Урок — викторина «Где зимуют птицы?» в 1 классе

МБОУ «Леплейская СОШ»

Провела: Балашова Ирина Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ «Леплейская СОШ»

Леплей 2012

Тема: Где зимуют птицы?

Цели: Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о птицах,

зимующих в наших краях и перелётных;

Воспитывать заботливое отношение к ним.

Оборудование: мультимедиопроэктор, экран, компьютер,

учебник «Мир вокруг нас» 1кл, рабочая тетрадь к

учебнику.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Учитель пересказывает рассказ Ю. Дмитриева «Какие птицы бывают».

(с. 163-164, метод) Рассказ сопровождается показом слайдов.

Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё–таки их очень много – около 9 тысяч видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двух метровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие насколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, другие — в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие – только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев или кустарников. В гнёздах у птиц – птенцы. Но птенцы бывают очень разные …

Итак, отгадайте загадки, о ком идёт речь?

  1. В деревне есть часы такие,

Не мёртвые, а живые,

Ходят без завода,

Они птичьего рода. (Петух)

  1. Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям ночует,

Коноплю ворует. (Воробей)

  1. Красны лапки,

Длинная шея,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (Гусь)

— Ребята, а не кажется ли вам, что среди этих птиц есть одна «лишняя»? Какая? (ВОРОБЕЙ – он не домашний)

II. Основная часть.

  1. Сообщение темы урока.

— Сегодня мы поговорим о птицах, которые встречаем в природе. А поможет нам в этом ВИКТОРИНА. «Где зимуют птицы?»

Вы разделились на две команды:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценивать ваши результаты будет наше жюри в составе:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Конкурс загадок. (за правильный ответ одно очко)

    • Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый … (воробей).

  • Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что-пора?»

Такая ней морока,

Когда трещит …(сорока).

  • В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись …(дятел)

  • И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей бояться этих

Мыши, прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и …(совы).

— Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее?

(Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)

-Эти птицы называются ОСЁДЛЫМИ. А каких ещё осёдлых птиц вы знаете?

  1. Работа с учебником с.76.

Рассматривание птиц, которые осенью не улетают в тёплые страны, а зимуют в наших краях.

Раскрашивание кружочков возле тех птиц, которые они видели зимой.

(Во время раскрашивания учитель сообщает)

— Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки им тяжело зимой. Их 10, может быть, 1-2 доживают до весны. Мы должны им помогать. Изготавливать кормушки, насыпать туда зерна, крупы или хлебных крошек.

  1. Продолжение конкурса загадок.

  • Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться.

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садиться? (Грач)

  • Угадайте, что за птица –

Тёмненькая невеличка

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

  • Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей)

  • Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-розовый … (Скворец)

  1. Загадки для зрителей.

  • Ещё в низинах снег и лёд,

Но небеса весенние,

И он летает и поёт,

Блистая оперением.

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения,

Его и песни, и пролёт

Вошли в стихотворение. (Жаворонок)

  • В голубенькой шапочке, бурой сорочке

В саду, где набухли на яблоне почки,

Он ёжится, зябнет на ветке росистой,

На песни он просто певец голосистый:

На яблоне звонко поёт, не смолкая,

Встречая зарю долгожданную мая. (Зяблик)

  • «Фи-тиц!» — флейтой на рассвете

У речки слышен звук высокий …

И наклоняет иву ветер

И прячется в густой осоке

Чуть свет блеснёт, она задорно

Уже поёт на ветке тонкой.

Два цвета – золотой и чёрный –

Пестрят в наряде птицы звонкой

Вспугни её хотя б немножко, –

«Фи-тиц!» в «мау» обернётся,

За что она «лесною кошкой»

Народом исстари зовётся. (Иволга)

  • Встали братья на ходули,

Ищут корма на пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавли)

  1. Жюри подводит итоги первого конкурса.

  1. Перелётные птицы.

а) Птицы – непоседы. Как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка, умеет или какой–нибудь другой зверёк. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы.

Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки – могут.

-Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, что бы весной вернуться в родные места? (Перелётные птицы)

— Каких перелётных птиц вы ещё знаете?

б) Работа с учебником с. 76.

Чтение текста. Вопросы по прочитанному:

— Куда улетают некоторые птицы на зиму?

— Когда они возвращаются к нам?

— Как называют этих птиц?

— Почему их так называют?

Раскрашивание кружков возле птиц, которые дети видели в природе.

Подчёркивание названий птиц, пение которых они слышали.

  1. Конкурс – «Почемучка».

Каждой команде задаётся по одному вопросу. Для ответа на первую часть вопроса ученики пользуются учебником с.77, а на вторую часть вопроса дети готовят ответ самостоятельно.

  • Почему ласточка улетает в тёплые края, а дятел остаётся зимовать у нас?

  • Почему журавль улетает в тёплые края, а сова зимует в наших краях?

Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края. А раньше люди не знали этого. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем учёные узнали, куда улетают перелётные птицы.

— Как же это удалось сделать учёным?

Учёным помогли маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы.

Рассматривание рисунка в учебнике на с. 77

  1. Конкурс «Кому улетать?»

Работа ведётся в рабочей тетради на с. 32. Учитель читает задание, а дети выполняют. Задание выполняется в одной тетради коллективно.

  • Птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться. Помогите им разобраться в этом. У каждой перелётной птице нарисуйте на лапке кольцо.

  • Соедините название птиц с изображением.

Жюри подводит итоги конкурсов.

  1. Конкурс «Третий лишний».

На экране названия трёх птиц. Определите, какая из них лишняя и почему она не подходит к двум другим.

Галка Ласточка Стриж Сова

Грач Зяблик Воробей Голубь

Воробей Дятел Галка Соловей

  1. Конкурс «Узнай птицу».

По описанию дети должны, догадать о какой птице идёт речь. Чем раньше это будет сделано, тем лучше.

Описание первое:

Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается, а иногда становится таким большим, что в нём вьют гнёзда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьёт гнездо на крыше дома.

Каждый год у них появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночами, а папа днём. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половиной клюва о верхнюю. (АИТСЫ)

Описание второе:

Рано весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи послышится знакомый голос этой перелётной птицы. Она зимовала в далёкой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжать свой род. Но, делает это она не как все птицы. Она не вьёт гнезда и не заботится о своих птенцах. В течении весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает в гнёзда других птиц.

Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (КУКУШКА)

Описание третье:

Из соломинок, глины лепят эти птички гнёзда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами.

Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускают на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая её клювом. ( ЛАСТОЧКА)

Описание четвёртое:

Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещину на дереве, беспрестанно склёвывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью; они будут клевать всё. Что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.

У этих птичек белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо – голубые. (СИНИЦА)

III. Итог урока.

— Наша викторина подошла к концу. Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного из жизни птиц. Давайте повторим, где же зимуют птицы?

— Какие птицы зимуют у нас?

Жюри подводит итоги викторины. Награждение.

Результаты конкурсов викторины «Где зимуют птицы?».

Название конкурсов

Команда «Соколы»

Команда

«Орлы»

1.

«Загадок»

Итоги 1 конкурса

2.

«Почемучка»

Итоги конкурсов

3.

«Кому улетать?»

Итоги конкурсов

4.

«Третий лишний»

Итоги конкурсов

5.

«Узнай птицу»

Итоги викторины

———————————————————————————————————————

Результаты конкурсов викторины «Где зимуют птицы?».

Название конкурсов

Команда «Соколы»

Команда

«Орлы»

1.

«Загадок»

Итоги 1 конкурса

2.

«Почемучка»

Итоги конкурсов

3.

«Кому улетать?»

Итоги конкурсов

4.

«Третий лишний»

Итоги конкурсов

5.

«Узнай птицу»

Итоги викторины

—————————————————————————————————————————————

Результаты конкурсов викторины «Где зимуют птицы?».

Название конкурсов

Команда «Соколы»

Команда

«Орлы»

1.

«Загадок»

Итоги 1 конкурса

2.

«Почемучка»

Итоги конкурсов

3.

«Кому улетать?»

Итоги конкурсов

4.

«Третий лишний»

Итоги конкурсов

5.

«Узнай птицу»

Итоги викторины

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *