Урок русского языка во 2 классе по теме «Знакомство с понятием имя существительное»


Муниципальное общеобразовательное учреждение Серебровская основная общеобразовательная школа Камешковского района Владимирской области

Урок русского языка во 2 классе по теме «Знакомство с понятием имя существительное»

«Путешествие на остров Кточто»

Учитель начальных классов: Гришанова Ольга Николаевна

г. Владимир, 2014 год.

Урок: русский язык

Класс: 2

УМК: «Гармония»

Тема урока: Знакомство с понятием имя существительное.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок – путешествие

Имя урока: Путешествие на остров Кточто.

Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме « Знакомство с понятием имя существительное».

Задачи урока:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

— формирование уважительного отношения к иному мнению;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

— формирование положительной мотивации к учению и познанию;

— развитие навыков сотрудничества с одноклассниками в ходе решения образовательных задач урока;

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

— формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

— формирование умения использовать различные способы поиска информации (в словарях, учебнике);

— формирование умения работать в парах, группах;

— формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её;

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов

— познакомить учащихся с понятием «имя существительное»;

— учить выделять имена существительные из других частей речи;

Методы обучения:

  1. Словесные методы: беседа, коллективное обсуждение, учебный диалог, работа с учебником и словарём;

  2. Наглядные методы: презентация, карточки со словами, бортовые журналы;

  3. Практические методы: письменные упражнения, практическая работа по составлению памятки по теме урока.

Оборудование урока:

  • Компьютер;

  • Проектор;

  • презентация к уроку;

  • карточки со словами;

  • бортовые журналы (по количеству учащихся);

  • листы для работы в группах (с дифференцированными заданиями по степени сложности) по количеству групп;

  • орфографический словарь;

  • выполненные в технике оригами бумажные белые кораблики (по количеству учащихся);

  • сундучок;

  • у учащихся – ручки, простые и цветные карандаши.

Ход урока:

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

2’

1’

1’

1’

2’

2’

1’

1’

5’

1’

6

Прочитайте. Выпишите только имена существительные , которые отвечают на вопрос КТО?

ЛУННАЯ, ЯКОРЬ, МАТРОС , ПЛАВАТЬ, ХРАБРЫЙ, ХРАБРЕЦ

Найдите ошибки, которые допустил житель острова Кточто. Подчеркните имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО?

КАРАБЛЬ, ЛОТКА , ЧАЙКА, ДРУГ , МИР, ПРОЧНЫЙ

Прочитайте. К каждому слову подберите и запишите противоположное по смыслу слово (смотри образец).

Антонимы

Жара

война

друг

Холод

Подчеркните имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО?

вопрос

.

2’

3’

1’

1’

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Ольга Николаевна!

Слайд 1. И Слайд 2.

Я учу таких же, как вы, ребят, в Серебровской школе. Они прислали вам огромный привет!!! И очень хотят с вами познакомиться.

Слайд 3.

— Посмотрите на экран и отгадайте, чем увлекаемся мы с ребятами?

2 . Актуализация знаний

— Да мы очень любим путешествовать, а вы любите путешествовать?

Слайд 4. 3. Выход на тему урока

— Сегодня мы с вами совершим путешествие на остров «Кточто».

— Как вы думаете, почему так называется остров? Кто на нём живёт? Да, остров получил своё название, благодаря двум племенам, живущим на нём, племени Кто и племени Что.

— Предположите тему урока (сегодня на уроке мы будем изучать слова, которые отвечают на вопрос КТО и на вопрос ЧТО)

Эвристическая беседа.

— Ребята, чтобы увидеть эти племена, мы должны подобраться к этому острову. На чём мы совершим наше морское путешествие?

Слайд 5. 4. Выход к учебной проблеме

Итак, мы отправляемся в путешествие на КОРАБЛЕ. А кто управляет кораблём? КАПИТАН.

К . РАБЛЬ КАПИТАН

— На какой вопрос отвечает слово корабль? (что?) Слово капитан? (кто?)

ЧТО? КТО?

— А вы заметили, что на нашем корабле пробоина? Нельзя отправляться на таком судне, надо её залатать. Какую букву надо вставить? Как проверить, правильно ли вы считаете? Можно воспользоваться орфографическим словарём. (предлагаю 1 ученику найти слово в толковом словаре Ожегова, а в это время работаю с классом)

— Чтобы подняться на борт корабля мы должны составить слова.

ша

ры

ба

ран

ка

мыш

ка

Слайд 6. Камыш мышка

ранка на доске

баран вывешиваю

рыба карточки

шары со словами

— Давайте понаблюдаем: на какой вопрос отвечает каждое слово?

— Как одним словом можно сказать? «мышка, баран, рыба – это…. Животные», а капитан – это … человек.

— Мы можем сказать, что эти слова обозначают живые предметы?

ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ

— А слова ШАРЫ, РАНКА, КАМЫШ – они тоже обозначают предметы…..только какие? Живые? (неживые предметы). На какой вопрос они отвечают? (ЧТО?)

НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ

-Может быть кто– нибудь из вас уже знает, как в русском языке называются слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос КТО или ЧТО? (имя сущ.).

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

5. Отработка полученных знаний на практике.

Слайд 7.

— Итак, пробоину залатали, по трапу корабля поднялись, отправляемся в путешествие…

— Добраться до острова нам поможет карта.

Кточто

Слайд 8.

Физкультминутка.(под минусовку песни О.Газманова «Морячка»)

— Как только мы отплыли была получена телеграмма. Слайд 9.

Здравствуйте, дарогие ребята.

мы жытели острова Кточто ждём вас.

подарки уже готовы.

среда, 5 марта.

Ваша задача расшифровать текст телеграммы и исправить ошибки. Кто закончит работу, должны будут поднять вверх руки (показ учителем).

Слайд 10.

— Какие правила не знают островитяне? (начало предложения с заглавной буквы; правописание жи — ши, безударная гласная)

— В этой телеграмме встретились имена существительные. Найдите их (ребята, жители, острова, подарки, среда, март).

— Подчеркните их в телеграмме простым карандашом. На какой вопрос отвечает каждое слово?

— Пока мы с вами расшифровывали телеграмму, с нами и нашим кораблём что-то случилось. Посмотрите на слайд. Что случилось с нашим кораблём? (попал в шторм)

Слайд 11.

— Да, наш корабль попал в шторм и все предметы на палубе разбросало. Необходимо навести порядок. Давайте поможем юнге расставить слова в предложении в правильном порядке. Скажите, а как легче справиться с заданием: одному или с помощью друга.

Давайте попросим помощи у соседа по парте. Сейчас каждый по-очереди скажет волшебные слова, «тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь». (Показываю образец :ИМЯ, помоги мне , пожалуйста)

в, парусник, шторм, Маленький, попал, сильный.

— Проверьте правильно ли вы выполнили задание (сверяемся с экраном). Слайд 12

— Найдите а предложении имена существительные. На какой вопрос они отвечают?

Что такое парусник (судно с парусами)

А знаете ли вы, что у слова парусник есть ещё одно значение? (бабочка парусник)

6. Творческое воспроизведение знаний

Слайд 13.

— Итак, мы доплыли до острова, но корабль не может подплыть к самому берегу, так как может сесть на мель. Необходимо пересесть на лодки, каждая лодка вмещает не более 5 человек. По моему сигналу (хлопок в ладоши) вы должны объединиться в группы. Когда работа будет закончена, ваша команда должна будет взяться за руки и поднять их вверх.

Слайд 14.

— Вот мы и на острове Кточто.

Слайд 15.

7. Обобщение знаний и составление памятки.

— Как же нам понять, где какое племя живёт?

— Необходимо разгадать ребусы.

— Как мы теперь будем называть слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос КТО или ЧТО? (Имена существительные)

— Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться домой. Давайте заполним посадочные билеты. (На партах у каждого лежат карточки-кораблики, заполнив которые, учащиеся изготовят для себя памятки по теме урока).

___________

_____________________

_________ __________

Слайд 16. Домашнее задание (дифференцированное)

— А чтобы вы не забыли наше путешествие и обитателей острова Кточто, предлагаю вам дома на выбор выполнить следующие задания:

1. Выполнить задание на карточке.

  1. Написать своё имя полностью и на каждую букву своего имени записать по 2 существительных, одно – должно отвечать на вопрос КТО, другое – на вопрос ЧТО.

  2. Придумать интересное задание для своих одноклассников по имени существительному (кроссворды, ребусы и т.д.)

Слайд 17. 7.Рефлексия и итог урока.

Сегодня вы работали отлично. И на память об этом уроке я хочу подарить вам подарки – бумажные кораблики, которые смастерили для вас мои ученики. Скоро наступит весна, и я думаю, что вы запустите эти кораблики по ручейкам. (дарю на память кораблики из сундучка)

Анализ картинок на слайде,

вывод

диалог

диалог

Выбор транс-портного средства (диалог)

Проверка безударной гласной

Работа с орфографическим словарём

Составление слов из слогов (коллектив-ная работа) и распределе-ние сразу же на 2 группы

Мини – вывод совместно с учителем

Физкульми-нутка для глаз и ОДА

Работа в парах

Коллективная

проверка .

Рефлексия своей деятельности

Работа в парах

Проверка своей деятельности, рефлексия

Повторяем правила работы в группе.

Работа в группах (по 4 человека)

Проверка и рефлексия своей деятельности

Коллективное разгадывание ребусов

Составление и заполнение памяток по теме урока

формирование положитель-ной мотивации к учению и познанию;

Формирова-ние умения ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её

Формирова-ние уважительного отношения к иному мнению;

формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;

формирование умения использовать различные способы поиска информации (в словарях, учебнике);

познакомить учащихся с понятием «имя существительное»

Чтение текста с его редактированием

формирование умения контролировать и оценивать свою деятельность

развитие навыков сотрудничества с одноклассниками в ходе решения образовательных задач урока

работа с деформированным предложенем

учить

выделять имена существительные с опорой на вопрос кто? что? из других слов.

Работа с многозначным словом

Отрабатывать умение выделять имена существительные из других слов

Создавать совместно с учителем и одноклассниками собственный информаци-онный объект (памятку)

Развитие творческих способнос-тей

Формирова-ние положитель-ной мотивации к учению;

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *