• Урок русского языка по теме «Сложные слова» 3 класс (автор учебника Полякова А.В.)

Якупова Венера Геннадьевна, учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №36» Авиастроительного района г.Казани

Адрес электронной почты – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Урок русского языка по теме «Сложные слова» 3 класс (автор учебника Полякова А.В.)

Урок открытия новых знаний. Включает в себя структуры Сингапурской системы обучения. В ходе урока дети выполняют различные упражнения, с использованием деятельностного метода, разных форм обучения (парная, групповая). На уроке идёт диалог (ученик-ученик, учитель-ученик). Дети сами приходят к выводу, что такое сложные слова, знакомятся с их составом и правописанием.

Предмет: Русский языкКласс: 3Автор учебника: А.В.Полякова
Тема урока: «Сложные слова»
Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний
Задачи урока: 1.Работать над формированием понятия «сложные слова» 2. Развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся 3. Воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В.Полякова, рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал
Ход урока:
I Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности
— Ребята, не задумывались ли вы, зачем человеку нужны новые открытия?
— А вы готовы открыть для себя новое?
— Вспомним, откуда мы можем взять нужную нам информацию?
(из учебников, энциклопедий, использовать интернет-ресурсы, помощь одноклассников)
ОБУЧАЮЩАЯ СТРУКТУРА КЛОК БАДДИС
Дети ходят по классу, ищут партнёра и планируют встречу на конец урока
1-й слайд

2-слайд

Прочитайте девиз.
Значение какого слова вам не понятно?

Учитель:
Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Пожелаем друг другу успешной работы!
II Актуализация знаний
1. Учитель: Скажите, какое сейчас время года? Ученики: Осень (Слайд 3)Учитель: Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь? Опустел наш старый сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл? Ученики: Сентябрь(Слайд 4)Учитель: Всё мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Медведь в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? Ученики: Октябрь Учитель: Поле чёрно-белым стало. Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало — Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? Ученики: Ноябрь
Учитель: Обсудите в группе, что общего у этих слов? Начинаем с номера 1, потом 2 и т.д.
Работа выполняется на одном листе бумаги:

Дети по кругу передают лист и вписывают то, что считают нужным

Ученики: Это имена существительные, единственного числа, мужского рода, имеют два слога, первый из них безударный, есть Ь-показатель мягкости согласного, одинаковы по составу.
Учитель: Как вы думаете, какое слово можно считать лишним?
Ученики: 1.«сентябрь», т.к. в первом слоге безударная гласная «е», а в остальных словах «о» . 2.«октябрь», потому что начинается на гласную букву.3.«ноябрь», т.к. количество букв в этом слове совпадает с количеством звуков, а остальных словах такого совпадения нет.
Учитель: Я полностью согласна с вашим мнением. Давайте назовём, сколько букв и звуков в словах.

III Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи

Работа на листе с вопросами (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)
Если согласны с утверждением — ставим «+», если не согласны «-».
Дети до просмотра видеофайлов проставляют «+» и «-», затем после просмотра фиксируют верный ответ.
-Изменились ли ваши убеждения?
Оцените себя – слайд 8

«ДО»
УТВЕРЖДЕНИЯ
«ПОСЛЕ»

Месяц сентябрь называли «хмурень», потому что у людей осенью плохое настроение, им жалко расставаться с летом, они ходят хмурые.

Месяц октябрь называли «листопад», потому что в этом месяце листья полностью опадают с деревьев и покрывают землю разноцветным ковром.
+

Месяц ноябрь называли «грудень», потому что надо одевать тёплый шарф, закрывать шею и грудь, иначе можно заболеть.

ТЕКСТ (ВИДЕОФАЙЛЫ)
Учитель: У древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень». (Слайд 5) Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев — небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень. Октябрь называли «листопадом». (Слайд 6) У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре. А ноябрь получил название «грудень». (Слайд 7). Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как выглядит грунтовая, разбитая после осенних дождей, дорога. В старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.

Учитель: Запишите названия древнеславянских месяцев:Хмурень листопад грудень (Слайд 9)
— Выделим основу в словах (у доски 4 уч-ся)
3.Учитель: Какое слово по составу показалось необычным? Ученики: ЛистопадУчитель: Чем оно отличается от остальных? Ученики: Образовалось из двух слов — «лист» и «падать».
Как вы думаете, кто из ребят, работавших у доски, прав, а кто — нет? Вернёмся к этому существительному в конце урока, когда будем располагать некоторыми знаниями и определим основы
Учитель: Сформулируйте цель нашей работы на уроке. Ученики: Познакомиться со словами нового вида, с особенностями их образования.
Учитель: Тема нашего урока «Сложные слова». (Слайд 10)
IV Построение проекта выхода из затруднения
1. Работа с учебником Учитель: А сейчас откроем учебники на странице 92, найдите упр. № 171. Прочитаем задание: назовите основы, от которых образовались выделенные слова. Обсудите в группе. Записываем:
Лес, степь — лесостепь Учитель: Давайте подумаем, как образовалось слово «лесостепь»? Учитель: Назови основу первого слова? Ученик: Лес. Выделили её. Учитель: Назови основу слова «степь»?Ученик: Степь. Выделили её. Учитель: Какая буква соединила эти две основы? Ученик: Буква «о». Учитель: Эта буква так и называется – соединительная гласная. Учитель: Какое слово образовалось? Ученик: Лесостепь.Учитель: Такие слова называются «сложными». лес, парк – лесопарк лес, тундра – лесотундра птица, ферма – птицеферма корень, плод – корнеплодУчитель: Какой же вывод можно сделать о способе образования данных слов?
Учитель: Прочитаем правило на странице 92.
Поделись своими знаниями с ребятами из других групп.
Под музыку дети двигаются по классу, по сигналу останавливаются и поворачиваются к партнёру.
Подумайте над вопросом , затем по сигналу поделитесь со своим партнёром знаниями. Начинает тот, _________________
Правило рассказывают, используя слайд №11
ЛИСТОПАД – вернулись, основы – слайд 12
V Первичное закрепление во внешней речи
Игра «Образуй сложное слово»
Учитель: Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное. Лес, рубить — лесоруббуря, ломать — буреломсам, летать – самолётпар, ходить – пароходсам, варит — самовар пар, возить – паровозкнига, любить – книголюбсекунда, мерить – секундомер
VI Самостоятельная работа с самопроверкой
(Слайд13)
Человек, управляющий самодвижущимся транспортным средством.
водитель

Короткий ремень, на котором держат при прогулке собак.
поводок

Специалист, дающий пояснения экскурсантам.
экскурсовод

Специалист по ведению учёта операций по банковским счетам.
счетовод

-Кто смог выполнить все задания?
ДОКАЖИТЕ, ЧТО ЭТИ СЛОВА СЛОЖНЫЕ, НАЗОВИТЕ ОСНОВЫ – слайд 14
-Найдите сложные слова (работа с партнёром по плечу).
-Обсудите, как они образовались?
— Давайте поделимся с классом.
VII Включение в систему знаний и повторение см.ПРИЛОЖЕНИЕ – раздаточный материал
Дети выполняют задания самостоятельно, затем найдут партнёра, с кем они запланировали встречу в конце урока и обсуждают выполненные задания
VIII Рефлексия
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ и УЧЕНИКА

Наш девиз:
«Чтобы урок пошёл каждому в прок,
активно в работу включайся, дружок!»
(в прок – на пользу)

15

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector