Урок русского языка в 3 классе: Значение и употребление глаголов в речи

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Значение и употребление глаголов в речи

Цель: формировать умение распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи; развивать мышление, внимание, орфографическую зоркость;

воспитывать интерес к родному языку

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать глаголы среди других частей речи; оценивать результаты выполненного задания.

УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с пословицами, карточки с незаконченными предложениями.

Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока

l. Организационный момент

ll. Мотивация к учебной деятельности

Психологическая установка на работу. 

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья от вас не скрою:

Ручку вот как я держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я берусь!

II. Проверка домашнего задания

Прочитайте предложения, которые вы составили. Назовите местоимения, их число и лицо.

Что такое местоимение?

III. Актуализация знаний

Запишите. Обозначьте орфограммы в словах.

Зимний лес. Тишина. Деревья словно в шубках. На земле пушистое белоснежное покрывало. Треск сучьев.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы, подбирают проверочные слова.)

— Назовите части речи, которые использовал автор. Что вы о них знаете?

lV.Выявление места и причины затруднения

— Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен?

(Ответы детей.)

V. Построение проекта выхода из затруднения

Прочитайте второй текст.

Зимний лес отдыхает. Вокруг стоит тишина. Деревья надели свои сказочные наряды. На земле лежит пушистое белоснежное покрывало. Только ветви замерзших деревьев иногда скрипят и трещат от мороза.

— Как изменился второй текст? Что его изменило? (Ответы детей.)

— Почему неподвижная картинка ожила?

— С помощью какой части речи это произошло?

Сформулируйте тему урока.

Vl.Реализация построенного проекта

Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая…кровь языка. (А. Югов)

— Почему писатель произносит похвальное слово глаголу? (Ответы детей.)

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет , чистит-

Все расскажет нам глагол !!

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про…

Vl l . Первичное закрепление

1. Наблюдения над ролью глаголов в речи

Упр. 169 (с. 100).

Прочитайте первую группу слов.

Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.

Прочитайте вторую группу слов.

Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.

Выполните письменные задания к упражнению.

Прочитайте предложения, которые вы составили.

Что можно сказать об этих предложениях?

Каким членом предложения является глагол?

Упр. 170 (с. 100).

Прочитайте стихотворение.

Назовите тему стихотворения. Назовите главную мысль.

Какая из данных пословиц иллюстрирует главную мысль стихотворения?

Найдите в стихотворении глаголы. Что они обозначают?

Выполните письменные задания к упражнению.

Прочитайте предложения, которые вы записали.

Назовите в них глаголы.

Прочитайте сведения о языке на с. 101.

Что такое глагол?

На какие вопросы отвечает глагол?

Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расскажите правило соседу по парте.

Vl l l. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Письмо по памяти

Она кормила зимних птичек,

Бросая крошки из окна,

От их весёлых перекличек

Смеялась радостно она.

Прочитайте стихотворение.

А почему девочка смеялась ?

Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните глаголы.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы, подбирают проверочные слова, называют глаголы, задают к ним вопросы.)

lX. Физкультминутка

X. Включение в систему знаний и повторение

1.Работа в группах

Участвует 4 группы по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицы.

Мир строит, а война……..(разрушает).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Труд кормит, а лень……..( портит).

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

Ласточка день начинает, а соловей….(кончает).

Xl .Рефлексия

Выпишите из текста глаголы.

Росинка дрожала

На тонком листке.

Речонка дышала,

Шурша в тростнике.

В росинку гляжу я,

И вижу, что в ней

Играют, ликуя,

Так много огней.

Их еле заметишь,

Так малы они.

Но где же ты встретишь

Такие огни?

К. Бальмонт

Прочитайте слова, которые вы выписали. На какие вопросы они отвечают?

Допишите предложения: (раздаются карточки)

Урок привлёк меня тем, что……..

Урок показался интересным…..

Урок заставил задуматься……

Урок навёл меня на размышления…..

Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?

Домашнее задание: упр. 172 (с. 102).

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector