Урок по теме: «Средневековое рыцарство»

Разработка урока

Тема: Средневековое рыцарство

Рассчитан на 2 часа (1 час истории, 1 час изо)

Учителя: ИЗО Игнатова Е.А., история Файзуханова В.П.

Учителя: Игнатова Е.А., Файзуханова В.П.

Тема урока: Средневековое рыцарство.

Цель урока: способствовать созданию у учащихся целостной картины жизни средневекового рыцарства.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания по теме «Становление феодальных отношений», полученные на уроках истории.

  2. Познакомить учащихся с условиями жизни господствующего класса.

  3. Обучать умению анализировать комплекс исторических фактов.

  4. Создание художественного проекта путем индивидуально-коллективного творчества.

  5. Развивать умения аргументировать и защищать свой проект.

Тип урока: интегрированный урок истории и ИЗО.

Оборудование: слайд-программа, учебник истории, рабочая тетрадь по истории, ватман, краски, карандаши.

Описание сценария урока.

Время урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Вводное слово учителя, определение целей, задач урока, постановка проблемного задания. Мы знакомимся с жизнью средневековой Европы. Как называется общественный строй, установившийся в Европе в эпоху Средневековья?

Почему он так называется?

На прошлом уроке мы познакомились с жизнью крестьян, а сегодня мы отправимся в прошлое, чтобы поближе познакомиться с жизнью феодалов. В результате вы должны будете предоставить отчет о вашей научной экспедиции. Итак, запишите заголовок отчета – тему урока.

Ответы на вопросы учителя, записывают тему урока в тетрадь по истории.

Подготовка к усвоению новых знаний

Где жили феодалы?

Почему в замках? Как это было связано с обстановкой в Европе? Огромное значение при строительстве замка играл рельеф местности, который мог стать дополнительной защитой.

Отвечают на вопросы учителя

Формирование новых знаний.

1.Средневековые замки

1. Место под постройку замков выбиралось с учётом труднодоступности для врага.

На 1-2 слайде замки построены на равнине. Место выбрано открытое без лесистых насаждений. Со стен замка хорошо просматривается округа, но сены замка будут легко доступны для врага. Для этого вокруг замка был выкопан глубокий ров. Часто ров заполнялся водой, а в замок можно было попасть только через подъёмный мост.

На 3-4-5 слайдах замки построены на трудно доступных скалах. Обрывы вокруг стен не дают возможности подойти к замку, и вход остаётся только со стороны, где находится подъёмный мост. Издалека этот замок сливается со скалой и смотрится монолитом.

На 6 слайде для постройки замка выбрано живописное место. Прекрасная гладь озера отражает постройку и кажется, что красивый остров находится в самой его середине. Взять штурмом такой замок очень тяжело. Но минусом является насыпная дорога, ведущая к подъёмному мосту.

7 слайд. Потребовались столетия, прежде чем европейская культура преодолевает упадок после краха античного мира.

С 10 века появляется так называемое романское искусство феодального периода, который существует до 12 века.

Строительство домов-замков было обусловлено вынужденной защитой. Именно с этого периода появляется поговорка «Мой дом — моя крепость.».

Специальные ходы скрытые от глаз и известные только узкому кругу прятались в башни – донжёны. Толстые стены из камня, реже из кирпича, служили надёжным укреплением. Строители этого периода подобно римлянам умели выводить арки и своды. Узкие окна – бойницы, арочной формы не имели стекла.

Мы отправляемся в замок, построенный по всем правилам средневековой архитектуры.(слайды).

В дозорной башне замка постоянно дежурят стражники. Они зорко вглядываются в даль, не покажутся ли враки. …Вдруг вдали заклубилось облако пыли. В замке сразу же раздается сигнал тревоги – звук боевой трубы. По этому сигналу владелец замка и его воины спешат занять места на стенах замка, чтобы отбить нападение одного из соседних феодалов. Преодолевается железная решетка на воротах, , вторая стена, во дворе замка колодец, , печь для выпечки хлеба, дома дворовых ремесленников, конюшня и другие хозяйственные постройки. Последнее укрепление – донжон.(слайд)

Куда отправится владелец замка после поражения, кто его защитит, кто ему поможет?

Записывают в тетрадь определение: замок – укрепленное жилище феодала.

Местность:
а) равнина,
б) гора,
в) озеро,
г) насыпной холм.


2.Посвящение в рыцари

В замке сеньора мы попадаем на торжество: старшего сына герцога посвящают в рыцари. Это слово сохранилось и до наших дней. Тяжело вооружённый конный воин – рыцарь.Только сейчас говоря слово «рыцарь» мы представляем себе богатыря, закованного с головы до ног в броню, а понимаем, что речь идёт о человеке смелом, благородном и верном долгу.

Подготовительное воспитание к званию рыцаря начиналось с семилетнего возраста. Мальчика посылали ко двору какого-либо князя или к каому-либо рыцарю, к которому он поступал на службу в качестве пажа. К 14 годам паж делался оруженосцем и , наконец, в 21 год посвящался в рыцари.

Это было главное событие в жизни феодала. Ночь накануне посвящения будущий рыцарь проводил в молитве. Посвящение начиналось с благословения священника , затем юноша произносил клятву верности (см раб.тетрадь), освящался меч, далее шло облачение в доспехи. Главные атрибуты рыцаря – шпоры и меч – ему надевал сеньор. Затем сеньор мечом плашмя ударял коленопреклоненного рыцаря ( см. раб.тетрадь).И это был единственный удар, который рыцарь оставлял без ответа.

Работа с рабочей тетрадью.

3.Рыцарский турнир.

По случаю посвящения сына в рыцари знатный феодал устроил большую охоту и турнир Охота дает возможность рыцарю проявить силу и отвагу, потому что борьба с раненым диким кабаном или медведем столь же опасна, как и с вооруженным врагом, а погоня за оленями развивает искусство верховой езды, необходимые воину.

Но главное зрелище – это все-таки турнир. Турниры – это военное состязание рыцарей в силе, ловкости, храбрости, умении владеть оружием.

Для этого необходимо облачиться в доспехи.

.(слайды с15 – 20) Рыцарские доспехи стоили очень дорого: за боевого коня и полное вооружение всадника надо было отдать целое стадо коров (45). Конный воин рыцарь был вооружён прямым мечём и длинным копьём. Большим щитом он прикрывался с головы до ног. Тело рыцаря защищала рубашка, сплетённая из железных колец,- кольчуга. Позднее кольчугу сменил стальной панцирь. На голову рыцарь надевал шлем, в минуты опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с узкими прорезями для глаз. Рыцари сражались на сильных выносливых конях, которые были также защищены доспехами.

Вооружение рыцаря было очень тяжёлым, оно весило до пятидесяти килограммов. Поэтому воин был неуклюж и неповоротлив. Если всадника сбивали с коня, он не мог подняться без посторонней помощи. Чтобы сражаться на коне в тяжёлых доспехах, нужна была долгая выучка; не менее 7 лет.

На турниры собиралось много зрителей.

На турнирах сражалось между собой два отряда рыцарей, один против другого, или происходило единоборство. Копьё — первое оружие, которое использовали воины, съезжаясь на конях навстречу друг другу по знаку судьи. Тупым турнирным копьём рыцари стремились выбить друг друга из седла. Затем, когда копья были сломаны , сражались на мечах. Заканчивались иногда турниры рукопашным боем.

Побеждённый отдавался в плен победителю, которому доставались также конь и оружие. Кроме того, пленный должен был выплатить выкуп за свою свободу и вооружение.

(21 слайд) чтение отрывка из средневековой поэмы.

Два славных рыцаря стремглав

Несутся; тот и этот щит

Смят; под ударами трещит

Нагрудник конский и подпруга.

Сбить на земь силятся друг друга,

И каждый не жалеет шпор,

Жесток удар, могуч напор,

Сбив сёдла, копья изломав,

Дерутся с помощью булав

И жезлов; шлем стремясь рассечь,

Лишь гнут его заубрив меч.

Не видел свет подобной рубки.

Никто не делает уступки,

Показывая, как он смел.

После турнира устраивался пир. Но о пирах мы поговорим с вами позже.

Рассматривают рисунки в учебнике.

Турнир –военные состязания рыцарей в силе и ловкости.

Подготовка и защита проекта

Класс разделен на три творческие группы, каждая получает задание:

1.нарисовать и защитить проект рыцарского замка

2. нарисовать рыцаря в боевом снаряжении.

Выполнение творческого задания. Защита.

Подведение итогов.

Оценка проектов. Подведение итогов урока.

http://forum.worldoftanks.ru/index.php?/topic/119295-%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d0%bd-knights-kni/page__st__180

http://900igr.net/fotografii/istorija/Rytsari-i-zamki/016-Stalnye-laty.html

http://antikvaram.ru/kollektscii/voennyi-antikvar/»>http://www.xrest.ru/original/783397

http://renessans-acad.ru/?page_id=165

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *