Урок по теме: «Растения в нашей жизни»

Урок по предмету Природа родного края на тему:

«Растения в нашей жизни»

Учителя – авторы: Беляева М.М., Зубова А.Л.

МБОУ «Гатчинская СОШ № 2»

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Цель урока: обобщить и оценить знания учащихся по теме «Растения в нашей жизни».

Задачи урока:

1) закрепить знания учащихся по теме «Растения в нашей жизни»,

2) развить интерес учащихся к многообразию и значению растений нашего края,

3) прививать любовь учащихся и бережное отношение к живой природе.

Основные понятия: класс, семейство, тип корневой системы, листорасположение, жилкование листьев, цветок, соцветие, плод.

Методы: беседа, выступление с докладами, работа в группе, тестовый опрос.

Материалы и оборудование: таблицы, гербарии и рисунки с изображением представителей семейств растений (крестоцветные, розоцветные, пасленовые, мотыльковые, сложноцветные, лилейные, злаки), карточки с инструкцией для учащихся, заготовка пособия — немой рисунок («раскладушка).

План урока:

  1. Организационный момент: приветствие, разделение на группы (1 мин),

  2. Актуализация знаний (3 мин),

  3. Распределение заданий по группам и выполнение учащимися соответствующей работы (5 мин),

  4. Выступления учащихся с подготовленным материалом (20 мин),

  5. Тестовый опрос (7 мин),

  6. Подведение итогов (2 мин),

  7. Домашнее задание (2 мин).

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент: приветствие, разделение на группы (1 мин)

Учитель объявляет учащимся тему контрольно-обобщающего урока: «Растения в нашей жизни» и предлагает ученикам распределиться по группам в составе 4 человек.

Учащиеся распределяются по группам, выбирают капитана.

Актуализация знаний (3 мин)

Учитель в виде загадок напоминает учащимся о некоторых растениях, относящихся к различным семействам.

Ученики угадывают загадки.

Выступления учащихся с подготовленным материалом (20 мин)

Учитель обращает внимание учеников к следующему этапу урока, выслушивает и оценивает учащихся. После выступлений учащихся делает вывод о значении и многообразии растений нашего края, сообщает оценки за данную работу.

Каждая группа учащихся по очереди выступает с подготовленным материалом. Они дают характеристику данному семейству, не говоря, конкретно о каком идет речь, поэтому остальные учащиеся должны догадаться и назвать это семейство. Затем демонстрируют «раскладушку» уже оформленную, ученики в соответствующих костюмах рассказывают о значении некоторых растений данного семейства (дикорастущем и культурном) нашего края.

Тестовый опрос (7 мин)

Учитель предлагает учащимся воспользоваться тестом (задания — утверждения), который заранее был подготовлен на парте в конверте.

Когда работа будет выполнена, учитель просит учащихся поменяться работами с соседом. Затем учащиеся оценивают работы товарищей (всё правильно – «5», 1-3 ошибки – «4», 4-6 ошибки – «3», более 6 ошибок – «2»).

Ученики индивидуально выполняют работу. Когда время, отведенное на см. работу, закончится, ученики по команде обменяются своими листочками с соседом по парте и проверят её вместе с учителем (ответы учитель заранее поместит на доске, но до данного этапа урока их не покажет).

Т.о. каждый ученик узнает свою оценку.

Подведение итогов (2 мин)

Учитель делает вывод о проделанной работе за урок, выставляет оценки в журнал и дневник (за работу в группе и тест).

Учащиеся слушают учителя.

Домашнее задание (2 мин)

Учитель предлагает учащимся из подготовленного кулька вытянуть по листочку, в котором написано растение (каждому своё). К следующему уроку ученик должен подготовить небольшой реферат.

Ученики записывают задание в дневник.

Приложение

1. Критерии оценки учащихся

Учащиеся выполняют задания в соответствии со способностями (рисуют, готовят пересказ, формулируют описание растений, опираясь на план), но при оценке каждого соблюдаются следующие требования:

  1. Умение излагать четко и логично материал на поставленный вопрос,

  2. Знание материала,

  3. Умение анализировать и делать выводы, вычленять главное,

  4. Умение работать в группе и индивидуально.

2. Карточка – инструкция (для каждой группы)

Охарактеризовать данное семейство растений по следующему плану:

  1. Класс растений (однодольные, двудольные),

  2. Количество видов,

  3. Тип корневой системы,

  4. Строение и жилкование листа, листорасположение,

  5. Форма стебля,

  6. Цветок, соцветие,

  7. Плод,

  8. Примеры.

3. Загадки

    1. Семейство крестоцветные:

«На плечах Игнашки сорок три рубашки, все из ткани отбелённой, а поверх пиджак зелёный» (капуста белокочанная).

    1. Семейство розоцветные:

«Царицей цветов я зовусь, на вид я прекрасна, нежна, но тронешь меня невзначай, почувствуешь, как я сильна» (роза).

«Синий мундир, жёлтая подкладка, а в серёдке сладко» (слива).

    1. Семейство бобовые:

«Цветок – крылатка, а плод – лопатка, плод зелен и молод, но сладок, как солод» (горох).

«Что же это за подвох? Вдруг на дереве горох» (акация).

    1. Семейство пасленовые:

«Ягода красна, ягода вкусна, режь да соли, ешь, да хвали» (томат).

«Цветок напрасный, плод опасный, а поле всё засажено» (картофель).

    1. Семейство сложноцветные:

«В жёлтеньком домишке чёрные детишки, среди них есть серые, но они незрелые» (подсолнечник).

«Я и в поле, и в саду у похожих на виду, голова моя бела, лепестками поросла» (ромашка).

    1. Семейство злаки:

«Золотист он и усат, а в карманах сто ребят» (кукуруза).

    1. Семейство лилейные:

«В Древнем Риме и Египте его знали с давних лет, он служил лекарством, пищей, а ещё как амулет» (лук репчатый)

4. Описание растений (дикорастущего и культурного) к каждому семейству

Семейство

Растение

Описание

Крестоцветные(капустные)

Пастушья сумка

+

Капуста

+

Розоцветные

Шиповник

Яблоня

+

Пасленовые

Дурман

Картофель

+

Мотыльковые (бобовые)

Горох

+

Овощные бобы

+

Сложноцветные (астровые)

Одуванчик лекарственный

Подсолнечник

+

Лилейные

Ландыш майский

+

Лук репчатый

+

Злаки (мятликовые)

Пырей ползучий

Пшеница

+

Пастушья сумка

Пастушья сумка несмотря на то, что сорняк, является пищевым и лекарственным растением. В траве найдены органические кислоты, витамины С и К, дубильные и другие полезные вещества. Лекарственные свойства пастушьей сумки известны с древних времен (в Древней Греции и Древнем Риме), и по настоящее время ее используют как кровоостанавливающее средство.

Капуста

Капуста была известна ещё в каменном и бронзовом веках – археологи при раскопках стоянок древнего человека находят семена капусты. В древности капусту возделывали и арабы и египтяне, капуста, как огородный овощ, была известна в Древней Греции и в Древнем Риме. На Руси капуста считалась одним из главных овощей уже в XI – XII веках.

Шиповник

Шипо́вник (

Икотник

Хрен

Редька

Розоцветные

Груша

Кизильник

Малина

Рябина

Паслёновые

Беладонна

Петуния

Табак

Томат

Бобовые

Акация

Карагана

Клевер

Мимоза

Сложноцветные

Ромашка

Артишок

Бархатцы

Георгина

Лилейные

Лилия

Гусиный лук

Драцена

Гиацинт

Злаки

Рожь

Кукуруза

Рис

Ячмень

Пособие «раскладушка» — немой рисунок (каждой группы)

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *