Рожь». Ф.Васильев «Мокрый лут», «После дождя»,

И.Грабарь «Мартовский снег», «Февральская лазурь»;

И.Куинджи «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре», «После дождя»;

Н.Крымов «Зима», «Зимой в деревне»

И.И.Шишкин «На Севере диком», «Утро в сосновом бору»;

Д.Поленов «Московский дворник»;

Произведения А. Бенуа, К. Айвазовского, Н. Рериха, П.Кончаловского, А. Рылова, Корина, А.Васнецова;

  • методические таблицы «Последовательность работы в цвете над изображением пейзажа», «Цветовой крут», «Сближенные цвета»; слова на таблицах — «пейзаж» «колорит»- для проведения словарной работы.

  • выставка книг о творчестве художников, о природе;

  • выставка рисунков учащихся прошлых лет на тему: «Красота природы родного края»

  • высказывания о природе, о бережном отношении к ней:

Не то, что мните вы, природа

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа,

В ней есть свобода,

В ней есть любовь,

В ней есть язык…

Илья Эренбург

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого

И даже не каждому художнику видна.

Ф.Тютчев

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

  • заголовок урока, модули с буквами.

Музыкальный ряд:

  • диск с произведениями П.И.Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года».

Оборудование для учащихся

Альбом, акварель, карандаш, банка с водой, кисти, салфетка, палитра.

Задание и виды занятия

Изображение красоты природы родного края по представлению;

Урок-встреча с прекрасным (встреча с сотрудником музея г.Рассказово).

ПЛАН УРОКА

  1. Оргмомент — 1 минута

  2. Закрепление пройденного материла о разнообразии видов пейзажного жанра или как художник выражает свое понимание красоты природы (выступление музейного сотрудника и проведение тест-игры) — 10 минут;

  • словарная работа: слово «пейзаж» — что оно означает;

  • работа с репродукциями произведений русских художников

  1. Объяснение темы урока: «Красота природы родного края. Роль колорита в пейзаже» — 10 минут.

  1. Цветовое единство изображения — о роли цвета в пейзаже;

  • словарная работа: что называют «колоритом» (метод.таблицы «Цветовой круг»)

  1. Упражнение «Последовательность превращения красочного пятна в изображений

  2. Рассматривание таблицы «Сближенные (родственные) в цвета.

  3. Рассматривание репродукций художников:

В.Васнецов «Аленушка»,

Н.Крымов «Зимой в провинции»,

Н.Левитан «Над вечным покоем»,

И.Грабарь «Февральская лазурь»,

К.Юон «Мартовское солнце».

  • как с помощью цвета художники передали настроение в изображенных пейзажах.

  • чтение отрывков из стихотворений русских поэтов о природе.

  1. Проведение физкультминутки «Деревце» — 1 минута

  1. Практическая работа – 20 минут

Задание: Изобразить с помощью живописных материалов красоту природы родного края. Используя законы цветоведения, передать в рисунке настроение пейзажа и свое эмоциональное отношение к природе.

  • фронтальная работа (показ рисунка учителем на доске работа над ошибками, допущенными детьми в своих рисунках в изображении пейзажа по представлению).

  • индивидуальная работа (советы художника для начинающих живописцев)

  • рисуют ребята под музыку П.И.Чайковского, Вивальди «Времена года».

  1. Анализ работы учащихся. Итог урока — 4 минуты.

  1. Экспресс-выставка работ учащихся по теме: «Красота природы родного края»;

  • отметить, какую цветовую палитру (колорит) использовали ребята для передачи настроения окружающей природы.

  • выбор лучших рисунков;

  1. Что нового узнали на уроке?

  2. Игра «Какой это пейзаж?»

Домашнее задание.

Собрать репродукции картин художников по теме урока для последующего оформления альбома «Виды пейзажного жанра».

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент — проверка организации рабочего места.

На уроке готовы к работе?

Краска проснулась, вода ожила,

Кисть подтянулась, лист в ожидании вас…

  1. Закрепление пройденного материала о разнообразии видов пейзажного жанра или как художник выражает свое понимание красоты родного края.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрим с вами очень интересную тему, которая записана на доске необычным способом — таинственным шифром. Внимательно посмотрите на печатный текст. Мы сейчас проверим, кто из вас обладает хорошим логическим мышлением и смекалкой. Подсказка для вас — название темы урока выполнено в двух цветах, обратите на это внимание и используйте в расшифровке.

«КРАРОСОЛЬТА КОПРИЛОРОРИДЫТА В РОДПЕЙНОЗАГО КРАЖЕЯ»

Ответ: Красота природы родного края. Роль колорита в пейзаже.

Учитель: Молодцы! Это тема: «Красота природы родного края». Чтобы научиться передавать эту красоту природы, мы поговорим на нашем занятии о роли колорита в пейзаже, о роли цвета в картине.

Цель нашего урока:

  • научиться передавать в своем рисунке настроение природы и свое эмоциональное отношение к ней с помощью художественно-выразительных средств живописи;

  • совершенствовать свои умения и навыки в работе над рисунком акварелью, гуашью, в использовании их технических приемов и цветовой палитры красок.

Для того чтобы эти цели были достигнуты, мы с вами сейчас вспомним, как художник выражает свое понимание красоты природы родного края.

(Зачитывается отрывок из стихотворения В.Тютчева)

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

Поэтому, чтобы научиться писать красивые пейзажи нашей родины, мы должны учиться, внимательно разглядывать окружающий нас мир, вести наблюдения за изменениями, которые происходят в природе, видеть красивое и отличать уродливое.

Давайте вспомним замечательный отрывок из стихотворения А.Кушнера «Что я узнал?»

Если видишь на картине

Нарисована река,

Иль ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

То подобная картина

Называется…

Ответ: Пейзаж

Учитель: Молодцы. Это действительно пейзаж. (Провожу словарную работу, табличка с написанным словом вывешивается на доску).

Вопрос: Что мы называем пейзажем?

Ответ: Это изображение разнообразных по виду уголков природы.

Вопрос: Как называют художников, изображающих пейзаж?

Вопрос: Какие виды пейзажа вы знаете, и как художник выражает свое понимание красоты природы нам расскажет сотрудник Рассказовского музея…

Сотрудник музея: Здравствуйте, ребята! Я сотрудник музея.

Вопрос: А вы знаете, что такое музей?

Ответ: Музеи — (лат. «museum», от греч. museion — храм муз) — это научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию произведений искусства, памятников археологии, истории и пр., систематизированных определенным образом.

Сейчас в нашем музее проходит замечательная выставка произведений русских и зарубежных мастеров живописи XV- ХХ вв. На некоторых картинах мы видим как художники разных эпох и стран передавали красоту окружающего нас мира, природы.

О том, как наша природа прекрасна и разнообразна можно узнать из стихов, рассказов и произведений художников, но поэт, музыкант и художник воспевают ее по-своему. Живописец стремится изобразить красоту природы, показать ее людям.

Однако мало нарисовать холмы-перекаты, деревья и реки, облака и тучи. Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой — радостной или грустной, ликующей и спокойной.

Неисчерпаемое многообразие природы породило в ИЗО различные виды пейзажного жанра. Сейчас я проведу с вами игру-тест «Виды пейзажа». Я зачитаю выдержки о пейзажах, а вы должны поднять модуль с буквой, обозначающий данный вид пейзажа (модули букв С , Гр , П , М , А , Ин , Г , Ис , Э , Р, Н лежат на партах).

  1. В этом пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой (н-р: картины Ф.Васильева, А. Саврасова, И.Левитана, Н.Крылова и т.д.)

Ответ: Сельский пейзаж.

  1. Этот пейзаж отмечается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. (Художники: М.Добужинский, А.П.Остроумова-Лебедева, А.Лентулов, Е.Поленов и другие).

Ответ: Городской пейзаж.

  1. В этом пейзаже изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей (н-р: пейзажи: С.Щедрина, А.Бенуа, И.Левитана и т.д.). На этих картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.

Ответ: Парковый пейзаж.

  1. Этот пейзаж получил свое название от слова «марина» и рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря (н-р: художник: Айвазовский. Картины «Девятый вал» и «Черное море» известны во всем мире).

Ответ: Морской пейзаж.

  1. Этот пейзаж близко соприкасается с городским. Но в этом виде пейзажа художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались — Н.Рерих, А.Бенуа, П.Кончаловский и другие).

Ответ: Архитектурный пейзаж.

  1. В этом пейзаже художник стремится показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов и фабрик, платин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны.

(Художник Б.Яковлева «Транспорт налаживается»)

Ответ: Индустриальный пейзаж.

Сотрудник музея: Молодцы, ребята! Вы действительно хорошо знаете виды пейзажа.

Ребята: У природы как у человека может быть разное настроение. Оно может быть радостным или грустным, спокойным или грозным. Художник умеет чувствовать и передавать настроение природы.

Изображая природу, художник отражает представление людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Каждый пейзаж трактует художник по- своему, вкладывая в него определенный смысл.

Разнообразие пейзажа можно определить по характеру.

Вопрос: Как отличаются пейзажи по характеру? Сейчас мы об этом узнаем.

  1. Героический пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека. В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь воды и на этом фоне — мифические герои и боги. Так выглядит пейзаж на триптихе Корина «Александр Невский».

Н-р, картина А.Рылова «В голубом просторе» — в ней аллегорически решен героико-романтический образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли.

  1. Исторический пейзаж. В этом пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями.

*

Такой пейзаж называется историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку,

Представителями этого жанра были А.Рерих, А.Васнецов, последний из них в городских пейзажах восстанавливал картины быта наших предков. Он писал Москву XVII века.

  1. Эпический пейзаж. Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа.

Идеальный образ русской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями, могучими реками, создал И.Шишкин. Характерна в этом отношении последняя большая работа Левитана «Озеро» (Вт.название «Русь»). Художник в этом пейзаже стремится передать собирательный образ русской природы в ее характерном состоянии.

  1. Романтический пейзаж — в нем порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его.

Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйства ветра — мотивы романтического пейзажа.

Н-р: картина А.Саврасова «Проселок» и «Рожь», А.Куинджи «После дождя» и т.п.

Романтическим чувством проникнуты динамичные пейзажи Ф.Васильева; художника-романтика И. Айвазовского.

  1. Пейзаж настроения — стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.

Вопрос: С именем какого художника связывают появление лирического пейзажа?

Ответ: А. Саврасов «Грачи прилетели».

Молодцы!

— В.Поленов дал жизнь так называемому лирическому пейзажу, в котором присутствовал и бытовой жанр. Н-р Т «Московский дворик».

Ученик Саврасова и Поленова, И.Левитан сочетал в своем творчестве эпическую и интимную, лирическую линию.

Он был одним из первых русских художников, кто начал писать голубые и фиолетовые тени на снегу, кто передал, красоту тончайших оттенков цветовой гаммы летних сумерек и голубую прозрачность лунного света». Он утвердил в русском искусстве пейзаж, который называют «Пейзажем настроения».

Вопрос: Какой пейзаж вам ближе по духу? Почему?

Итак, ребята, природа — это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.

Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл.

Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно, глубоко.

Учитель: Ребята, давайте поблагодарим сотрудника музея за интересный рассказ. Ну, а мы перейдем к теме нашего урока и поговорим с вами о цветовом единстве изображения, о роли цвета в картине.

III. Смотреть картины очень интересно, но этому тоже надо учиться. И для этого нужно уметь рисовать самому. Настроение в картине прежде всего, выражает цвет. Оттенки чувств — оттенки цвета. Когда говорят о цвете, красках картин художников, о красоте цветовых сочетаний в них, то имеют в виду прежде всего колорит картины.

Вопрос: Что мы называем колоритом? (Словарная работа)

Ответ: Колорит — это взаимосвязь, гармония всех цветовых элементов изображения, объединение всех цветовых сочетаний, цветовых оттенков в единый цветовой строй.

Учитель: Правильно. С помощью колорита художник передает свои идеи, свои переживания и настроение природы.

— рассмотрим методическую таблицу «Цветовой круг». Вспомним, что вам известно о распределении цветов на теплые и холодные оттенки, какие цвета относят к основным локальным цветам. Знание цветовых сочетаний помогут нам создать пейзажи с разными состояниями.

Вопрос: Как можно получить холодные и теплые оттенки, используя различные по цвету краски?

Вопрос: Какой получится картина, если яркие краски смешать с черным цветом?

Ответ: Характер картины будет таинственным, тревожным (н-р картина В.Васнецова «Аленушка»).

Вопрос: Краски смешали с белым цветом. Какое настроение мы получим в картине?

Ответ: Нежное, мягкое, спокойное (н-р, картина Н.Крылова «Зима»). Вопрос: В картине «Над вечным покоем» И. Левитан изобразил большое небо и большое пространство воды. Маленький кусочек земли как корабль врывается в этот простор. В яркие краски он добавил серый цвет. Какое настроение передал художник в картине?

Ответ: Цветные серые оттенки звучат здесь немного грустно, печально.

Эту картину И.Левитан писал с другим настроением. Он рассказал о солнечном осеннем дне. Все цвета — красный, зеленый, коричневый — веселые, радостные. Они смешаны с желтым. Только в воде немного видны цветные серые оттенки красок. (Учитель показывает картину).

Вопрос: Как называется эта картина?

Ответ: «Золотая осень».

— Молодцы!

Итак, ребята, в живописи все время происходит борьба теплых и холодных оттенков, хотя, строго говоря, нет раз и навсегда установленных теплых и холодных красок. В различных условиях один и тот же цвет может приобрести разное звучание: иметь то холодный, то теплый оттенок.

В общий локальный цвет должно укладываться богатство оттенков этого цвета, а не раскрашенность отдельного участка бумаги одной краской, взятой из банки.

Работая цветом, необходимо помнить о роли мазка. Мазок должен быть разнообразным по форме, по цвету (оттенку), по площади. Мазок является очень выразительным средством изображения, с его помощью можно передать различные эмоциональные состояния, подчеркнуть движение в композиции. Настроение в картине можно передать с помощью формы мазка. Краска может ложиться густыми, выпуклыми бугорками или ровно или гладко. И тогда можно рассмотреть форму мазков. Они могут быть похожи на точки, полосочки, волны, запятые (рассматривает репродукцию).

Для передачи настроения природы в рисунке необходимо правильно выбрать художественный материал, технику исполнения работы — гуашь или акварель — зависит в первую очередь от идейного содержания картины, от эмоциональной наполненности образа. Вряд ли стоит лирическую композицию выполнять гуашью, а композицию, наполненную контрастами и драматизмом — акварелью.

В произведениях живописи можно увидеть, как меняется образ пейзажа от того, в каком колорите художник пишет свое произведение: сближенном, контрастном, холодном, теплом, гармоничном.

  • рассматриваем все виды колорита на произведениях русских художников, вывешенных на доске.

А сейчас выполним упражнение:

(Учитель показывает на доске, дети на альбомных листах небольшого размера).

«Последовательность превращения красочного пятна в изображение».

Цель: развивать умения и навыки смешивания цветных красок и выполнение различных форм мазочков.

  • Живопись передает все цветовое богатство мира с помощью красок. Иногда в работе над рисунком можно обойтись без карандаша. Пишем сразу кистью. И не надо бояться, особенно, если работаешь гуашью. Цвет в гуаши можно много раз менять, накладывая новый сверху. Смешивай краски прямо в изображении. Тогда будет возможность фантазировать, дополняя и уточняя по ходу работы.

  • Смешайте зеленую, синюю и желтую краски. По-разному добавляйте воду.

  • Сочными мазками широкой кистью нанеси цветовые пятна на лист белой бумаги.

  • По просохшей поверхности цветных пятен проведи кончиком кисти темные линии, обозначающие ствол и ветви. Они чуть виднеются сквозь густую крону деревьев.

— Рассматриваем таблицу «Изображение пейзажа».

I Этап — размещение изображений предметов на листе бумаги;

II Этап — детальная прорисовка изображений,

III Этап — работаем локальным цветом, заливаем большое пространство, пятна

IV Этап — детальная цветовая проработка рисунка.

  • Природа многолика и величава. Но самая красивая природа для человека там, где он родился и вырос. Мы живем с вами в лесостепной зоне средней полосы России. Поэтому надо научиться понимать особую красоту бесконечных просторов степей, непроходимых лесов, полноводных рек. Через всю Тамбовщину текут большие полноводные реки: Цна, Битюг, Хопер. К ним приносят свои струи извилистые живописные речки. Сумрачный лес то подступает к воде, то отступает, открывая чистую зелень прибрежных полян с луговыми цветами.

Светлой лентой вьются дороги. По их сторонам пологие, округлые перекаты. А любимые прозрачные березовые рощи: всех радует их светлая зелень в солнечных бликах!

Всюду ты видишь округлость линий, мягкость контуров и особенное богатство красок неярких, но разнообразных по оттенкам. Наша природа — красавица, часто меняет наряды. Мы видим природу то летней, то зимней. Весной встречаются холод и тепло, и голубые тени тающего снега постепенно уползают с золотистой, почти розовой по цвету согретой земли. Осенью природа вначале пышная, яркая, а потом колющая голыми ветками, хлюпающая серой слякотью, пока однажды не придет радость пушистого белого снега.

Красота природы во все времена года всегда была источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников.

Послушайте стих. тамбовской поэтессы

Татьяны Курбатовой

«Светлые краски, темные краски»

Светлые краски — день просыпается,

Утро прозрачной росою умывается.

Небо бледнеет, луч солнца летит,

Пламенем алым полнеба горит.

Солнце проснулось, глаза распахнуло,

Новому светлому дню улыбнулось.

Краски темнеют, погасла заря,

Бледные звезды на небе горят.

Солнце уснуло, сомкнуло ресницы.

Вечер в окно синей птицей стучится.

Сумрак сгущается, ночь наступила

Крыльями черными землю укрыла.

  • Ребята, сегодня вы будете изображать пейзажи родного края. Время года, состояние дня, явление природы вы можете выбрать самостоятельно. Что ближе к вашему настроению, то и покажите. Но сейчас на улице весна — время пробуждения природы, ее цветения.

    1. Вопрос: Назовите самые главные приметы весны в марте, апреле, мае?

    2. Вопрос: Посмотрите на картину К.Юона «Мартовское солнце». Какое настроение передает картина? Радостное, бодрое, веселое, задумчивое, печальное, унылое?

    3. Вопрос: Какие краски использовал художник?

    4. Вопрос: По каким признакам мы узнаем, что изображен яркий солнечный день?

    5. (На картине К.Юона изображено яркое мартовское солнце, которое освещает деревенскую улицу, сияющее небо, подтаявший снег, длинные сине-фиолетовые тени – все говорит о начале весны).

    6. Ученик читает стихотворение

    7. Весна, весна! Как воздух чист!

    8. Как ясен небосклон.

    9. Своей лазурию живой

    10. Слепит мне очи он.

    11. Весна, весна! Как высоко

    12. На крыльях ветерка,

    13. Ласкаясь к солнечным лучам,

    14. Летают облака.

    15. Учитель: Спасибо. Я смотрю, что вы немного устали. Поэтому сейчас под прекрасную мелодию «Колыбельные природы» мы выполним физкультминутку «Деревце».

    16. Цель: Расслабить мышцы спины, способствовать улучшению осанки.

    17. Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Подтянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу.

    18. Организм, как деревце, наливается силой, бодростью, здоровьем (15-20 сек.).

    19. Опустите руки и расслабьтесь.

IV. Практическая работа учащихся.

Задание: Изобразите с помощью живописного художественного материала и художественно-выразительных средств живописи красоту природы родного края.

Подумай, какой образ родной природы тебе особенно ярко представляется. Какое это время года? Что будет главным в твоей картине — река, темный лес, перекаты полей или… А каким будет небо?

В работе вы должны передать настроение природы и свое эмоциональное отношение к ней.

  • работу учащиеся выполняют под сопровождение музыкального произведения ГГ. И.Чайковского «Времена года»

  • обратить внимание учащихся во время самостоятельной работы на освещение, на изображения падающих теней от предметов и т.п.

  • фронтальная работа — отметить общие ошибки в выполнении рисунков учащихся и как их исправить.

  • индивидуальная работа (советы художника для начинающих живописцев).

  • можно некоторым учащимися предложить проиллюстрировать стихи русских поэтов-классиков о природе (по желанию).

V.Анализ работы учащихся. Итог урока

  1. Экспресс-выставка работ учащихся.

  • отметить, какую цветовую палитру использовали ребята для передачи настроения окружающей нас природы;

  • выбор лучших рисунков, оценить.

  1. — Что нового узнали на уроке?

  • Что называют колоритом?

  • Что может передать художник с помощью цветовых и тоновых пятен?

  • Назови картины, где художники использовали теплый колорит, гармоничное состояние цветовых и тоновых пятен, сближенные (родственны) цвета, холодный колорит и т.п.

  • С помощью каких художественно-выразительных средств художник изображает красоту земли?

Итак, ребята, каждый народ любит природу родного края, родной страны. О ее красоте поют песни, пишут стихи. Образ природы воспевают художники. Природа очень хрупкая. Ее можно легко нарушить. Поэтому все люди, взрослые и дети, должны очень бережно относиться к окружающему нас миру, как к маленькому незащищенному цветку.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Домашнее задание.

Собрать репродукции картин по теме урока с изображением различных видов пейзажа для последующего оформления альбома «Виды пейзажного жанра».

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *