Урок по теме «Постоянство температуры тела и способы ее регуляции»

Смирнова Евгения Павловна, учитель биологии

ГБОУ гимназия №446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Тема урока: «Постоянство температуры тела и способы ее регуляции»

Цель: сформировать у учащихся знания о функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма.

Задачи : 1. Образовательные

— организовать деятельность учащихся по повторению и закреплению материала о строении, функциях и повреждениях кожи;

— обеспечить проверку и оценку знаний;

— организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению фактов о процессах терморегуляции организма;

2. Развивающие

— содействовать развитию у учащихся умений выделять главное, структурировать информацию;

— способствовать развитию у детей умений общаться, монологической и диалогической речи;

— продолжить формирование умений по работе с лабораторией «Архимед».

3. Воспитательные

— содействовать развитию у учащихся коммуникативной культуры.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, цифровая лаборатория «Архимед», датчики температуры и влажности, соединительные кабели, раздаточный печатный материал.

Тип урока – комбинированный.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Контроль знаний.

— Работа в группах по повторению материала о строении кожи, ее функциях, повреждениях и болезнях (см. приложения к уроку).

— Обсуждение информации внутри группы.

— Представление блока заданий (защита) каждой группы перед классом.

3. Объяснение нового материала:

Учитель:

Сегодня мы должны более подробно изучить одну из важнейших функций кожи, причем, не только теоретически, но и практически (выполняя лабораторную работу).

Какая это функция?

Я начну с одного примера из реальной жизни.

Итак, это произошло в 1644 году в роскошном замке миланского герцога Л. Моро, где состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой» мальчик. Тело ребенка было покрыто золотой краской. Забава знатных гостей была роковой для мальчика. Он был оставлен на холодном полу на всю ночь, а утром его нашли мертвым. Высказывались различные предположения о причине его смерти. А как вы думаете, отчего умер мальчик?

Ученики высказывают предположения…..

Тема урока – «Постоянство температуры тела и способы ее регуляции».

(на экране через проектор).

Окончательно разобраться в причине смерти мальчика мы сможем в конце изучения темы.

Человек относится к теплокровным организмам с высоким уровнем обмена веществ.

За нормальную температуру принимается t° близкая к 37° С, это ее среднее значение, она может колебаться от 36,5° до 36,9° С.

Если температура тела поднимается выше 43° С или падает ниже 25° С, то это, как правило, заканчивается летальным исходом.

Ученые измеряли температуру тела взрослого человека, легко одетого, в помещении с t° воздуха +20°С в разных участках:

Например, t ° глубокой мышечной части бедра +35°С, t глубоких слоев икроножной мышцы – 33° С, а в центре стопы 27 – 28° С.

Ректальная температура 37° С, на лбу — 33° С, кисть — 28,5° С.

В течение суток у здорового человека t тела имеет колебания: она минимальна в предутренние часы и максимальна в дневное время (амплитуда 1° С). Дневная t° также имеет 2 пика: в 12 часов и в 18 часов.

От каких причин зависит t° тела и каким образом кожа, как орган, участвует в терморегуляции, вы узнаете из презентации.

(Презентацию заранее дома делают учащиеся)

— определение «терморегуляция»;

— виды терморегуляции;

— органы, продуцирующие тепло;

— органы, отдающие тепло;

— теплопередача, теплоизлучение, испарение пота;

— роль центра терморегуляции (в промежуточном мозге) и центра коры больших полушарий в регуляции постоянства температуры тела и обмена веществ. А теперь ответьте, почему умер мальчик?

— Причина смерти мальчика – слишком большая потеря тепла от раздражения кожи краской, организм не успевал его продуцировать.

Ответьте на вопрос: какие особенности строения кожи способствуют терморегуляции организма?

4. Закрепление нового материала:

— выполните лабораторную работу «Выделительная и терморегуляторная функция кожи», используя лабораторию «Архимед» и инструктивную карточку.

— оформите отчет по работе.

Инструктивная карточка к лабораторной работе

  1. Запустите программу с рабочего стола: Пуск—Программы—Наука—Мultilab

  2. Произведите настройку датчика: Регистратор—Настройка

Настройка параметров измерений:

Частота измерений – 10 замеров /cек

Число замеров – 1000

  1. Положите в полиэтиленовый пакет датчики влажности и температуры.

  2. Наденьте пакет с датчиками на кисть руки так, чтобы датчик температуры не касался руки и закрепите его в области запястья шнурком.

  3. Приступайте к выполнению опыта. Нажмите кнопку Старт, записывайте данные 1 -2 минуты.

  4. Остановите запись нажатием клавиши Стоп.

  5. Снимите пакет с руки.

  6. Проведите анализ эксперимента, сравните температуру и влажность в начале опыта и в конце, определите среднюю температуру и влажность

  7. Потрите руки или погрейте под настольной лампой.

  8. Повторите эксперимент.

  9. Создайте отчет по проделанной работе. Документ должен содержать тему работы, цель работы, таблицу с данными, ответы на вопросы.

опыта

t° в начале опыта

t° в конце опыта

Средние показания t°

Влажность в начале опыта

Влажность в конце опыта

Средние показания влажности

Опыт1

опыт 2

Вопросы:

  1. Почему повышаются температура и влажность в ходе 1 опыта?

  2. Почему во втором опыте они увеличивались быстрее и достигли более высоких значений?

  3. Какое значение для организма имеет потоотделение?

  4. Почему летняя одежда обычно делается из натуральных тканей?

5. Домашнее задание:

Для всего класса – чтение и пересказ параграфа 43;

Индивидуальные задания – создание презентаций на тему «Закаливание организма» и «Гигиена одежды».

  1. Рефлексия:

Ответьте на вопросы:

Самым интересным сегодня на уроке было……

Самым сложным для меня сегодня было……..

Использованная литература и Интернет источники:

1. Цифровая лаборатория «Архимед». Методические материалы. Институт новых технологий. – М.: 2007

2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. — М.: Просвещение, 1971 г.

4. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 8 класс. Человек и его здоровье. Локальная версия, 1 CD.

4 . http://bio.1september.ru/article.php?ID=200800401

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector