Урок по теме: «Золотая осень»

Золотая осень

Цели и задачи: познакомить детей с красотой осеннего пейзажа; раскрыть роль искусства в понимании красоты природы; учить рисовать по памяти и представлению; развивать образное видение, эстетическое восприятие в освоении мира; развивать воображение, творческую фантазию, умение работать с гуашью и акварелью; воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, художественный вкус и потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства.

Оборудование: для педагога – методические таблицы, репродукции; для учащихся — листы бумаги, простые карандаши, ластик, палитра , баночки с водой, акварель, гуашь.

Зрительный ряд: репродукция картин И.С. Остроухова «Золотая осень», И.И. Левитана «Золотая осень»,

Литературный ряд: отрывок из новеллы

В. Пескова «Русская осень», стихотворение А. Болонского.

Музыкальный ряд: запись фрагментов из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года».

Ход занятия:

1) Организационный момент: (показ слайда 1 – 2)

Здравствуй ребята. Тема занятия «золотая осень» и наша цель сегодня нарисовать осенний пейзаж, показать осень такую как вы ее видите, понимаете, и любите,

2) Беседа по теме:

Кружат листья над дорожкой,

Лес прозрачен и багрян…

Хорошо бродить с лукошком

Вдоль опушек и полян!

Мы идем, и под ногами

Слышен шорох золотой.

Пахнет влажными грибами,

Пахнет свежестью лесной.

А.Болонский.

Какое чувство выражено в этом стихотворении? Подберите слова, описывающие красоту осенней природы. (показ слайда 3 – 6)

Русская природа- это часть нашей великой Родины. Вы знаете, что трава зеленная, небо синее, коровы не бывают фиолетовыми, зато луна часто бывает серебристо-белой. Все эти цвета вам хорошо знакомы. А какого цвета наша родина? (ответы детей) (показ слайда 7)

В слове «Родина» собраны все цвета радуги и их оттенки. В нём слышим шелест листьев, полевых цветов и трав, звон колоколов, пение птиц, журчание ручьёв. (показ слайда 8 — 12)

Звучит музыкальный фрагмент «осень» П. И. Чайковского.

Какое настроение природы передал композитор звуками?

Какие чувства пробудило в вас это музыкальное произведение?

Какую картину, какое время года вы услышали, увидели?

Прекрасная мелодия Чайковского впитала в себя тихую печаль, задумчивость и цветовую палитру осени. Предлагаю рассмотреть праздник золота и синевы левитановской осени. Показываю слайды. В постоянной экспозиции Третьяковской галереи находятся следующие произведения художника: «Золотая осень», «Первая зелень», «Сиверко». Рассмотрите картину Левитана «Золотая осень». (показ слайда 13)

Какие чувства испытываете вы, глядя на нее?

Какие звуки и запахи передают этот осенний пейзаж?

Осень пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля. (показ слайда 8, 9, 13, 14) Осень – это сплетение радости и грусти. Радость – в дарах природы, в многоцветье красок. А грусть – пронзительная синева небес, в которой утопает золотой багрянец листвы, последний прощальный наряд природы, тревожный шорох листвы, птичьи стаи, улетающие в теплые края, бесконечность мелкого осеннего дождя.

Как вы понимаете народную мудрость: «осень всех наградила, все загубила»? (показ слайда 11)

Осень наградила нас красными и желтыми яблоками, синими сливами, холодным синим небом… Все загубила: (показ слайда 15 — 18)серый дождь, черные мокрые ветви деревьев без золотого наряда.

Что такое звук осени? (показ слайда 19 — 35)

Слышны ли в этом пейзаже звуки падающей листвы?

А шорох листьев под ногами людей?

Шуршат листья, прощаясь друг с другом и солнышком; поют грустную песню капли осеннего дождя; пахнет в осеннем парке сыростью и увядшей листвой.

Назовите средства художественной выразительности, использованные в картине.

Картина «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своём спокойствии осени. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева мы видим берёзовую рощу, справа- лишь отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно зеленой полосой озими- деревня.

Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что ее густо- синяя вода медленно движется. Крутой пригорок, на котором растут маленькие деревца, резко обрывается вниз. Земля покрыта побуревшей осенней травой. Багряно- золотистые березы слева и красно- бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали лесов и полей.

Предлагаю послушать новеллу В. Пескова «Русская осень».

3.Физ-минутка.

«Упражнения листики».

Дыхательные упражнения «ныряльщики».

Глазодвигательные упражнения «глаз путешественник»

4. Работа над новым материалом.

А теперь кто мне скажет, что мы сегодня будем рисовать? Верно, мы рисуем осенний пейзаж.

Основным средством художественной выразительности является цвет –теплый или холодный.

Поэтому анализируя картину мы в первую очередь обращаем внимание на колорит. (показ слайда 36 — 41)

Колорит это задуманное художником цветовое сочетание, с помощью которого он создает художественный образ. Если преобладают сине-зелёные , фиолетовые оттенки колорит называется холодным. При доминировании желтых, красных, оранжевых , охристых цветов –колорит теплый.

5. Педагогический рисунок.

Внимательно посмотрите как я выполню рисунок. Строя рисунок на бумаге , мы должны помнить о том как правильно расположить лист, по горизонтали или вертикали будет наш рисунок. Я размещаю лист по горизонтали . определяю на нем размещение деталей композиции.

Потом более детально прорисовываю свой пейзаж. То, что находится внизу рисунка, на ближнем плане крупнее и четче видно. То, что находится ближе к горизонту, выглядит меньше и более расплывчато.

6. Самостоятельная работа.

Выполнить рисунок пейзажа «Золотая осень».

Целевой обход:

Контроль организации рабочего места.

Контроль правильности выполнения приемов работы.

Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

7. Итог

Что узнали нового? Чему научились? (показ слайда 42)

Отгадывание кругограммы со словами Левитан, пейзаж, колорит. (показ слайда 43 — 46)

Проанализируйте колорит рисунков, выполненных вами на занятии.

Определите рисунки с наилучшей композицией.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector